[Куликово поле 2006]  
Первый отчет. Радости и не.  
Второй отчет. Песни Куликова поля 2006
Третий отчет. Разбор полетов
  
От очевидцев  
[На главную]

Сергей Гринберг

Куликово поле-2006, отчет технический.


Фестиваль «Куликово поле» имеет свою специфику. Проводится он прямо на территории Куликовской битвы, в виду храма и памятника Дмитрию Донскому, проводится в основном силами Музея Куликова поля и тульского клуба песни. Уникальное, неповторимое место, с непередаваемой энергетикой, все пропитанное Историей и Памятью с большой буквы. Весьма приличная для регионального фестиваля материальная база и очень качественная организация: музейщики – народ серьезный, профессиональный, организация массовых мероприятий и связанные с этим вопросы им не в новинку (в отличие от большинства фест-оргов-любителей). А кроме того – авторитет музея, господдержка (правда, как и все у ЭТОГО государства, жиденькая, больше напоминающая подачки) позволяет приглашать на фестиваль некоторое количество весомых «звезд»
С другой стороны – Куликово поле лежит в стороне от транспортных магистралей, никакого постоянного сообщения с городом нет, и добраться на фестиваль даже просто из Тулы, не говоря уже о других городах – нелегко. Были, правда, экстремалы, добиравшиеся стопом по трассе из Москвы, но основная масса – доставляется на место и убывает с него специальными фестивальными автобусами (списки составляются заранее по подаваемым заявкам). Или на своем транспорте.
В силу этих ли причин, в силу ли прежней, не очень гладкой репутации фестиваля – народу на него съезжается немного – в пределах 500-700 человек, в основном из Тулы, Москвы, Белгорода и близлежащих райцентров.
На мой вкус – так даже лучше: боюсь даже представить, во что превратила бы Куликово поле толпа размером хотя бы в половину грушинской…Но не будем о грустном.
Как и в прошлом году – хочется много хорошего и благодарного сказать об организаторах. Мне, навидавшемуся много подобных тусовок и со стороны и «изнутри», ведома несладкая орговская доля. Спасибо вам, друзья! Спасибо вам, Андрей Веревкин, терпеливая, доброжелательная миротворица Рита, Андрей, Леша! Спасибо вам, безымянный (для меня) юноша в форме, занятый «подавалой» в виповской «жюревской» столовой – спасибо за Вашу невозмутимость, аккуратность, доброжелательность и чуть снисходительную улыбку, с которой Вы встречали все капризы, выпендрежи и распальцовки «высокого жюри»! Спасибо Вам, девушка Лена из музея – когда мы с Ниной Гринберг и Верой Вотинцевой, опоздав на специальный «жюревский» автобус, добрались до Тулы своим ходом, Вы буквально окутали нас своей заботой. Хотя ровно ничего не «обязаны» были делать из того, что сделали! А в день разъезда Вы руководили посадкой в автобусы с фестиваля – и не успокоились, пока не разместили всех желающих уехать, чтобы никому не пришлось ждать (под вероятным дождем) следующего рейса! Спасибо Вам!
О «высоком жюри». Как сказано выше, положение фестиваля таково, что позволяет приглашать некоторое количество «звезд 1-й величины». Таковые на этот раз были представлены в лице В. Егорова и Татьяны Визбор. Наличествовали также несколько звезд «рангом поменьше», как молодых, так и старшего поколения: Б. Щеглов, В. Попов…Из «молодых суперзвезд»– Андрей Козловский. Мы с Ниной, Вера Вотинцева, а также – Саша Алексеев, неизменный ДимПалыч Соколов и еще некоторые – были приглашены в жюри 1-го тура, т.е. на «предварительный фильтр». Все концертные программы вела «заслуженная куликовщица» Татьяна Маталина – на мой взгляд, у нее это получается просто здорово, хотя слышал я мнения и прямо противоположные. На вкус, на цвет…
О конкурсе как таковом. С конкурсной системой у меня отношения сложные и неровные. С одной стороны – сплошь и рядом вреда от нее ощутимо больше, чем пользы, с другой – обойтись без нее не представляется возможным. Эдакое «необходимое зло», причем. Необходимое не столько в смысле, что «без него не обойтись», сколько «его не обойти». В конкурсах формата «Куликова поля» положение усугубляется еще и тем, что в одну кучу, в одну кашу оказываются сваленными и «оператор машинного доения», балующийся в свободное время песенками, делать это хоть сколько-нибудь прилично напрочь не умеющий. Но «а ребятам нравицца!» И туда же – молодой серьезный поэт из, скажем, Электростали, польстившийся на то, что будет «сам Егоров». Или, как в прошлом году – «сам Луферов». Жанр наш в этом отношении – увы, все еще двойственен. Одной ногой, особенно «на местах» - сугубо в «худ.самодеятельности», другой… уж слишком высоко задрана планка зачинателями жанра – для человека с худ. вкусом.
О конкурсе конкретно и о конкурсантах в среднем. В среднем все было как обычно на конкурсах такого формата и размера. Типовой набор типажей. Правильный пасан, поющий правильные пацанские песни про свою правильную пацанскую жисть на типовые три аккорда и типовыми же словами. Суровый мущщина в камуфляжке и стрижке бобриком – ну, тут, конечно, про Рродину, Наррод и (а как же!) «наших ребят, зарытых там и сям низачто» - в непрошибаемой уверенности, что уж он-то – единственный и неповторимый! Самодельная (ну совсем самодельная!) бардесса-из-района. Слабовменяемый «рокер», лабающий Шахрина на нестроенной гитаре никаким голосом. «Член союза писателей» местного отделения, с мощной крикливой клакой за спиной, запросто рифмующий «пойти-уйти». Все они (кроме «члена», пожалуй) милые, симпатичные люди. Вот только… поставить бы их в честные условия: условия конкурса худ. самодеятельности районного масштаба, и не заставлять состязаться с теми, для кого стихи и песни – труд, а не времяпровождение. Граница между этими категориями с каждым годом все рельефнее.
О репертуаре. Видимо, аура Куликова поля такова, что слова «Родина», «Россия» и т.д. сами просятся на язык. Даже в незамысловатой (и симпатичной) песенке про рыбалку проскакивает: «Ты, российский окунек, ведь тебе и невдомек…» Забавно, но в целом не напрягало. Из насмешивших перлов – песня непосредственно о Куликовской битве:
«…кровосмешение на поле брани,
Загадочно-тяжелый рок…»

Насмешило, конечно – но… исполнителям – лет по 16, сочинителям – явно не больше. Это не их, а их учителя литературы надо крапивой стегать по обнаженному мягкому!
Но лучше я перейду к приятностям. Таковых на нашей площадке случилось, надо сказать немного, зато все приятные.
Константин Илюхин , «Баллада о поле Куликовом». Сто раз заезженная тема, затертый прием (стилизация под древнеславянский) – но оказывается, когда написано чисто, честно, со вкусом и не без выдумки – не мешает и «неоригинальность». Костантин прошел во 2-й тур и затем стал лауреатом – по-моему заслуженно.
Электростальцы – М.Куляк и А.Шлыков. На площадке у Соколова они прослушивались как исполнительский дуэт, к нам пришли по отдельности – один как автор, другой как исполнитель. Что ни говори – талант не спрячешь!
Женя Бабенко, Москва, bards.ru :). Ну, для меня-то, понятно, не открытиеJ Увы, женины песни по самому настрою своему, по ауре – подчеркнуто камерные, «олитературенные», т.е. для такого конкурса – «непроходимые». Нас-то он прошел, на сцену вышел, но… тем дело и ограничилось. Впрочем, неважно.
Ну, Таня Воробьенок, ясно дело, ни для меня, ни для Саши Алексеева «открытием» не была. Открытие состоялось задолго до. И вообще, лучше я об этом авторе помолчу – уж слишком необъективен. И как к автору, и как к человеку:)
Еще был (из симпатичного) – Миша (фамилию не запомнил, из орг-команды), певший чисто и бережно песни Карпова. Увы, без неповторимого карповского драйва…
Напоследок – о раздаче слонов. За оную я, слава Аллаху, не отвечал – этим занималось «высокое жюри» во главе с Егоровым. Разумеется, как всегда :) все слоны были розданы неправильно и не по размеру! Ну, почти все…
Нет, я еще могу как-то рационально объяснить, почему упомянутый Воробьенок, чье «Письмо маме» заставило затаить дыхание всю поляну, стал «всего лишь дипломантом». Вокальные погрешности там, недонастроенная гитара, то, се, и вообще «она не из нашего муравейника».
Но вот за что «облауреачен» пресловутый «член» - с единственной на полдюжины опусов живой строчкой (правда, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО очень хорошей!):
…нет, сынок, это вовсе не азбука,
а проклятый войны алфавит!

Тут мое рацио начинает перегреваться. Если «за тематику» - так там «тематиков» и без него хватало! Видимо, за «членство»…
А вообще – все было не здорово, а ОЧЕНЬ здорово! Костры, песни, неповторимая Вера Вотинцева (за субботу написала прямо на поляне гениальную песню! Успела ее раз пять переделать, спела в воскресенье со сцены… и переделала в 6-й раз), потрясающий салют и многое-многое другое, о чем хочется рассказать отдельно, чтобы не смешивать кислое с мягким.
Спасибо, Куликовка! Мы встретимся, обязательно встретимся!©

[Куликово поле 2006]  
Первый отчет. Радости и не.  
Второй отчет. Песни Куликова поля 2006
Третий отчет. Разбор полетов
  
От очевидцев  
[На главную]

 

Rambler's Top100   Поисковая система Deft site
Hosted by uCoz