[Куликово поле 2006]  
Первый отчет. Радости и не.  
Второй отчет. Песни Куликова поля 2006
Третий отчет. Разбор полетов
  
От очевидцев:
Сергей Гринберг
   [На главную]

  Тогда считать мы стали раны.

Послефестивальная пыль улеглась... Звук сцены, спасибо Жене Сеничкину, разложен по папкам, подписан, прослушан... Остались неторопливые мелочи. Для особых фанатов - отделить песни у костра от разговоров и шума ветра. Для особых мазохистов - убрать щелчки и кашель с фрагментов прослушки, записанных от неуемного энтузиазма.
Можно подводить черту.
Ожидаю, что в этом году не раз придется говорить о роли личности в истории. Андрей Коровин, пять лет во многом тащивший фестиваль и зазывавший на него многочисленных приятелей и знакомых, "решил уйти из АП". Формированием жюри, приглашением гостей, программой, положением и многой другой нужной работой ныне занимался Андрей Поташов. Совместно с Т.Маталиной, как полагаю. За что - хвала ему, ибо все прочие тульские КСП-шники, и ВПС в том числе, все больше языками молотить да брюзжать горазды.
Но сравнения - неизбежны. Лицо любого фестиваля - сцена, с нее и начнем.
Прежде всего, жалко, но никакой изюминки, позволяющей отличить Куликовку от десятка других фестивалей, в этом году не было. Гостей (приглашенных и понаехавших самоходом) оказалось поменьше. И были они - пооднообразнее. Панорамы АП не получилось. Новые для Куликовки имена - Вера Вотинцева, Веста Солянина, да Борис Щеглов. Еще, может быть, "сестры" Александровы, знакомые по "квартету Пятеро", но в этот раз исполнившие достаточно песен, к АП не относящихся... Впрочем, это дело вкуса слушателя и гостя, что считать АП, а что - нет. Но какие-то основополагающие признаки жанра хотелось бы сохранить. Например, полностью живое исполнение. Будь ты хоть мэтром преклонных годов, но песня под "минусовку" это немножко для других подмостков. Мне так кажется. Иначе, чтобы мы не писали в "Положении", в будущем году появятся конкурсанты с охапкой минидисков и оправданием "почему N и NN можно, а мне нет".
Члены жюри в этом году много, как никогда раньше, пели у костров на поляне. Подчеркну, не в лагере оргов, а на поляне. Похоже, две-три песни со сцены в прайм-тайм - это мало не только слушателям. "Фишка" трех прошлых лет, дневной 5-6 часовой концерт гостей, был отменен дождем. Примерно часовой концерт "представителей клубов" оказался не слишком удачным. Каждый "представитель" сам по себе и ничего, но когда этих "ничего" с десяток подряд... Возможно, если бы чередовать клубы и приглашенных гостей, не занятых на Мастерских, то и гости попели бы побольше, и представителям клубов не пришлось петь перед пустыми скамейками...
Между конкурсным и ночным концертом жюрей и гостей втиснулся еще один небольшой гостевой концерт. Самый странный из всего, что было. И песню от "Ночных снайперов" послушали, и очередной самопальный вариант темы "Как здорово, что все...". И... И вопрос к выпускающим на сцену. Каким образом в очередной раз на сцену попадает С.Лукьянчиков? По праву артиста тульской филармонии? Местные таланты поддержать? К авторской песне его талант отношения не имеет.
Ругать или хвалить конкурсный концерт мне не с руки - отбор при моем посильном участии происходил. В меру лажи, кое-что интересно, открытий нет. Все обыденно. Так же как и назначение победителей. Могли быть другие, оказались эти... Спорить не о чем - явных лидеров не было. Но о гоночной конкурсной составляющей фестиваля хочется еще поговорить.
До конкурса. Как бы нам понять, что ошибки прошлого года аукнутся в нынешнем, и так далее. Аукнутся, может, очень неожиданно. Год назад Гринберг говорил о неправильности участия "батюшек" в конкурсе. Дескать, полупрофессионалы. Аукнулось вовсе не появлением конкурсантов с синтезаторами и раскладкой творений на пять инструментальных партий. Фестиваль стал поминаться на форумах разнообразных "православных бардов". Мол, РПЦ - благословила, а, ну-ка, братия... И братия потянулась. Пока ручейком тоненьким. Но сливающимся с нескудеющим потоком исконно славянских бардов и баянов. Обряженных, кто в армяки, а кто в красные футболки с надписью "русский". И все вместе (ах, да, еще же и казаки... верхне- средне- и просто донские!) спешат поделиться написанным специально для этого места. Типовой зачин "Расскажи мне усталая Русь" или "Россия, холод", типовой припев "Моя, Русь моя", типовые красоты "колокольчик у сердца бренчит", "тяжкий крест", "звезды свечи", в ассортименте "вороги", "чеченский набат", "ангелы войны", "образа да батюшки", "черный вестник". "Сплошное поле Куликово". О "кровосмешенье на поле брани" не мог забыть никто из бригады прослушки. Да и стих про "Архимандрита" впечатлил...
Крамольное. Может, как-то смягчить в "Положении о..." слова про день поминовения святого князя Дмитрия Донского, и что приветствуется присутствие произведений патриотического характера. Хотя бы временно. В конце концов, не нужен повод, чтобы собраться и попеть хороших песен. А хороших песен, написанных по-поводу, не бывает...
Конкурс, часть первая. То, что "В жюри казлы и фишку не рубят" (© один хороший автор музыки) - уже общее место, это понятно. Повторю из первого отчета:
Что-то начинает мне казаться, что идея предварительного прослушивания силами "представителей делегаций Клубов" - порочна. А правило "своих не прослушиваем" должно блюстись.
В этом году дело чудом не дошло до кровопролития, с подачи "представителей", а "на честность, как всегда времени не хватило" (© другой хороший автор музыки и слов). В результате был установлен абсолютный рекорд по числу участников конкурсного концерта. 27 творческих единиц! Больше трети от прослушанных.
Второй результат мне представляется более печальным. Кажется впервые, в конкурсном концерте участники исполняли по одной песне. Как Большое Жюри по одной песне определяло плюшкополучателей, вопрос не ко мне. Впрочем, о большом жюри Гринберг уже писал... Добавлю только, что девять поощрянтов из двадцати семи участников, по-моему, перебор.
Организационных проколов не припоминаю. Разве, что не увидал информационного щита, о необходимости которого не раз говорилось. Но, возможно, не заметил. Щит почти успешно заменялся объявлениями по громкой связи. Да идея "дров по талонам" реализована была не слишком уклюже. А сами дрова оскорбляли чувства защитников природы.

Осталось традиционное: куда ж нам плыть?
Нет ответа. После смены одного из кормчих оказалось важнее плыть хоть куда-нибудь, чем решать - куда...
Год назад нафантазировал два сценария развития фестиваля. Добавить к этому нечего, пока фестиваль играет в рыцаря на распутье...


До встречи на Поле!
16 июня - 9 августа 2006

[Жалающим возразить - давить сюда.]
[Коментировать в ЖЖ]
[Куликово поле 2006]  
Первый отчет. Радости и не.  
Второй отчет. Песни Куликова поля 2006
Третий отчет. Разбор полетов
  
От очевидцев:
Сергей Гринберг
   [На главную]

 

Rambler's Top100   Поисковая система Deft site
Hosted by uCoz