|
Итоги сезона
Все
смешалось в Хрониках. Хронология
нарушилась. Этот отчет должен бы
предшествовать предыдущему, а между
ними - Куликовка. Но так сложилось...
...Пока готовил эти заметки,
на столе лежала "Технология групп"
В.Ланцберга и М.Кордонского., в очередной раз
перечитываемая (далее - ТГ). От неё и
некоторые ниточки сюда потянулись, уж извините.
Разъяснения для иногородних. В Туле, вроде бы, два КСП: "Только так!",
почему-то имеющий статус городского,
и "Бригантина", обитающая при
Доме Учителя. Есть ещё клуб
любителей творчества В.Высоцкого
"Горизонт", что-то
малозаметное раз в год
проводящий, и ничем во внешнем мире
себя не проявляющая детско-юношеская
"Дека"...
При всей моей любви к "Только таку"
о каком-то сезоне в нем говорить
не приходится. Чего не было, того не
было. Было два больших концерта. Один
- к тридцатилетию Клуба - хорош тем,
что в зале собралось много старых
КСПшников. Второй - третий вечер
памяти Буряка - тем, что он вообще
состоялся. Какая уж тут "геронтология"
или хотя бы "летаргия" Клуба по
ТГ.
Смерть во всем её безобразии. Основной
диагноз: смерть от передозировки
общения. Встречаться ради общения
проще, чем ради работы, а когда не
стало совместной работы, общаться
стало не о чем... Сопутствующие
болезни: невнятные отношения с
"крышей" - ДК ТОЗа, неудачный
выход из очередного "бунта
стариков" по ТГ. Мир
праху... Но вот другая беда... "Бригантине"
осенью два года, а по той же "Технологии"
больше пяти лет подобные
образования без специальных мер не
живут. Почти половина
отпущенного теоретиками срока
прошла. Неизбежные старческие
болезни ещё впереди, а вот
наследственные... "Бригантина" и
возникла-то из очередного бунта
стариков "Только така". Да ещё под
лозунгом "Надоело говорить и
спорить". Посмотрим, куда она
плывет... Пора говорить "как с
большими".
Бригантинский сезон получился
насыщенным чрезвычайно. С октября по
май четыре клубных концерта, четыре
концерта очень не похожих друг на
друга гостей из ближних и дальних
мест (Анатолий Лазарев, Ольга Белова,
Игорь Белый - Татьяна Королёва,
Владимир Юхно), сольник на двоих
Валентины Буталовой и Леонида
Альтшулера, городской фестиваль АП.
Итого десяток хорошеньких,
жирненьких плюсиков оргам "Бригантины".
Пара мелких пометок для памяти. В
прошлом сезоне "Бригантина"
радовала пунктуальностью, "начало
концерта в 19:00" означало, что
концерт начнется не позже, чем в 19:05.
В этом же могли опоздать и на
пятнадцать, и на двадцать пять минут,
дожидаясь, когда подойдут последние
зрители. Зритель развращается, и в
следующий раз приходит к половине
восьмого. Ещё. Если послеконцертный
разбор полётов намечается на месте,
то и самовар нужно раздувать до
окончания концерта, иначе многие так
и не дожидаются разбора. Впрочем, это
уже совсем мелочь.
Теперь,
о "Бригантине" - Клубе
самодеятельной песни. Взяв за
основу концерт 27 мая, о котором было
объявлено, что "на сцене будут лучшие
авторы и исполнители клуба". Для
начала заметим, что реклама несколько
лукавила. Концерт открыли автор и
исполнитель, каждый из которых
мелькнул по разу на других
мероприятиях Клуба. И, пока, до лучших
не дотягивающие Не стал бы об этом
ничего говорить, пусть примелькаются, но вот
первый - Игорь
Боронин - абсолютно дворовой
мелодией и невнятным слогом загубил давнишнюю тульскую историю
о надписи "Солнышко Наташка"
под крышей секретного корпуса
Тульского политеха. Скандал тогда
был громкий, а надпись не могли
стереть несколько лет, по-моему, до
Олимпиады. Испортил песню, ...!
Второй - Роман Бобровников -
похоже, специализируется на
исполнении Ю.Кукина. С проигрышами
между куплетами, но без кукинской
изящной небрежности, что делает
знакомые песни странными.
Перейдем все же к раздаче серег сестрам.
К лучшим, то есть. Не отрываясь от
программы. Но и помня об итогах
сезона и об эпиграфе к странице.
Последовательность изложения не
совсем будет совпадать с порядком
номеров в концерте.
Максим Волосков. В отчетном концерте,
как в некоторых других, читал свои
стихи. Не вызвавшие с ходу ни
раздражения, ни особого интереса (тридцать
третий раз повторяю - у меня!). Что
уже хорошо потому, что его песня "Россия",
которую за сезон мне довелось
выслушать не менее трех раз,
раздражает до скрежета зубовного
полным отсутствием образности,
излишним пафосом и никакими рифмами.
"Сынов - лесов" это ещё не самый
выдающийся пример.
Дина Ершова. В отчетном концерте
выступала как исполнитель и автор
музыки, в сезоне еще исполняла свои
стихи и песни. Исполнительская
ипостась, пока, представляется самой
интересной. В собственной музыке
любовь к развернутым проигрышам
переводит песню в немного другой
жанр и мешают. Стихи же... Показались
мне излишне фэнтезийно-эльфийскими.
Причем в смысле скорее ролевых игр,
чем в смысле толкиенутости. И,
простите меня, я не понимаю, что
такое "лабиринты скрижалей"!
Евгений Бурукин. Полный автор.
Ограничимся разговором только о
песнях в отчетном концерте.
Первая, "Светлана Вячеславна". Два
куплета в начале заставили
прислушаться, "ну-ка, ну-ка". Но
невнятные "не глупец, но взгляд
коварен", "язвит, меля словесную
химеру" дали понять, прорыва опять
не произошло. А ближе в финалу "ты
хочешь быть концом на них похожим"
убило песню. До конца. Вторая, "О
технологии создания АП"
претендовала на пародию. Пародия
должна быть или злой или смешной.
Может быть и злой и смешной. Но, хотя
бы, узнаваемой... Пока же Евгений в
приватном разговоре не назвал мне
пародируемого автора, опознать его я
был не в силах, а с творчеством
пародируемого знаком вроде бы неплохо. И третья, написанная "по
заказу", к Дню Геолога. И в
точности по рецептам предыдущей.... Включая "...и
бледною мелодией связал".
Исцелися сам?
Татьяна Наумова. Автор, имеющая
свою аудиторию. Её и достойная.
Убеждена, что "отцы - идти" это
рифма. Анализ - бессмыслен. Ибо, в
другом месте, на вопрос (не мой!), "Сознательно
ли Вы используете в этой песни
приемы обращения к примитивизмам?", гордо ответила "Я никаких
приемов не использую!". В
отчетном концерте после исполнения
трех песен была вызвана на бис. Это -
к вопросу о высоколобой критике и
настоящей популярности.
Валентина Пинаевская. Виктория Ткач.
Читали свои стихи. Первая, кажется,
впервые в "Бригантине", вторая
участвует почти во всех концертах.
Все ровно, без режущих слух огрехов.
Но и не проникающее дальше слуха. Что
есть факт лично моей биографии, не
более.
Небольшое отступление, навеянное
стихами и текстами авторов "Бригантины".
Позволю себе автоцитату из
апрельского отчета этого года: "Небрежная рифма,
междометия, добавляемые в строку для
соблюдения размера (если автор
вообще озабачивается соблюдением
размера), смесь слов из различных
смысловых слоев, просто
необязательные слова..." Сказано
было по другому поводу, но с тайным
умыслом. И вот почему к этому
возвращаюсь. "Бригантина"
поддерживает дружеские отношения с
тульскими, как сказано было в одной
афише, "членами Союза
писателей России". (Почему-то
среди ЧСПР, близких "Бригантине"
- сплошь дамы, среднего и старше
возраста). Не скажу, чтобы стихи
упомянутых дам меня заинтересовали,
но, по крайней мере, они грамотны
и слишком уж явных ляпов лишены. И
вот загадка, что мешает ЧСПР (той же В.Ткач,
например) и
авторам "Бригантины" собраться
и обсудить стихи и тексты? Нежелание
обидеть молодое (или не очень)
дарование или нежелание дарования
выслушивать что-либо, кроме
восхищенных отзывов? А вот правило "Бригантины"
непременно включать в программу
выступления поэтов (самодеятельных
и не очень) мне кажется хорошим
правилом.
Игорь Аргунов. Пишет "песни
на стихи никому не известных
тульских поэтов". Песни, в
основном, лирические и исполняемые в
полуэстрадной манере. Такой
лубочный молодец "а-ля рюс". С
заметным стремлением очаровать зал.
Непривычно бодрым исполнением "В
нашем доме пахнет летом" добился-таки
"ладушек" от зала. (Кстати, кто-нибудь
автора вспомнит? Напишите,
пожалуйста!). А к теме "оживляжа"
попробуем еще вернуться.
Сергей Ламков. Исполнитель.
Поет очень разных авторов,
хороших и много. И одинаково. Равно
громко и напористо Шербаков, Дулов,
Иваси, Загот...(между прочим, авторов
в концертах принято объявлять).
Старое КСПшное правило "Пой
громче, чтоб гитару слышно не было"?
Вроде бы нет... Довелось мне однажды
слышать его в компании - всё
соразмерно. Тогда получается, что
откуда-то возникло у него
представление о необходимости
оглушить зал, завлечь на этакую
броскость... Некоторые же песни
его репертуара на такой напор не
рассчитаны и ломаются. Показывал он
в сезоне и первую полностью свою
песню "Туман и грибная пора".
Получилась песня!
Ольга Соловьёва. На мой взгляд,
самый интересный автор "Бригантины".
Заинтриговала ещё с первого
концерта "Бригантины". Очень
неровный автор. Порой ей вкус и мера
изменяют, особенно в некоторых
шуточных песнях. Порой заносит её в
какие-то "русско-народные"
мотивы, звучавшие в своё время с
советской эстрады. И есть у неё
несколько весьма обнадеживающих
вещей. В отчетном концерте, к
сожалению, не исполненных. К
слову. На прошедшем фестивале в
Коломенском Ольга по рекомендации
мастерских Второго Канала попала в
концерт "Находки мастерских".
По мне, так это весит больше, чем
лауреатство на каком-нибудь
фестивале. Поздравляю!
Максим Денисов. Пожалуй,
будущая надежда "Бригантины"
в номинации "исполнитель". В
репертуаре наметился сдвиг, правда,
пока от хитов к модным авторам.
Работать ещё надо над многим. И в
голосе мужественности поднабраться.
И продолжать искать своих
авторов.
Евгений Харламов.
Вот ещё плюс "Бригантины", её
открытость. Евгений в концертах "Бригантины"
поет часто. В этот раз лирика и юмор
соотносились как 3:1, причем "Ни
тепло, ни жарко, просто апрель" я
слышал впервые. Уже оцифровано,
скоро выложу.
Полина Старухина - Наталья
Степанова
За весь сезон и дуэт, и Наталья соло,
появлялись обидно мало и с давно
знакомыми вещами. А жаль.
Валентина Буталова
Валентина - моя любовь с первой
Куликовки. Я даже с Митяевым в её
репертуаре смирился. А репертуар все
меняется. В этот раз вот "Песенное
перемирие" Альтшулера спела.
Приятно, в Туле появился поющийся
автор...
Евгений Волков
Ещё один пример открытых дверей "Бригантины".
Классический (и классный)
исполнитель. Спел Кабанова, Михалёва,
Визбора. И начал пытаться
разогреть зал. "Призрачно всё..",
а потом на пару с Полиной - "Пароходик"
Сергеева.
Вот концерт и закончился. И сезон с ним. Пара слов за занавесом.
"Бригантина" выросла за два
года. Или это я к ней притерпелся. Но
если в прошлом году удачные номера в
концертах подсчитывались на пальцах,
то в этом 2\3 отчетного были интересны. Пора
окончательно взрослеть, и начать
задавать взрослые вопросы. Для чего
всё это? Мне, занудному зрителю,
интересен ответ Клуба на вопрос: "Для
чего нужны клубные концерты?". Зрелище,
развлечение меня, любимого, "как
здорово, что все мы"? Встреча
для непростого разговора, "извини,
старина, захотелось немного
излиться"? Сейчас "Бригантина"
движется галсами. Своими концертами
в первом направлении. Лучшими из
гостевых - во втором. А третьего, ведь
не дано...
Ну, и совсем о другом. Даже не
замечание, так, рецепт. Может
пригодится. Клубу песни полезны
для здоровья ансамбли. Дуэты, трио,
квартеты...
Вы скажете "а не слишком ли
мрачная картина нарисовалось?" (я даже знаю кто скажет)....
Да, нет.. Мрачно, но не так. Но! Бригантинцам пока еще очень
здорово, от того, что все они там
собрались. Поэтому они и говорят
друг другу комплименты. И привыкли
их выслушивать. У Евгения
Бурукина в его посвящении "Бригантине"
есть строчка: "и из дружбы её
якоря!". Подозреваю, что здесь
злую шутку сыграл дедушка Фрейд, а
Евгений собирался отпустить
очередной комплимент "Бригантине".
Меж тем, якорь - это штука, не
дающая кораблю плыть!
Плыви, "Бригантина", ракушками
не обрастай!
Подводя жирную черту. Отчетный сезон - сезон
"Бригантины". И вроде бы видно
куда плыть.
В девяносто шестой раз. Автор - не
Бог. За абсолютной истиной
обращайтесь в ближайшую действующую
церковь!
4-19 июня 04
|
|
Место для Вашей
версии
|
|
|
|
03.06.04.
Дома у Бориса Рушаника
Долгов всё больше... По Куликовке ни
слова не написано, кассеты лежат не
расшифрованы, фотографии
переполняют диск. А уж обещанное
подведение итогов сезона, с раздачей
серёг всем сестрам, родным и
двоюродным, похоже состоится после
открытия нового... Но есть браки
по расчету, браки по необходимости, а
есть - по любви. Сегодня - о любви.
Сказано было до нас "К поэту С.
питаю интерес". Хочется так же,
мерно: "К Альтшулеру питаю
интерес". Интерес, не исчезающий
со времен полузнакомства в конце 70-х.
И не ослабевающий после получения
очередной дозы Альтшулера. Любовь,
недуг сродни алкоголизму. Новый
глоток усиливает жажду. Казалось бы,
за год этого яда хлебнул
достаточно: Лёня появлялся в паре
клубных концертов, был полусольник в
"Бригантине", достался мне
и диск "Л.Альтшулер, v4.5" (чудо
потаенное, размножающееся
почкованием). Недели не прошло, как
две ночи на Куликовом поле Лёня пел и
пел... А сказали мне: "Приходи
завтра, будет "домашник"
Альтшулера" и - потянулся я на
звуки этой дудочки, как дитё из
Гаммельна.
Непонятно излагаю. С начала. А начиналось
дело вот как... На ночное
Куликовское пение появлялись
слушатели, в темноте плохо
различимые. Но проявившиеся поутру.
Один из них, Борис Рушаник,
повспоминал, как в восьмидесятых
приезжали в Тулу авторы "Первого
круга", а потом о чем-то долго
разговаривал с Лёней. В результате и
собралось у него дома десятка
полтора человек. "На Альтшулера".
Дальше бы следовало начать
заниматься самым неблагодарным
делом. Пересказывать то, что надо слушать.
Песни из "старого КСП".
Дулов. Клячкин. Совершенно
неожиданный (для меня) Лазарев. "Редко
исполняемый тульский автор" - Л.Альтшулер.
Семаков. Окуджава. Аделунг. Н.Матвеева.
В.Егоров. Краснопольский. Высоцкий (Альтшулер
- из тех немногих исполнителей
Высоцкого, кто, не копируя, поёт Высоцкого).
Щербаков. Снова Окуджава. И снова -
своё. Импрессионистский диптих ("Гроза"
и "Натюрморт с пейзажем") и "Привал",
требующий от слушателя невероятной концентрации
внимания.
И тут же совершенно домашние
посвящения, которым вынужденно
предшествовали комментарии для
непосвященных слушателей. О
комментариях и рассуждениях,
перемежавших песни. Давно таю
коварный план: подкараулить Лёню с
паяльником и диктофоном. Паяльник -
для стимуляции, а диктофон для
фиксации признаний. И собрать где-нибудь
в доступном для знающих месте
эти короткие рассуждения. О гитаре Клячкина
в поэтической песне, например.
"Так говорит Альтшулер". Прочим
теоретикам для раздумий.
И ещё. Лёня - и автор, и исполнитель -
штучный. И притом отчетливо любит
ансамблевое пение. "Вместе
веселее" (цитата). Как он пытался
растормошить тех немногих из
присутствовавших, кто способен
спеть не мимо нот! Почти удалось...
Где вы, вторые, третьи голоса, басы и
дисканты тульской АП?
Похвастаюсь, напоследок. Кажется,
мне удалось сделать давно чаемый
снимок: Альтшулер, внутри песни.
Когда лицо мучительно искажено и тем
прекрасно. Когда понимаешь, что
Пение - акт интимнейший... Вот, "сброшу
дел ненужных груду", выложу.
|
|
|
|
|
25 марта - 3 апреля 2004.
Разнообразная "Бригантина"
За неделю с небольшим "Бригантина"
провела подряд: собственный концерт,
"открытый городской фестиваль АП",
концерт питерского автора Владимира
Юхно. Иному Клубу хватило бы на
месяц - другой. Организационная
зрелость налицо, можно пытаться
разобраться с творческой.
25 марта, Дом Учителя. "Весенний"
концерт. Зрителей собралось
несколько меньше, чем на предыдущих
концертах 32-х или О.Беловой, человек
60-70. Состав выступавших уже знаком по
прежним концертам. От Т.Наумовой до В.Буталовой.
Удивило лишь отсутствие на сцене
Натальи Степановой. Как обычно,
порадовала Валентина Буталова, "Март,
апрель, маем" Сергеева и "Галатеей"
Альтшулера. Показалась интересной
Дина Ершова. Неплох был бы Максим
Денисов, если бы не его любовь к
хитам и попсе жанра. "Исполнителей"
Митяева и Дольского хватает и без
него, а вот найди и показать своих авторов
удается не каждому... С авторами же в
"Бригантине", пока, беда. Общая
напасть - не слышат, что поют, как
обходятся со словом. Впрочем, как
показала следующая неделя, это "системная
проблема".
2
апреля, Областная библиотека, "Первый
открытый городской фестиваль АП,
посвященный Дню Геолога". История
примерно такова. Ко Дню Геолога
подгадала свой 10-тилетний юбилей
некая тульская организация "Спецгеологоразведка".
Решили геологи себя порадовать к
празднику соответствующими песнями,
и организовали смотр
самодеятельного творчества,
посвященный Дню Геолога. Каким
образом они пересеклись с "Бригантиной",
мне не ведомо, но хорошие люди друг
друга находят. Большой рекламы
смотра не наблюдалось, хотя некие
листовки с информацией о нем даже
мне, затворнику, на глаза попались.
Так что, автор и исполнитель пошел
косяком. Мне удалось побывать только
на одном из трех прослушиваний,, не
самом массовом, но, думаю,
характерном. От подобных
мероприятий всегда ждешь, что вот,
прямо с улицы явится Автор, и ты
скажешь "Ах!". А получается -
только "Эх...". Реальная отдача
здесь может быть только в том, что
кто-то из поющих и играющих по дворам,
подъездам и кухням захочет прийти в
место, где тоже поют и играют, в
Клуб. И что-то намотает на
пробивающийся ус. Правда, иные из
услышанных давно вышли из нежного
ученического возраста, но на
поседевшие усы намотали не много.
Некий отбор был произведен, и
объявленный смотр, незаметно
повысивший свой ранг до фестиваля,
собрал в зале областной библиотеки
человек 80-90. Большую часть зрителей
составила та самая "Спецгелогоразведка",
остальные - участники и совсем
немногочисленные сторонние
наблюдатели. Участники тоже
представляли две группы: авторы и
исполнители, прошедшие отбор, и
представители "Бригантины" или
ею приглашенные (Евгений Волков,
Владимир Глаз). На начинающих
беды авторов видны, естественно,
особенно. Небрежная рифма,
междометия, добавляемые в строку для
соблюдения размера (если автор
вообще озабачивается соблюдением
размера), смесь слов из различных
смысловых слоев, просто
необязательные слова...
Разнообразные "каки" ("Как и я"
в песне превращающееся в нечто не
совсем приличное). В музыке тоже
зоопарк. И подражания не лучшим
эстрадным образцам, и
среднестатистический романс, и
нечто, напоминающее скверный рок. На
этом фоне любой исполнитель, не
слишком перевирающий слова,
воспринимался как посланец чистого
и вечного.
В действительности, всё было и не так
мрачно... К середине концерта на
сцену выходили уже сплошь знакомые
люди, зал начинал подпевать
классическим "Перекатам" и "Синему
троллейбусу". Общий итог,
скорее, положительный:
-
"Бригантина"
продемонстрировала весьма
приличную организацию, начиная с
прослушивания и кончая финальным
концертом;
-
геологи получили два часа
разнообразных песен;
-
участники - возможность спеть что-то
на людях и по грамоте.
Это заметки не о мероприятиях, о
Клубе. Нормальные составляющие
жизни его: работа со своими и её
результаты - концерты Клуба; "агитация
и пропаганда" в окружающем мире и
их высшая форма - организация "своего"
слёта \ фестиваля, демонстрация
своих пристрастий в мире АП в форме
концертов гостей Клуба. На этот раз
гостем Клуба был Владимир Юхно,
автор из Питера.
3 апреля, Областная библиотека.
Владимир Юхно (Санкт Петербург).
Приглашала Владимира Ольга
Соловьева. Как я понял, они
познакомились на каком-то фестивале
в Валдае. Там же она познакомилась и
с Колобками (см. отчет 2002 г.) и Юля
и Виталий специально приехали из
Москвы послушать это концерт. Так
что, это уже тенденция, на
бригантинские концерты зрители аж
из Москвы добираются :)). Вместе же с
туляками и жителями ближайших
окрестностей собралось человек
70-80.
Владимир Юхно начал концерт с
позиционирования, с формальной
своей принадлежности к Питерскому
"Меридиану", но "на радио меня
обычно называют музыкант и поэт".
Потом были песни. Разные. В
основном - приподнято-романтические,
и, на мой вкус, излишне кр-р-расивые. Очень
плотно набиты в тексты ангелы
хранители, райские сады, коварство
жизни, таинственные утра, сладкие
морозы, чудеса новых чувств... И,
напоследок, мечты об эльфах в
глухомани Валдая. Сдается мне, интонировать
здесь не приходится, нужно - аранжировать...
А это немного другое.
Были ещё песни на стихи Есенина,
немного детских, немного шуточных.
На "Утреннюю зарядку" Высоцкого
кто только переделок не писал.
Удачных не знаю, и после этого
концерта - не узнал: не только музыка
заимствована, но и очень много в
тексте цитат из оригинала.
Из всего концерта зацепили, пожалуй,
только "Земляника" - одна из
наименее перегруженных красотами, и
"Attentos, presentes" - очень удачная
испанская стилизация, где
украшения уместны. Да, может быть,
"Дай Джим на счастье лапу мне" -
стихи больно хороши...
Ну, что поделаешь, не мой автор. Может
быть сумел объяснить - почему....
Я не считаю себя строгим охранителем
границ жанра. В "пограничье"
появляются часто весьма интересные
чудеса и диковины, а через некоторое
время, смотришь, и они уже едва ли не
классики жанра. Только вот,
заграничные жанры немного по другим
законам живут. Там все маркетинг,
менеджмент, промоушен... Вероятно,
правильные законы. Только - другие. К
чему это я? Да опять, ни к чему. Музыка
навеяла...
27.03-10.04.
2004 Фото
|
|
Место для Вашей
версии
|
|
|
|
13.03.04. "32-е августа" в КСП "Бригантина":
Игорь Белый, Татьяна Королёва
Многострадальный для организаторов концерт "32-го августа" в Туле таки состоялся!
Страдания были связаны с датой концерта:
назначалась на 7 февраля и переносилась по
разным причинам трижды... Исстрадавшись
в ожидании, сразу раздаю сестрам по серьгам...
То есть, благодарности перед
строем:
- 2 Каналу в лице
Бориса Ашкинадзе, за осознание
географической близости Москвы и Тулы;
- Игорю и Татьяне, за терпение и понимание
проблем приглашающих;
- Наталье Степановой, за терпение и
понимание проблем приглашаемых;
- себе, горячо любимому, за
неустанную посредническую
деятельность.
Впрочем, в этих заморочках были и свои плюсы...
Образовалось дополнительное время на
агитацию и пропаганду, так что, в результате
из персонально приглашенных я в зале не
увидел лишь двоих. (Ну, Петрович, погоди...
Нас на баню променял?) А ещё, благодаря этим
перемещениям во времени концерт состоялся после выхода в
свет книги Александра Карпова. И Игорь с
Татьяной привезли несколько
экземпляров...
Теперь по порядку.
В зале собралось около сотни зрителей. Даже
из Москвы понаехали, специально "на
Татьяну посмотреть", в количестве одного человека. Остальные, вроде бы местные.
Похоже, та часть публики, которая
появляется на концертах "Бригантины"
потому, что "вечером представления
бывают в Доме Учителя", все больше
проникается пониманием, что, в принципе, её
ожидает...
"Исполнители песен, анекдотов и
шуток" (характеристика из
заключительного благодарственного
слова представителя той самой части)
начали с восторгов. Радовались они,
точнее Татьяна, дешёвым тульским
патронам (рекламу по дороге увидали
"Патроны - 5 рублей штука")... Зал
улыбнулся. После первой - "Литературного
блюза" Белого, с прозвучавшим
посвящением "всем библиотечным
работникам", сидевшие впереди
меня тётушки библиотечного вида
радостно захлопали, и у меня от
сердца отлегло: приняли. Были перед
концертом некоторые смущения. Часть
зала на классике АП воспитана.
Тридцать вторые же - не совсем
привычная АП. И ля-минор у них далеко
не ведущая тональность... И тематика
не всегда общечеловеческая... И то в
рок их заносит, то фолк... Даром
что ли, Илана Пастернак семь лет
назад обрушилась на них - "Не наши!".
По мне, так вполне наши... И после
первых песен стало ясно, что для
собравшегося зала - тоже!
Концертная программа была поделена
строго пополам, песня Игоря, песня
Татьяны. Игорь немножко подыгрывал
Татьяне, она немного подпевала Игорю,
что-то пелось обоими. Необходимые
мне пропорции хорошего концерта (треть
хитов, треть редкостей, треть новых)
были обеспечены Татьяной Королёвой,
её до этого я слышал гораздо меньше,
чем Белого. Почти половина концерта
посвящалась только что вышедшей
книге О'Карпова. Пелось много
карповских песен, читались
избранные места - лимерики, шурики,
пересказывались карповские байки...
Кстати, давно с таким удовольствием
не держал Книгу в руках. Она действительно хорошо сделана. Дизайн,
полиграфия, ну, и содержание, между
прочим. Я довольно медленно сейчас
читаю, но эти 670 страниц прочел за
неделю. Думаю, два десятка зрителей,
ушедших с весьма увесистым томом
подмышкой, мои восторги разделяют, а
остальные - завидуют.
Как не мной сказано, "усталые и
довольные зрители разошлись по
домам", а исполнители песен и
анекдотов отправились в нелегкий
обратный путь. Говорили же им,
оставайтесь на ночь, но, видать на
выборы Президента Путина торопились...
Не меценат я, но "лучше бы водки
побольше принес".
Ну, что ж... Дорога до Тулы теперь
известна, магическая формула "32-е
августа" прозвучала, и те, кто надо,
её запомнил... Может быть и в
следующем сезоне что-нибудь
склеится. Если с залом проблем не
будет....
15-21,23 марта
2004
|
|
Место для Вашей
версии
Фото
Версия от
Игоря Белого
Там ещё и ссылки на
фотографии и видео с концерта есть, я
догадываюсь чьи....
|
|
25 марта в 19:00 КСП "Бригантина"
Клубный концерт
3 апреля в 16:00 Владимир Юхно (Санкт-Петербург)
Подробнее
|
|
14.02.04. В КСП "Бригантина":
Ольга Белова,
Москва
Жаловался уже, и не один раз, кажется.
Трудно писать об исполнителях. С
Авторами проще. Автора
процитировать можно. К рифме
придраться. Сюжет изложить. Или
обнаружить отсутствие оного. А
исполнителя за что хвалить - ругать?
За него все автор уже сказал. За
выбор не тех авторов, разве что.
Да и то... Кто меня неволит. Достань с
полки кассету и слушай тех
авторов, припадай к первоисточнику...
Так нет, поведешься на очередное "вспомним
старенькую песенку Городницкого"...
Или (чур, меня, чур!) "сейчас я спою
вам новую песню Олега Митяева"...
Слышанную уже и в том клубе, и в том, и
у того костра, и у другого, на одном
прослушивании, на другом.
Остается снова вытянуть с полки тех
авторов. Дабы восстановить
впечатление. Магнитофон, он хоть
слова не перевирает. И кнопка "Стоп"
всегда под рукой.
И вдруг - подряд: Геннадий Жуков,
Андрей Анпилов, Борис Гордон, Игорь
Жук, Андрей Крючков, Пётр Старчик... И
вроде бы давно знакомые Е.Клячкин, Б.Окуджава,
Ю.Лорес, Кинера... И почти незнакомые
Левкоева, Махова... И все это - Ольга
Белова, за очень плотно
спрессованный полуторачасовой
концерт. Может, правда,
Исполнителя делает репертуар?
Наверно, нет. Но выбираемые Ольгой
авторы и песни - тот огонь в
темноте, к которому мне хочется тянуться.
Очень не простые авторы и песни.
Очень не женский выбор. Может, идущий
поперек чисто внешнего образа "плюшевого
медвежонка". Та самая,
пресловутая думающая песня.
Требующая не столько со-чувствия,
сколько со-понимания, со-размышления.
Тут следовало бы начать
цитировать и препарировать тексты в
духе мастерских 2К, но, во-первых, это
скучно, во-вторых, 2К требует
обоснованной мысли, а у меня сплошь
эмоции, и, в-третьих, все глубины (и
огрехи) - на совести авторов, а мы
говорим об Исполнителе.
Редкое на концертах ощущение - не
хотелось аплодисментов. Мешали.
После каждой песни хотелось минуты
тишины. Чтоб - отпустило. Чтобы
успеть понять, что же было, о чем это?
И, как после этого жить дальше?
Наверно, правильно, что песни не
перемежались комментариями. Ольга
явно не считает поэтическую песню
разговорным жанром. Любые разговоры
между песнями могли необходимую
концентрацию внимания нарушить. Так
же, как песни, вставляемые иными "для
разрядки" в концерты.
Серьёзная работа. Для зала. И для
Исполнителя.
Подозреваю, что для большей части
публики значительная доля программы
Ольги Беловой была открытием,
исполняемые ею авторы на Тульских
площадках практически не звучат.
Такая вот "другая Авторская песня".
Мне же Ольга заново открыла Жукова,
Гордона, Крючкова. Слышал записи
каждого из них, но казалось - не моё.
Был не прав. Теперь нужно осваивать
их вновь.
Это был, как позже выяснилось,
первый большой сольный концерт
Ольги (до этого - мини-концерты на
Кострах). Дай Бог, не последний. В
том числе и в Туле. На посиделках
после концерта выдвигалась идея
устроить серию: к прошедшему
добавить концерт Сергея
Мирошниченко, а потом и совместный
семейный концерт Оля+Сергей.
Помечтаем...
|
|
Место для Вашей
версии
Фото
|
|
13
марта в КСП "Бригантина"
Творческая ассоциация "32 августа":
Татьяна Королёва и Игорь Белый.
Начало в 18:00. Дом Учителя,
Менделеевская, 2
|
|
|
|
29.01.04
"Не возвращайтесь к былым
возлюбленным..."
Снова в Туле один из "ведущих
бардов". После концерта Никитина
ровно год назад и трёх
объявленных следом, но так и не
состоявшихся. Александр Дольский. С
новой, как сказано в афише,
программой.
Новая программа - скорее некоторое
преувеличение, чем реальность. Из
девятнадцати песен незнакомыми для
меня, небольшого знатока творчества
Дольского, были, с некоторой
натяжкой, пять. Причем две из них, это
"неизвестный", но не "новый"
Дольский, а одна - тоже не нова,
так как исполнялась по заявке. По
сути, мало что можно добавить к
прошлогоднему отчету о его
концерте. Концерт вместе с
антрактом продолжался меньше двух
часов, маэстро был слегка не в голосе.
Первое отделение, вероятно и должно
было обозначать новую программу. И
породило определенное недоумение.
"Социальные песни", но без
сколько-то внятной позиции. С одной
стороны, раньше было плохо - не
печатали, обижали - "а я все пою по
старой подпольной повадке"... С
другой, и сейчас нехорошо -
обманывают, когда печатают, обижают,
"Тоска по СССР" ... "Чего же
ты хочешь?", как спросил совсем
другой классик. Впрочем, чего уж тут
недоумевать. Старинная мечта
российского человека "жить как
там, работая как тут".
Были и забавности. Перед "Тоской
по СССР" рассуждение "а не
написать ли эту песню в бардовской
манере" сопровождалось такой
осредненно-узнаваемой митяево-кукинской
трехаккордной музыкальной фразой...
Такая редкость музыкальная пародия
на АП!
И еще одна, не столько забавная,
сколько печальная - если вдуматься -
фраза: "В юности были какие-то там
мысли. Которых сейчас нет"...
Второе отделение - полностью концерт
по заявкам. Предсказать которые
труда не составляет. И "Встреча"
- на прощанье. "Я ждал, когда же
вы уйдете...". И мы того же.
Пожалуй, на следующую новую
программу А.Дольского я уже не пойду.
Грустно...
|
|
Место для Вашей
версии
|
|
Анонс! 14 февраля
(суббота!) концерт Ольги Беловой в КСП
"Бригантина" (Дом Учителя,
Менделеевская 2). Подробнее...
|
|
|
24
января 2004. Третий вечер
памяти Владимира Степановича Буряка.
"...Дай нам Бог, хоть год ещё
прожить,
чтоб ещё раз так ..." ( Ю.Аделунг)
Как было сказано год назад -
третий, это уже традиция. И повод...
Первый, в сентябре 2001 года прошел,
когда боль от утраты ещё не утихла,
отчего был весь на нервах....
Второй - на пике мечтаний о Туле, как о
нью-Васюках АП - с привлечением
волонтеров для расклейки афиш,
всеобщим обзвоном, хорошей рекламой
до и прессой после. Нынешний
организовывался исключительно
героическими усилиями Татьяны и
Игоря Байковых, да Риты Каревой,
на фоне проблем с "крышей" и
общей апатии Клуба. Вероятно поэтому,
народу в зале было непривычно мало, 100
- 120 человек. Кажется, на этот раз
почти не было коллег Степаныча по
ВНИПИМу, но тут я могу ошибаться, по
техническим причинам пришел к звонку
и по звонку ушел, в кулуарах особо не
светился.
Вечер носил характер откровенно "гостевого"
концерта. От разных поколений Клуба
на сцену выходили только Женя
Харламов, Юля Струневская и Саша
Антипин (младший Шуршик). Но среди
гостей случайных людей не было, всё
это старые, проверенные друзья
Тульского клуба, помнящие и любящие
Владимира Степановича. Из Ступино,
Москвы, Электростали, Дубны, Ельца...
Программа таких сборных концертов
складывается, обычно, в последний
момент, когда становится ясно, кто же
из многочисленных приглашенных смог
приехать, а кому разнообразные
жизненные обстоятельства помешали. А
формируется как раз списком
приглашаемых, настырностью
напоминаний организаторов о дате и
времени... И именно оргами, в
соответствии с их вкусами и
представлениями, определяется
порядок и продолжительность
выступления каждого. Об этом чуть
позже.
Было много приятных сюрпризов. Сергей
Ивашенцев, уже много-много лет -
Серпухов.. А начинал в Туле ещё в 74
году. "Нищий, не тот кто на паперти...",
"От задней части свинки..."
заставили вспомнить самые первые
тульские фестивали... И новое... или
раньше не слышанное...
Аркадий Лебедев, правда, без
прочих "Трех сучков". Которых, в
некоторых вещах ему явно не хватало,
что заменялось мощным "а-ла-ла-па-па"...
а песни, как раз, требовали многоголосья.
Песни на стихи Левитанского, Дон-Аминадо
(Шполянского), Самойлова. Мощно,
экспрессивно... И забавная фраза "хорошие
стихи никакой музыкой не испортишь, а
написать хорошую песню на плохие
стихи - это композиторское
мастерство...". Воистину так. Ибо
несколько песен на стихи Натальи
Кучеревской показались мне
откровенно скучными. Так же, как и
прочитанные ею стихи. Бывают женщины
Поэты, и бывают поэтессы. Про ИМХО
напоминать нужно?
В АП у "авторов, пишущих на чужие
стихи" (слова "композитор"
большинство из них избегают) судьба
не простая. Одним посчастливилось
найти "своих" поэтов, известных
или не очень (В.Качан - Л.Филатов и А.Дидуров,
В.Мишавкин - В.Сипер, продолжите сами).
Другие разыскивают неизвестных
поэтов... Третьи (от Никитина до
Тушканова - или Васи Пупкина, как вам
нравится) просеивают тома, давно
стоящие на полках "типичных
представителей интеллигенции"
конца ХХ - начала ХХI вв. И неизбежно
наталкиваются на одни и те же стихи, в
которых мелодия содержится
изначально, от Поэта. Спеты и - не по
одному разу, почти весь Самойлов и
Тарковский, Цветаева и
Левитанский... и не только. При
этом каждый раз при объявлении песни,
"которую уже кто-то однажды
написал" авторы слегка обиженно
объясняют, что услышал вариант NN уже
потом... К чему это я? А... Исполнил
Лебедев две песни из этого ряда:
"Выезд" (параллельные варианты
см. у Берковского и Колмыкова) и "Вышей
мне рубаху" (параллель у Колмыкова).
В первой внутренняя мелодия стиха,
похоже, такова, что у всех троих
получилось нечто схожее. Вторая - в
большей степени "отдельная", без
Колмыковского разрывания этой
рубахи на груди...
Напомнил Аркадий и о том, что
Авторская песня это разговорный жанр,
разразившись рассуждениями о музыке
в жанре, с привлечением различных
авторитетов (и, как свойственно
москвичам, приписыванием "интонирования"
вовсе не Альтшулеру, а, на этот раз,
Городницкому). Разговор подхватили....
Никаких радикальных
выводов не последовало, их сделал
выступавший позже Эльдус.
Это уже приятные сюрпризы второго
отделения: Юрий Волков (Электросталь)
и Эльдус Сайфуллин (Дубна). Волков,
больше известный как исполнитель,
показывал две свои песни на стихи Дон
Аминадо (А.Шполянского). Волновался
заметно и вторую - скомкал, а
получилось у него интересно.
Особенно, пожалуй, "Ночной ливень",
который в варианте А.Лебедева в Туле,
благодаря Наталье Степановой, хорошо
знаком. Версия Волкова вполне
самостоятельна и после его
выступления осталось отчетливое
чувство сожаления - "мало"
Эльдус Сайфуллин запомнился еще на
первом Тульском фестивале 87-го года.
Но после 1988 в Туле (по крайней мере, на
сцене) не появлялся. В Клубе
несколько его песен активно поются,
так что встреча была обоюдно
радостной. В середине выступления
Эльдус и подвел итог теоретическим
изысканиям: "Я так понял из
рассуждений передо мной, что слова в
авторской песне не так важны, музыка
тоже не важна, а исполнение тем более..."
Как слово наше отзовется...
Заканчивал концерт Игорь
Сафронов. О праве оргов выбирать,
кто и сколько поет в концерте,
говорилось... Но мне в больших дозах
этот автор противопоказан. Тексты
не столько живописны, как считает
Ольга Миронова, сколько разукрашены
до лубочности. Мелодии, поддержанные
второй гитарой или аккордеоном
Александра Юнина, это только
усугубляют. Когда Игорь объявил "Это
последняя песня" с ряда за моей
спиной донеслось отчетливое "Ура!"...
А впрочем - см. эпиграф.
|
|
Место для Вашей
версии
Версия
от Анны Голубничей Фото
|
|
|
Январь 2004. Начитавшись ЛГ.
Какого чёрта! Моя страница... Так
сначала и называлась: "Со мною
вот, что происходит..." Что хочу, то
и ворочу. Вот так.
Лет десять не читал "Литературку".
Как-то обходился. А тут вдруг
показали одну вырезку, другую...
Договориться с киоскёршей - пара
пустяков, оказалось. И вот, начитался.
Конечно, это совсем другая газета. Но
всё же - порадовала.
Для начала "Интернет-конференция"
на тему современного графоманства. С
удовольствием пришёл к
утешительному выводу. Я - не
графоман! Ибо следует из дискуссии,
что графоман получает неземное
удовольствие от самого процесса
писания. У меня же последние два года
(из трех существования сайта)
каждый отчет рождается со
скрежетом зубовным. Поначалу,
действительно, было забавно и весело
провякать нечто о бурной жизни
Тульского КСП. А потом вдруг
выяснилось, что это читают.
Отдельные странные личности ожидают
после очередного мероприятия
очередного отчета. Отдельные
мрачные - подсказывают эпиграфы,
вроде того, о критике, который
объясняет, как бы он сделал, если бы
умел. Отдельные недовольные
рекомендуют (просят, требуют - в
зависимости от степени недовольства)
об отдельных событиях не писать
вовсе. Отдельные наивные - ждут
фотографий и оцифровок. Самые милые -
просто указывают на грамматические,
стилистические и фактографические
ошибки, тактично давая понять, что с
очередным опусом ознакомились и
ждут следующего... Приходится
соответствовать. Из ложно понятого
чувства долга. Но - не из
графоманства. Что, как указано,
утешает.
И очень порадовала статья О.Рычковой.
В продолжение дискуссии о
литературной критике. Немного цитат.
"Недоброжелательные отклики
редки, ибо чреваты... Ведь
большинство пишущих искренне
воспринимают не то что хулу, но
просто нехвалу своего детища как
плевок в самую глубину ранимой души
Художника... Водораздел между "нашими"
и "не нашими" настолько глубок,
что преодолеет его редкая птица -
подстрелят на лету (причём с обеих
сторон!)." Что-то это мне
напомнило... Вот только что?
|
|
|
|
|