|
Второй Канал - 2004.
Лето, неизбежные отпуска... Несколько
тысяч километров разделили
сайтостроителей. И электронные
коммуникации, оказывается, ещё не
всюду наличествуют. Поэтому не
возмущайтесь, если число ошибок,
описок и несогласованностей в этом
отчете превышает
среднестатистическое для нашего
сайта значение. Это означает всего
лишь, что наш корректор ещё не
добралась до мест
интернетизированных и не получила
эти письма далёкому другу.
Письмо первое. День приезда.
Привет! Вторая неделя проходит после
Второго канала. Успел съездить на
три с половиной дня в деревню -
походы в дальний лес за лисичками и
купание собак, выдать замуж младшую
дочь, приготовить кролика в сметане...
Пора отчитываться.
За неделю до 2К поднял шум на
форуме bards.ru "давайте
развиртуализируемся". Согласовал
своё размещение на стоянке Артёма
Иовчука (это - администратор форума,
лицо облеченное) и объявил всем, что оставлю
координаты на регистрации.
Результат, как водится, оказался не
совсем тот, что планировался...
Итак, 08.07.04. На тульском вокзале
подхватил Толю Лазарева, и под
разговоры о судьбах АП и бытовых
проблемах добрались мы до славного
города Серпухова. Первая приятная
неожиданность: "группа встречи"
на серпуховском вокзале (на прошлых
мероприятиях я с ней как-то не
совпал), направившая нас к спец.
автобусу. Приятности спец рейса -
следует прямо на поляну, а не до
поворота на Тверитино, в автобусе -
все свои. Я опознал Фокса (Виталия
Кульбакина), а Толя там
же довел численность нашей
делегации до трёх человек,
присоединив к ней Настю Бушуеву из
Москвы. По прибытию на регистрации
выяснили, что Артём ещё не приехал, а
"егойная свояченица", Вера
Вотинцева, которая вроде бы должна
была стать квартирьером, приехала,
но разместилась где-то в
комендантской зоне. Лазарев проявил
вопиющие безразличие к выбору места
обитания на ближайшие дни,
разыскивать смутно описанное
Артёмом стойбище "между штабом и
сценой 32-го" было лень, пришлось
взять на себя инициативу и
отправиться к прошлогоднему месту в
"жилой зоне Север". Увы, там уже разместился
многолюдный бивак калужан, которых
злая воля Ашкинадзе согнала с их
прошлогоднего места. Припомнил, что
на Кострах видел неподалеку
бесхозный "пентагон", вроде бы,
на пол-пути к ЦАПовскому. Спутники
плацдарм одобрили, палатки
установили и даже подтащили по паре
сучков для будущего костра. Я даже
тульский флаг вывесил. И тут из чащи
вышел Костромин, печально огляделся
и сообщил, что "вообще-то это
стоянка ЦАПа". Цепная реакция
смены мест. Наши предложения
потесниться или вовсе стушеваться
были отвергнуты. "Уклон здесь
слишком большой, я знаю место
поровнее". Кстати, потом
почувствовали, что действительно, не
виноград зелен, а уклон наличествует:
книга, положенная в изголовье,
постоянно скатывалась к ногам.
Удрученные тем, что ЦАПу вслед за их
великим московским переселением и
здесь пришлось искать новое место,
отправились смывать дорожную пыль
на Нару. Вода после дождей
предшествовавшей недели была
холодна и высока. А самым большим
впечатлением от пляжа оказался
некий вьюноша, спросивший, приехали
ли мы на фестиваль или так, отдохнуть,
задавший ещё несколько вопросов,
свидетельствовавших, что он э-э-э
несколько далек от мира пресловутой
авторской песни, и, наконец,
заявивший, что он-то "приехал,
чтобы сделать этот фестиваль". Нам
троим стало любопытно, а чем же тогда
здесь занят Ланцберг, и после
уточняющих вопросов выяснилось, что
за юношей "сцена, свет, звук и
запись". Похоже, все прочие
многочисленные деятели в синих
маечках с кружком 2КАП как бы у него
на подхвате. На этом спокойная
жизнь закончилась. Зазвонил
мобильник - приехал племянник с
приятелем. Их-то удалось направить
на путь истинный, но через
пятнадцать минут он же вызвал к
стойбищу: "тут спрашивают по
поводу размещения". Пришлось
включаться в события. Оказалось -
приехал Артём, а так как его стоянка
тоже оказалась востребованной
Ашкинадзе, то пришёл он к нам навеки
поселиться. Приведя на хвосте какого-то
Виктора, который сюда попал просто
порыбачить. И был поражен,
когда на главной дороге фестиваля
ему выговорили за появление с
бутылкой пива в руках. Потом его ещё
пришлось несколько раз вразумлять
относительно монастыря и устава, и,
кажется, в конце срока он проникся.
Артём же принялся энергично
организовывать быт: дрова - костёр -
тент - ужин. Его подход к трапезам
своеобразен: вкусно, сытно,
неожиданно и ... очень долго
готовится. Не отойдешь - а вдруг не
достанется?, но обильное
слюноотделение при виде этого
булькающего, пахнущего не дает
сосредоточиться на высоком. Все же,
тушняк с быстрорастворимой
вермишелью не только экономит время,
но и дает возможность
поностальгировать о домашней пище. Тем
временем начался концерт открытия. В
зрительном зале обнаружилась,
разумеется, масса форумчан, имеющих
непосредственное отношение к 2К:
Посадник, Ашкинадзе, Гринберг,
Феликсон. Тут же меня поджидало
второе потрясение первого дня. Меня
по имени окликнул Ланцберг и,
обнимая, поведал, что долго смеялся,
прочитав в прошлогоднем отчёте про
окурки, сберегаемые в кармане до
ближайшей урны. У меня на редкость
скверная память на лица, и эта
способность идентифицировать
человека среди сотен, мелькающих
вокруг, восхитила. А сознание, что
сам Берг читал что-то на моем сайте,
позволило надувать щёки до
следующего вечера. Честно
говоря, концерт открытия, кроме
последней его части, смотрел
урывками. То Оля Белова рассказывала,
что что-то там на сайте тоже вычитала.
То Оля Шестова передавала приветы в
Тулу. То Фокс привел знакомиться
ещё одну форумчанку, Ирину
Севостьянову из Соснового Бора. То
Ирина знакомила меня с Аллой Левитан,
которой следовало передать привет и
гостинец из Тулы. То рядом
оказывался Володя Альтшуллер, как не
перекинуться парой слов. Опять же -
Дим Палыч Соколов... А то зачем-то
приспичило вернуться в свой лагерь,
а там застать совершенно
фантастический сейшен Веры
Вотинцевой и Толи Лазарева. Мало
того, что каждый своё пел, так и на
пару что-то такое жутко джазовое
импровизировали... Вера в восторге
каталась по траве и жаловалась на
сорванный на Груше голос. Анатолия я и на
Главной сцене застал, и с
прискорбием обнаружил, что мои
знания творческого наследия
Выдающегося Барда имеют пробелы:
песню на стихи Хармса раньше не
слышал... Поскольку уже
пришлось выслушать вопрос "А кто
из больших ребят был?", отвечаю. У
каждого своё представление о "больших
ребятах". Если об "именах", то
для меня Сергей Мирошниченко и
Сергей Гринберг - имена... А ещё уже на
концерте открытия были и Ирина
Левинзон, и Юрий Рыков, и Виктор
Луферов, и Владимир Ланцберг. Берг
спел две песенки этого года и
пожелал собравшимся "слёта на
разрыв". Провидец, однако. Концерт
закончился, Лазарев отправился
отсыпаться перед завтрашним
трудовым днём, а мы с Артёмом пошли
извиняться перед ЦАПом за захват их
стоянки. Новое место, на мой взгляд,
было не хуже старого, впрочем, это
может быть оттого, что когда бы я не
попадал к ЦАПовскому костру, там
всегда нешумно, уютно, если уж
читают что-нибудь, то предлагают
изысканные закладки, а, главное, поют
хорошо и правильные песни. Последнее
потрясение дня - Костромин, поющий
Певзнера. Узок круг этих
революционеров, но как широк
кругозор! Уф-ф... Это только первый
день!Письмо второе, день второй,
пятница 9-е и, местами суббота 10-е . Позднее утро второго
дня началось с паники. Включил
диктофон и услышал дикие завывания
вместо Костромина. "Свежие"
батареи оказались второй свежести.
Сочувствующие советовали съездить в
Серпухов, поискать батареи у
торговцев кассетами и макаронами
возле штаба, спрятать диктофон и
наслаждаться жизнью. Хорошо,
догадался поплакаться Ольге Беловой,
и она достала из кофра два
свеженьких "Кодака". "Опытный
фотограф без запасного комплекта не
выезжает". Вдвое подает тот, кто
подает вовремя, теперь я должен
Беловой ещё и два комплекта батарей. В
прошлом году концерты на сценах
фестиваля начинались уже с полудня
пятницы,
в этом организаторы были
человеколюбивы и до 17 сцены молчали.
И можно было заняться тем, из-за чего
и стоит ездить на 2К: наблюдением
за мастерскими. В этом году помимо
двух (или трех?) второканальских
площадок прослушивания работали
мастерские В.Луферова, Б.Климовича (гитарная),
К.Просекова (исполнительская), В.Певзнера
(последние три, кажется, только в
субботу. И, наверняка, что-то
пропустил). Не торопясь прошелся
по площадкам. Показалось, что всё
происходит достаточно традиционно
для второго канала. Пожалуй,
мастерение проистекало намного
мягче, чем раньше, или это я так
удачно попадал на благодушие жюри. И
добрался-таки до "Зеркала"
Антона Трофимова. И завис там
надолго. Мероприятие и любопытное по
форме и поучительное по результатам.
Основная идея (возможно, изложенная
несколько упрощенно): автор
исполняет своё творение, а мастера
рассказывают ему, что же они
услышали. Никакого особенного
разбора не устраивается, каждый
рассказывает то, что "музыка
навеяла". Один зацепится за
строчку в начале и в конце песни
обнаруживает, что цепочка
ассоциаций увела его далеко от того
места, куда выруливал автор. Другой - видятся некие картинки, совпадающие
- или нет - с выстраиваемым автором
миром. Третьему слышны все те
авторы, которые эту же тему трогали
раньше. Важно: мастера пытаются
прежде всего показать образ,
который песня порождает. В конце
автор может сам рассказать, а про что
он написал. А может и не рассказывать. Попытался
включиться в игру. Оказалось - тяжело.
Тяжело переключиться с привычного вытаскивания
смысла из строки на восприятие
целостного образа. Пару раз что-то
провякал, вроде бы не очень
выпадающее из предложенных
обстоятельств, но скоро понял - беда.
Моё "зеркало" начало быстро
обрастать пылью и паутиной. Одно
дело, когда в зеркале отражается
нечто незаурядное. Примеры?
Удивительный поэт Татьяна Землеруб.
Насыщенный, плотный стих. Слушаешь
песню, успевают смениться несколько
отражений, а посмотришь - текст из
трех-четырех совсем не длинных строф...
Или исполнитель Наталья Быстрова
(если помнишь, упоминал её в отчете
о БС-2004). В чикинской "Я сижу на
корточках" увидавшая - и
показавшая нам - прежде всего "я не
знаю, где право, где лево на этом
вокзале". Сама Ольга говорила, что
песня не совсем об этом, но раз это
кто-то увидел, значит, это в песне
было? По этому поводу на
прослушивании второго тура вечером
в субботу брюзжал Берг. Исполнитель,
дескать, исказила авторский замысел.
Тут я поднимаюсь в полный рост,
расправляю плечи и говорю: " Берг,
ты не прав! Исполнитель тоже право
имеет, иначе можно и магнитофон
послушать" И гордо прячусь в
кусты. Как понимаешь, тут означает
именно тут, на этой странице, а не там,
на площадке прослушивания. Возвращаясь
в "Зеркалу". Совсем иное,
если перед зеркалом возникает нечто
неопределенно размытое. Амальгама
темнеет, а взгляд туманится от
несовершенства мира. Впрочем, это
моё. Зеркальщики же даже в самых
тяжелых случаях умудрялись отражать
нечто. Прелесть всего действа в том,
что никто не уходил обиженным. Я бы
так не смог, некоторых "авторов"
очень хочется обидеть. Навсегда. Хотя
у меня и сливаются впечатления от
пятницы и субботы, попробую все же
придерживаться хронологии. Кроме
"Зеркала" посидел ещё немного
наблюдая за "турниром лауреатов 2К"
(он же - "гамбургский счет").
Мероприятие должно было составить
программу из лучшего, что сотворили
былые лауреаты за последний год.
Внешне выглядело как милый
междусобойчик, правда, отягощенный
бюллетенями в руках штатных
слушателей - тех же лауреатов. Но
усидеть достаточно продолжительное
время на каком-нибудь одном месте не
удавалось, и не только из-за шила
в заднице. То легконогий вестник с
нашей стоянки, то звонок мобильника
требовали прибыть на место
дислокации для лобзания и объятия
очередных вновь прибывших. Девчушки
с регистрации, приводящие
очередного подселянта, взирали на
меня с молчаливым почтением: вопрос
"Где стоит Алексеев?" там звучал
гораздо чаще, чем "Где найти
Ланцберга?". И это правильно, чего
Берга-то искать, Берг - он везде. К
вечеру пятницы наше стойбище
обросло массой знакомых и не
знакомых (мне). Алиса Симонова,
Екатерина Болдырева, Максим Гликин и
ещё куча знакомых Артёма; Лёня
Альтшулер и Володя Моров, неподалеку
обосновались Колобки (опять 2\3, без
Андрея), компания Наташи Крыловой...
Кого пропустил, перепутал порядок
появления или переврал -
извинят, но, по правде, ощущение, что
знакомых - больше, чем на родной
Куликовке. Под вечер на автостоянке
были еще замечены Осокин и Моргулис.
Продолжались и знакомства с
форумчанами. Артём познакомил меня с
Анатолием Пятковым, "упёртым
антибуржуем, чья подпись всё
объясняет". А перед Игорем Грызловым
и Львом Кузнецовым я
развиртуализировался, набравшись
смелости, сам. Все же приятней
переписываться, представляя
человека в лицо. Почти пойнтовка
фидошных времен, если бы не
соблюдение участниками закона Берга
номер какой-то "о незамутненности
сознания".
В начале шестого начались концерты
на двух сценах (Главной и Гостевой).
Сцены 32-го в этом году не было - что-то
там не срослось, да и самих 32-х было
совсем негусто. Но и двух сцен
вполне хватало, чтобы почувствовать
себя мартышкой, разрывающейся между
красивыми и умными... А в шесть
вечера началось прослушивание
второго тура. В прошлом году оно
таилось где-то в кустах и я им
манкировал, а в этом было перенесено
на гостевую сцену. Мастерившие на
разных площадках собрались вместе и
устроили смотр сухому остатку
дневной работы. Во втором туре
конкурсанты были заметно интереснее,
в отличие от тура первого, чем жюри. И
- по мне, так редкость в этих местах -
были интересные поэты без гитар.
Альтшулер установил свою камеру и
начал, подпрыгивая на складном
стульчике, вертеть ею в разные
стороны и нажимать на
многочисленные кнопочки. Я
обрадовался, что помимо моего
диктофона будет и качественная
запись и несколько расслабился. Как
позже выяснилось - преждевременно.
Пятничный второй тур продолжался не
очень долго, и снова я начал хаотично
перемещаться между своей и чужими
стоянками и двумя сценами. Из
забавностей у нашего костра: Лазарев,
поющий для Алины Симоновой. Я знаю,
Толя хорош, но чтобы женщина так
млела! Эх, почему я не гитарист!
Ужо я б тебе спел...
Письмо третье. Все ещё пятница, но
больше - суббота, 10-е.
Вечная беда Берговских мероприятий.
Тратить время на еду жалко, а без еды
бурчание в пустом желудке грозит
испортить запись. Благо, все вновь
прибывающие требовали, чтобы
немедленно прикончили то
скоропортящееся, что они понавезли.
У нашего костра постоянно возникали
разнообразные салаты и прочие
вкусности. Слёт всё больше начинал
мне нравиться...
После девяти вечера на Главной сцене
начался большой блок "женской АП".
Начала его Татьяна Пучко в
сопровождении Лёвы Кузнецова и
очередной своей второй (или третьей?)
гитары. Если её и представляли, то
без меня. Татьяна оказалась в
состоянии сильной начитанности, а у
напарницы беспрестанно звонил
мобильник... В конце концов пришел
лесник в лице Ашкинадзе и выгнал
всех из леса. В смысле, со сцены..
Дальше все шло без происшествий для
всех, кроме меня. Я забыл заменить
батареи в диктофоне на вновь
полученные от Беловой! Старые же
днем крутили, как ни в чем ни бывало,
а влажным вечером сдохли
окончательно. Так что весь
концерт Ольги Чикиной оказался
потерян для истории (для моей, другие-то
записывали). Правда, прослушивая
этот брак, слышу, что вроде бы ничего
нового на этом концерте не было. А
брачок получился досадный и презабавный: представь голос
Чикиной, воспроизводимый в режиме
"защемленного дверью Буратино"!
Далее с удовольствием послушал Алину
Симонову и с огромным удовольствием
- Веру Вотинцеву. Все же, дуэт сестёр
Вотинцевых и сестрички порознь - это
очень разное.
Вкусив сполна женской лирики,
перебрался на гостевую сцену, где
застал окончание концерта Луферова,
весь концерт Бориса Щеглова (уж "магнитную
разведку", вероятно, помнишь). И -
Вадима Певзнера. Нехороший человек
Лёня оказался в этот момент без
камеры, его Белова супчиком кормила,
а Певзнера надо было не только
слышать, но и видеть. А я
заслушался так, что ни одного кадра
не сделал. На сцене у Певзнера был
уникальный состав: Климович (автор
книги о гитарном аккомпанементе),
Костромин (тоже аккомпаниатор не из
последних), Луферов (без гитары, но со
всем своим арсеналом из косы, рожков
и дуделок). Не знаю, когда они успели
сыграться, днём весь состав был
занят на мастерских. А может им
сыгрываться и не было нужды, главное,
чтобы была игра, и Певзнер играл
вовсю. Гитару он отложил после,
кажется, первой же песни, а потом
возникали и исчезали какие-то
стрекозиные очки, шутовской
колпак, заимствованные у Луфа
дуделки, и мелькали, мелькали,
мелькали эти длинные как
дирижерские палочки паучьи пальцы
фокусника и обманщика. И
монотонное "доктор, вылечи от
смерти" под звон косы, и Луф
надвигал капюшон на глаза и
выглядывал со своей косой между
Костроминым и Певзнером... И
самопогруженный во все это
безобразие Пев... Кстати, днём в
субботу он вёл мастерские в стиле
"Зеркала". Зеркалом служили всё
те же пальцы, а в разговоре так и
мелькало "это я у тебя услышал",
"это я рефлексирую".
После такого напряжения захотелось
"тишины, что лучшее из того, что
слышал". Белова ухватила Леню и
меня уж заодно и повела к своему
костру, чтобы Лёня попел Клячкина.
Попето было преизрядно, алаверды - от
самой Беловой, Маши Маховой из
Иваново и Светланы Ветровой. Услышав
несколько песен Махи, Альтшулер
встал в стойку и начал интриговать,
как бы всё это записать не торопясь и
без посторонних шумов. Но это уже дела
следующей ночи, пока же мы
отправились восвояси и застали у
своего костра нешумную компанию из Володи
Морова, Виталия Богомолова, Ирины
Севостьяновой, Артёма и некоторого
числа в разной степени сонных
слушателей. В начале пятого понял,
что хотя тут и поют, но я уже ничего
не слышу, и забрался в палатку. Уснул
под треньчанье Володи, Артёма и
Виталия о судьбах АП, прерываемое
восклицаниями из палатки Лазарева
на тему, что некоторым завтра ещё и
работать с утра...
День субботний от пятницы отличался
ненамного. Циклически: лежание
около Зеркала, на берегу Нары,
стояние на Гамбургере и неспешный
обход мастерских. На Гамбургере
застал Олега Городецкого и это
здорово, потому что вечерний его
концерт, увы, совпал с
прослушиванием 2-го тура, а оттуда
уходить не хотелось... Из мелких
забавностей - фраза Натальи
Быстровой на Зеркале: "Не то
кападастер тугой, не то гитара
толстая"...
Утром делегацией из тринадцати
человек появилась "Бригантина".
Днём наблюдал их томление в очереди
на прослушивание, а ближе к
вечеру - уныло сердитые лица. Во
второй тур прошла только Ольга
Соловьева. Результат предсказуемый,
планка-то повыше, чем в Луховицах и
на Куликовке. Немного досадно за
Валентину Буталову. Ей бы не в
конкурс идти, а на мастерские к
Климовичу и Просекову. А
расстраиваться особенно "Бригантине"
и не стоит, наоборот, были на 2К и
покруче делегации, которых никто так
нигде и не услышал, кроме как у их
же костра, а тут Ольга на 2 туре
четыре песни показала... Кстати, была,
что называется в голосе и в тонусе.
"Бригантина" же печально и
красиво пела у своего костра,
особенно не балуя вниманием всё,
происходящее вокруг. Впрочем,
возможно, мы по разным площадкам
ходили.
До, после и во время 2 тура шли
концерты... Слёт на разрыв
продолжается. Из того, что успел.
Евгений Агранович. Видно, как он рад,
что может спеть и рассказать. И эта
"пыль, пыль, пыль от шагающих сапог".
Дулов. Выступление Александра
Андреевича началось с замечательной
интермедии, заставившей вспомнить и
дедушку Крылова, и дедушку Ельцина.
Ему подыгрывали Лев Кузнецов и
Александр Костромин. Расположились,
Дулов начал рассказывать, что он
сейчас споёт, и тут процесс
прерывает Костромин: "Стоп! Не
так стоим! Я должен видеть, что
ты играешь!" Пришлось
аккомпаниаторам меняться местами. А
дальше... Всё как мечтается слушателю
простодушному. Душа сначала
свернулась и замерла от песен на
стихи поэтов Гулага, а потом
развернулась - "Гобелен", "Античная
ваза", "Поселок дачный"....
Кстати, а как Дулов внимал
прослушиванию! Было видно, что ему
страшно интересно, а что же сейчас
сочиняют и поют! Потом были Борис Гордон, Юрий
Цендровский. Несколько раз слушал
каждого и живьём, и записи, пытался
вслушаться и на этот раз - не идет. Не
мои авторы. Объяснить почему,
наверно, сейчас не сумею. Эти
концерты прошли для меня фоном к
неспешным разговорам с Олей
Шестовой и Сергеем Мирошниченко,
попутно ещё консультацию у
Кирсанова получил о цифровом
диктофоне, пожалуй, надо начинать
копить денежки. Гостевая сцена
располагается на главной дороге, так
что все здесь встречаются...
Раскланиваюсь в очередной раз с
Аллой Левитан и она спрашивает "А
Вы тот Алексеев, что в su.ksp..." и,
только я успел подумать, "Вот она,
слава!", уточняет: "Слава
Алексеев, из Владимира?". Увы! Нет,
я не Слава, я другой!
Постоянное ощущение, что что-то в
этот момент проходит мимо тебя.
Саркисовых на Главной сцене застал
только кусочек, а Городецкого и весь
концерт по результатам гамбургера -
пропустил. Зато, застал
прослушивание Н.Быстровой и Валерия
Белозерова.... Пришел к своему костру,
а там Певзнер в уголке примостился,
правда, не поет...А вот концерт Ирины
Левинзон полностью отсидел, и после
этого концерта так она и
останется для меня автором
единственной песни, "Облака". Ну,
может быть, ещё "Осень"... А
остальное - не впечатлило, пусть
простит меня г-н продюсер... Всё время
чудились какие-то отголоски хорошей
советской эстрады конца 60-х и плохой
российской начала XXI века. Совсем
к полуночи пришла пора Альтшулеру на
сцену выходить. Он оставил на меня
свою камеру, что породило очередные
мифы Второго канала. Во-первых,
Альтшулер по фестивалям со своим
оператором ездит, а во-вторых, не
знаю, кто у него оператор, но кнопкам
его сам Альтшулер учит. Кнопок
оказалось неожиданно много.
Преисполненный ответственности, я
почти нечего не слышал и нажимал на
все, которые успел запомнить, но не
думаю, что моя операторская работа
будет номинирована на лучший
музыкальный клип сезона.
Суббота плавно перешла в
воскресенье.
Письмо четвертое. Воскресенье, 11
июля, с нуля часов. И, может быть,
понедельник...
Пока всё это сочиняется, того и гляди
весь авторский коллектив снова
соберется. И вместо писем будут
разговоры.
Ночь под воскресенье оказалась
поразительно длинной. Сначала
сопровождал Альтшулера в походе для
записи Марии Маховой. Прочий народ с
костра Беловой нервно понаблюдал за
манипуляциями с камерой-диктофоном-фотоаппаратом
и незаметно растворился в ночи. Маху
мы мучили достаточно долго: чистое
время записи около двух часов, а со
всеми разговорами, подводками,
настройками - заметно больше.
Остаток ночи запомнился
несвязанными обрывками. Треньчанья
у нашего костра об АП первичной,
рожденной из наблюдений и
переживаний автора и вторичной,
отразивший услышанное - прочитанное
автором. Отражение отражения...
Разговор почему-то завершался на
бегу, и в славном месте на выходе из
жилой зоны Север между... гхм-гхм..
знающие поймут, Лёня спел
стихотворение В.Шефнера о
голландском мальчике, спасшем
страну от наводнения, на известную
мелодию Городницкого. Там и сюжетные
ходы Шефнером были повторены вслед
за бардом (,
за качество - не обессудьте)... Что же
первично? И что на что влияет, "большая"
литература на АП или все же есть и
обратный поток? Потом, пока
Альтшулер в кустах пел что-то
Беловой, Чикина устроила на
беловском костре утреннюю зарядку (в
полшестого, что ли?), на шум которой
подошел Валерий Белозеров и с
полчаса развлекал уморительными
песенками про туристов, деда Мазая и
прочую нечисть. Тут я обнаружил, что
запись идет поверх только что
записанной Маховой. С недосыпа
вместо того, чтобы сменить кассету
перевернул её. Взять, что ли, за
правило обламывать язычки у
записанных кассет? Пошел жаловаться
на судьбу Альтшулеру, а он с
Мирошниченко профилями меряются,
чей более языческий. Тут Сергей и
Ольга достали по варгану и устроили
такое камлание, встречая рассвет над
Нарой! ()
Партия бубна - исполнена на гитаре
Альтшулером. Ночь закончилась в семь
утра.
В результате воскресенье началось
поздно, было неторопливо и
благодушно. Потихоньку начались
отъезды. Вот Володю Морова уже
проспал, мало поговорили... А в полдень начался концерт
из "находок мастерских" и
лауреатов. Последних в этом году
было всего пятеро, причем двое из них
уехали до того. Любопытно
соотношение лауреатов: полные
авторы - чистые поэты 3 к 2. Все
представленные ко второканальскому
слонику - вполне себе лауреаты.
Какого-то особого восторга не было,
но достойно. Очень много хорошего
мне говорили и Артём и Лёня о Валерии
Ременюке, но я не попал на него ни на
втором туре, ни на его концерте на
Гостевой, а в заключительном
концерте он не участвовал, уехал. Так
что, опять картина не полная. Потом
снова концерты гостей. Послушал
Светлану Ветрову и Виктора
Кузнецова. Хорошо, но уже сильно
припекает, три часа пополудни..
Александра Левина слушать не
остался, а кто ещё был после него и не
знаю, часов в шесть на сцене было уже
пусто. Устал. И накопилась усталость
от фестиваля, и эти письма
сочиняются уже дольше, чем шел
фестиваль. Приедешь, расскажу, что не
написалось. А пока конспективно.
Проводил Альтшулера, он пристроился
к знакомым и уехал на машине. Наше
стойбище изрядно опустело, но на
место уехавших переселилась Ирина с
сыном. Прощальные купания в Наре.
Прощальный ужин: уха из
единственного голавля, добытого,
наконец, рыбаком Виктором. И
картошка с консервированными
грибами, приготовленная Артёмом (нет,
всё же изменился походный
быт эпохи построения капитализма).
Прошелся по оставшимся кострам,
забрел к Беловой, потрепались за
жизнь, потом каким-то чудом она меня
привела к "Костру первой песни".
Последнему из серии специальных
Костров фестиваля: "Костёр
редкой песни", "Костёр
ветеранов" (как-то так, точно не
помню). Прочие костры со мной не
совпали, на Костре же первой
песни собравшиеся по кругу
рассказывали историю о первой песне,
с которой у них всё началось, а потом
её пели. Главными запевалами были,
конечно, Михаил Геллер, Владимир
Альтшуллер и Александр Костромин. Он,
впрочем не пел - потерял голос
напрочь - только играл. Эта троица
способна спеть и сыграть, кажется,
всё, что существует в жанре.
Рассказывали, пели... Иногда ребята
из Детской Поющей Республики
воспринимали всё как концерт по
заявкам, но их удавалось сподвигнуть
на рассказы. Иногда аккомпаниаторам
- запевалам становилось скучновато,
и они погружались в препирательства
об истории, вариантах и правильных
аккордах в той или иной песне. Их, с большим
трудом, но тоже удавалось вернуть в русло
костра. И рассказы были хороши, и
песни. Уже говорил о неполезности шила в заднице, не
дающего хоть что-нибудь дослушать
полностью. Но так же чреваты и
обширные знакомства. Очередь
песен - рассказчиков подошла ко мне
уже вплотную, я придумал
замечательную историю, позволяющую
вырулить на десяток старых песен, и
тут меня за плечо тронула Оля Белова
и увела из этого славного места в не
менее славное, к своему костру,
дочитывать сохранившийся у меня
томик классики тульского издания.
Так мы почти до утра его с ней и
Сергеем Мирошниченко и почитывали,
под песни обоих и разговоры, в
основном о стихах. Потоптались они
ногами по любимому мной Леониду
Мартынову, загрузили по самое не
могу рассуждениями о
кристаллической структуре стиха и
простанственно-временных воронках...
Все же во многознании
филологическом много печали... Вот и
прошла последняя фестивальная ночь.
Утро понедельника началось с
меланхоличных размышлений, как же
уложить обратно в рюкзак всё то, что
громоздится в палатке. А закончилось
весьма поспешной эвакуацией с поля
боя. Чёрт дёрнул меня
поинтересоваться, как с обратным
автобусом. И выяснилось, что
последний автобус, на который мы
записались в предположении
минимизировать ожидание поезда в
Ростов изменщиком Лазаревым, будет
переполнен. Зато автобус в 11 часов не
загружен. Пришлось резко ускоряться,
а операцию "нас здесь не было"
возложить на рыбака Виктора, который
никуда не торопился. Ох, что-то на
сердце неспокойно, не пустит Берг на
следующий Канал, как не оправдавшего.
Или принудит к неформальному
общению с экологами. Впрочем, может, мы
успели воспитать в Викторе почтение
хотя бы к одному из фундаментальных
законов 2К.
Дальше было прощание у автобуса,
Миша Баер, предлагающий желающим
плюнуть на автобус и добираться на
его броневике... Бирка "Багаж" на
Вере Вотинцевой... Прощанье на
платформе Серпухова. Большинству в
Москву, мне в направлении
противоположном.
Письмо последнее, короткое и без даты (поклонникам О`Карпова -
молчать) Пустая звонкая голова
Вероятно, это не тот эффект, который
планировали организаторы, но два
следующих дня я никакой музыки не
слушал!
В Сети народ уже обменялся
впечатлениями и вновь выясняют, "что
такое АП"; второканальцы
релаксируют и набираются сил для
новых подвигов. Как водится, что же в
сухом остатке. Ненавязчиво
предоставленная возможность выбора.
Выбора чего-то своего из многого
хорошего. А сделав выбор, тут же о нем
сожалеешь: услышал одно, но что-то
- не успел, не
послушал, пропустил... Так что,
подгоняй-ка ты следующий отпуск на
"после Грушинки в четверг" да
поедем вместе. Вдвоем мы вдвое
больше услышим.
19.07 - 05.08.2004
|