Ну, вот оно и приспело.
=======================================================
Впечатления и суждения о фестивале "Куликово поле - 2005",
упорядоченные по алфавиту.
Путешествие закончено, все приключения состоялись, а впечатления
получены. Настала пора обобщений, замечаний, предложений и пожеланий.
Будем, однако, последовательны и выскажемся в алфавитном порядке.
А. Аргонизация.
Организовано, надо сказать, все было на редкость хорошо. Мне,
грешному, потусовавшемуся на своем веку на прорве фестивалей, было
даже несколько непривычно: что в комендантском лагере можно найти
коменданта, что ответственные лица знают кого куда селить и готовы по
необходимости помочь как людьми, так и снаряжением, что столовая,
медпункт, хозпалатка и сцена - в состоянии готовности еще ДО начала
фестиваля, что вода в цистерне, а дрова завозятся, что мероприятия
начинаются не позже, чем через 20 мин. после объявленного в программе,
что электричество не выключается, а звук не дохнет, и т.д., и т.д. К
серьезным просчетам организаторов можно отнести разве что солнце - по
явному недосмотру включенное на запредельный режим 30-35 градусов. В
результате к вечеру субботы излюбленными и наиболее дефицитными
продуктами на поляне стали детский крем и кефир, употребляемый
наружно. И еще о дровах. Дрова были привозные, и некоторые жаловались,
что дров, дескать, не хватает для готовки. Не знаю, проходя в
последний день по практически снятому уже лагерю ВЕЗДЕ видел
недожженые, а то и вовсе нетронутые полешки. Тем не менее -
порекомендовал бы организаторам включить в Положение (на будущий год)
пункт о том, что дрова привозные и рекомендуется иметь с собой
примусы.
Б. Безопасновость.
Служба безопасности на фестивале была. Я это точно знаю - потому что
сам слышал как комендант лагеря Н. Травин отдавал начальнику оной
службы какие-то распоряжения по мобильнику. И сам видел - возле сцены
и в других "ключевых" местах - крепких ребят в камуфляжке - но с
нормальными человеческими лицами, ничем не напоминавших свинцовомордый
грушинский ОМОН. Может, это не безопасники были, а просто ребята в
камуфляжке? Ну, во всяком случае, происшествий на фестивале не было.
Никто ни за кем не гонялся с топором, никто не тонул в речке, никто не
пытался спихнуть со сцены Луферова, чтобы спеть самому… Может, это
удачное стечение обстоятельств - я предпочитаю думать, что это -
блестящая работа СБ. Попробуйте меня разубедить.
В. Выступальня
Сцена то есть. Должен признаться, я еще с недоброй памяти
"Гринландии"-2003 с подозрением отношусь, если вижу на бард-фестивале
сцену, словно взятую напрокат с какого-нибудь "Продвижения" - и соотв.
аппаратуру. Но оказывается - та же аппаратура в сочетании с умным
звуковиком (не из выучеников Дениса Кораблева, считавшего, как
известно, что хорошая музыка - это обязательно ГРОМКО) - вполне
приемлема, а учитывая качество звука и безотказность микрофонов (не
заводились, как их ни вертели) - просто-таки прелесть!
И опять явный просчет организаторов - ветер. Ветер порой буквально
отдувал звук от микрофонов. Не знаю поможет ли в данном случае - на
сцене Второго канала в грушинские времена не без успеха использовали
литровые бутылки из-под кока-колы с обрезанными донышками, надеваемые
на микрофоны - как "бленды" своего рода.
Хочется отметить блестящую работу "рулевого сцены" - Татьяны
Маталиной. Может, у нее и были какие-то накладки, коих я не был
свидетелем - при мне всегда все знали кто за кем, в нужный момент - в
боевой готовности, и для каждого выходящего на сцену у нее находилась
в запасе пара (и не больше, что тоже важно!) теплых слов.
Г. Гонки за призом, сиречь конкурс.
Сколько было копий сломано на форумах, в сетях и организационных
посиделках насчет конкурсов! Нужны-не нужны, губят жанр, спасают жанр,
плодят спортсменов, изводят творцов и т.д. Видимо, с конкурсами жить
не возможно, а без конкурсов - и вовсе жизни нет.
Лично мне показалось удачным то, что придумал Андрей Коровин: конкурс
- как игра, "рыцарский турнир". Задумка была хорошая, но в реализации
получилось маловато (ИМХО) этого игрового момента. Тут еще надо бы
думать. У меня сложилось впечатление, что "игралось" в основном
Высокое Жюри, а участники больше соревновались. Должно быть строго
наоборот. Ну, про жюри я еще буду сказать пару ласковых
Д. Дипломаты, лауреанты и прочие счастливые слонообладатели.
Таковых было немного. Ограничимся наиболее "крутыми"
Гран-при: анс. духовенства Ярославской епархии. Пятеро колоритных
мужичков (20-25 лет) в рясах, бородах, все дела. В народе их тут же
окрестили "батюшками" или "батькАми". "Батьки" устраивали классное шоу
из каждого своего выхода на сцену, шоу начиналось от момента выхода из
палаток - пятеро в рясах, величественно колыхали авторитетами через
всю фестивальную поляну, а следом шла еще и группа поддержки,
размахивая российскими флагами. Батьки степенно выходили на сцену,
открывали рты и…
Поют они, надо сказать, здорово. С душой поют. Бардовских песен не
поют, правда - но поют народные и полу-народные: громко и вкусно. Зал
заводят с полпинка и уже не отпускают. Неудивительно, что и "приз
зрительских симпатий" они тоже уволокли с собой. Удивительнее (мне, по
крайней мере), что столь явный, вопиющий, я бы сказал, "exotice"
удостоился наивысшей награды фестиваля от Высокого Жюри в лице
Луферова, Бережкова, Мищуков (Пучко и Щербина были, по их словам,
против, Козловский помалкивал). Уж казалось бы, зубры должны различать
где имение, а где наводнение. То есть, конечно, "поющие попЫ" были
прекрасны - но в мире вообще много прекрасного! А вышел бы на сцену
жонглер с 19-ю предметами - неужели г-н Бережков и тогда бы сказал,
что "это авторская песня"?
Вообще такие вещи как-то принято пускать вне конкурса. ИМХО, конечно,
но "батьки" - это уже за гранью "широкоформатности", ближе к
"эклектичности".
И еще - мне кажется, пользуясь стихийной народной любовью к хорошему
вокалу, батьки были не вполне порядочны к собратьям по сцене. Выйдут
на две песни, как все - и торчат на сцене по полчаса, а то и час,
заводя публику "под себя" все больше и больше. А попробуй-ка после них
выйти - да хоть кто, хоть Луферов!
Алексей Кудрявцев (лауреат фестиваля, а вообще-то в рекламе не
нуждается) был в этом смысле наоборот сугубо корректен (по крайней
мере - на моих глазах). Сам публику заведет каким-нибудь забойным
рок-н-роллом, сам же ее и разрядит, спев следом что-нибудь "для
думающих людей".
Роман Филиппов (другой лауреат) - человек-из-Электростали. С некоторых
пор (после знакомства сначала с Сашей Медведевым, а потом с Пашей
Файхртдиновым) для меня это - сигнал "внимание!". Не знаю, то ли у них
город такой, то ли какая-то тусовка особенная (вроде 32-х прежнего
времени), но "Электросталь" означает, что тексты будут интересны,
парадоксальны и мрачны, а музыка - адекватна текстам. Так оно и было.
Остальные, удостоенные слонов помельче, лично на меня особого
впечатления не произвели, разве что Люба Гребенюк.
Е. Неправильная какая-то буква. Пропускаем.
Ж. Жюри.
Ну, о некоторых странностях Высокого Жюри по "основному вопросу
философии" я уже упомянул. Впрочем, подобные штуки - не редкость,
когда костяк "судилища" составляют зубры и монстры, которые, вообще-то
давно на все забили, ибо заведомо знают, что искусство вообще и
авторская песня в частности персонально на них и заканчивается.
Все-таки - уметь сочинять хорошо и уметь понимать сочиняемое другими -
это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И опять имховое имхо -
мне лично кажется, что В. Луферов, В. Бережков, В. и В. Мищуки (надо
же - сплошные В, а что ж я их под Ж поместил?) - это не те люди, от
которых можно рассчитывать на адекватные и взвешенные суждения. Для
данного конкурса-игры это как-то было некритично - хотя (еще имхо) по
крайней мере парочка не шедевральных, но интересных авторов, прошедших
через предварительный тур, совершенно померкла в глазах Жюри,
завороженного "батьками". А жаль.
Насчет предварительного - у меня конкретные претензии к организаторам
и (может быть, в большей степени) к ДимПалычу Соколову - председателю
предварительного. Оно работало в два потока - для вящей
производительности. Каждый участник обязан был предъявить заполненную
заявку, выдававшуюся на регистрации в одном экземпляре. Без заявки
прослушиваться было нельзя.
Так вот, куча народу, прослушавшись у нас с Алексеевым и Беловой,
оставив заявку и почуяв, видимо, что "не тянут" - шли преспокойно к
милейшему ДимПалычу, прослушивались у него ПО ВТОРОМУ РАЗУ безо всякой
заявки - и вылазили потом пред многострадальные уши Высокого Жюри.
Так, прошел на сцену практически весь Ижевск. Хотя "тянули" там от
силы треть. А одна девица, чьи творения, переполненные Высокими
Чуйствами, были категорически не в ладах с падежами, даже какой-то
мелкий дипломчик отхватила, "за юность" или что-то там.
Нехорошо это, ребят, нечестно. Нечестно прежде всего по отношению к
честным участникам, которые не мухлевали, а представляли свое
творчество. И к жюри 1-го тура, нечестно - старались, бошки себе
пекли, трудились - чтобы затем добрейший Соколов все в урну спустил. И
по отношению к жюри 2-го тура нечестно - им досталась ВСЯ работа, и
черновая и беловая.
Это, ДимПалыч, доброта за чужой счет называется!
З. Заключение.
А вообще все было здорово. Хачу исчо!
--
Best regards,
Гринберг Сергей
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
3 июня 2005 г., 17:16 См. также ЖЖ u_gin, с комментариями