Ну, вот оно и приспело. ======================================================= Впечатления и суждения о фестивале "Куликово поле - 2005", упорядоченные по алфавиту. Путешествие закончено, все приключения состоялись, а впечатления получены. Настала пора обобщений, замечаний, предложений и пожеланий. Будем, однако, последовательны и выскажемся в алфавитном порядке. А. Аргонизация. Организовано, надо сказать, все было на редкость хорошо. Мне, грешному, потусовавшемуся на своем веку на прорве фестивалей, было даже несколько непривычно: что в комендантском лагере можно найти коменданта, что ответственные лица знают кого куда селить и готовы по необходимости помочь как людьми, так и снаряжением, что столовая, медпункт, хозпалатка и сцена - в состоянии готовности еще ДО начала фестиваля, что вода в цистерне, а дрова завозятся, что мероприятия начинаются не позже, чем через 20 мин. после объявленного в программе, что электричество не выключается, а звук не дохнет, и т.д., и т.д. К серьезным просчетам организаторов можно отнести разве что солнце - по явному недосмотру включенное на запредельный режим 30-35 градусов. В результате к вечеру субботы излюбленными и наиболее дефицитными продуктами на поляне стали детский крем и кефир, употребляемый наружно. И еще о дровах. Дрова были привозные, и некоторые жаловались, что дров, дескать, не хватает для готовки. Не знаю, проходя в последний день по практически снятому уже лагерю ВЕЗДЕ видел недожженые, а то и вовсе нетронутые полешки. Тем не менее - порекомендовал бы организаторам включить в Положение (на будущий год) пункт о том, что дрова привозные и рекомендуется иметь с собой примусы. Б. Безопасновость. Служба безопасности на фестивале была. Я это точно знаю - потому что сам слышал как комендант лагеря Н. Травин отдавал начальнику оной службы какие-то распоряжения по мобильнику. И сам видел - возле сцены и в других "ключевых" местах - крепких ребят в камуфляжке - но с нормальными человеческими лицами, ничем не напоминавших свинцовомордый грушинский ОМОН. Может, это не безопасники были, а просто ребята в камуфляжке? Ну, во всяком случае, происшествий на фестивале не было. Никто ни за кем не гонялся с топором, никто не тонул в речке, никто не пытался спихнуть со сцены Луферова, чтобы спеть самому… Может, это удачное стечение обстоятельств - я предпочитаю думать, что это - блестящая работа СБ. Попробуйте меня разубедить. В. Выступальня Сцена то есть. Должен признаться, я еще с недоброй памяти "Гринландии"-2003 с подозрением отношусь, если вижу на бард-фестивале сцену, словно взятую напрокат с какого-нибудь "Продвижения" - и соотв. аппаратуру. Но оказывается - та же аппаратура в сочетании с умным звуковиком (не из выучеников Дениса Кораблева, считавшего, как известно, что хорошая музыка - это обязательно ГРОМКО) - вполне приемлема, а учитывая качество звука и безотказность микрофонов (не заводились, как их ни вертели) - просто-таки прелесть! И опять явный просчет организаторов - ветер. Ветер порой буквально отдувал звук от микрофонов. Не знаю поможет ли в данном случае - на сцене Второго канала в грушинские времена не без успеха использовали литровые бутылки из-под кока-колы с обрезанными донышками, надеваемые на микрофоны - как "бленды" своего рода. Хочется отметить блестящую работу "рулевого сцены" - Татьяны Маталиной. Может, у нее и были какие-то накладки, коих я не был свидетелем - при мне всегда все знали кто за кем, в нужный момент - в боевой готовности, и для каждого выходящего на сцену у нее находилась в запасе пара (и не больше, что тоже важно!) теплых слов. Г. Гонки за призом, сиречь конкурс. Сколько было копий сломано на форумах, в сетях и организационных посиделках насчет конкурсов! Нужны-не нужны, губят жанр, спасают жанр, плодят спортсменов, изводят творцов и т.д. Видимо, с конкурсами жить не возможно, а без конкурсов - и вовсе жизни нет. Лично мне показалось удачным то, что придумал Андрей Коровин: конкурс - как игра, "рыцарский турнир". Задумка была хорошая, но в реализации получилось маловато (ИМХО) этого игрового момента. Тут еще надо бы думать. У меня сложилось впечатление, что "игралось" в основном Высокое Жюри, а участники больше соревновались. Должно быть строго наоборот. Ну, про жюри я еще буду сказать пару ласковых Д. Дипломаты, лауреанты и прочие счастливые слонообладатели. Таковых было немного. Ограничимся наиболее "крутыми" Гран-при: анс. духовенства Ярославской епархии. Пятеро колоритных мужичков (20-25 лет) в рясах, бородах, все дела. В народе их тут же окрестили "батюшками" или "батькАми". "Батьки" устраивали классное шоу из каждого своего выхода на сцену, шоу начиналось от момента выхода из палаток - пятеро в рясах, величественно колыхали авторитетами через всю фестивальную поляну, а следом шла еще и группа поддержки, размахивая российскими флагами. Батьки степенно выходили на сцену, открывали рты и… Поют они, надо сказать, здорово. С душой поют. Бардовских песен не поют, правда - но поют народные и полу-народные: громко и вкусно. Зал заводят с полпинка и уже не отпускают. Неудивительно, что и "приз зрительских симпатий" они тоже уволокли с собой. Удивительнее (мне, по крайней мере), что столь явный, вопиющий, я бы сказал, "exotice" удостоился наивысшей награды фестиваля от Высокого Жюри в лице Луферова, Бережкова, Мищуков (Пучко и Щербина были, по их словам, против, Козловский помалкивал). Уж казалось бы, зубры должны различать где имение, а где наводнение. То есть, конечно, "поющие попЫ" были прекрасны - но в мире вообще много прекрасного! А вышел бы на сцену жонглер с 19-ю предметами - неужели г-н Бережков и тогда бы сказал, что "это авторская песня"? Вообще такие вещи как-то принято пускать вне конкурса. ИМХО, конечно, но "батьки" - это уже за гранью "широкоформатности", ближе к "эклектичности". И еще - мне кажется, пользуясь стихийной народной любовью к хорошему вокалу, батьки были не вполне порядочны к собратьям по сцене. Выйдут на две песни, как все - и торчат на сцене по полчаса, а то и час, заводя публику "под себя" все больше и больше. А попробуй-ка после них выйти - да хоть кто, хоть Луферов! Алексей Кудрявцев (лауреат фестиваля, а вообще-то в рекламе не нуждается) был в этом смысле наоборот сугубо корректен (по крайней мере - на моих глазах). Сам публику заведет каким-нибудь забойным рок-н-роллом, сам же ее и разрядит, спев следом что-нибудь "для думающих людей". Роман Филиппов (другой лауреат) - человек-из-Электростали. С некоторых пор (после знакомства сначала с Сашей Медведевым, а потом с Пашей Файхртдиновым) для меня это - сигнал "внимание!". Не знаю, то ли у них город такой, то ли какая-то тусовка особенная (вроде 32-х прежнего времени), но "Электросталь" означает, что тексты будут интересны, парадоксальны и мрачны, а музыка - адекватна текстам. Так оно и было. Остальные, удостоенные слонов помельче, лично на меня особого впечатления не произвели, разве что Люба Гребенюк. Е. Неправильная какая-то буква. Пропускаем. Ж. Жюри. Ну, о некоторых странностях Высокого Жюри по "основному вопросу философии" я уже упомянул. Впрочем, подобные штуки - не редкость, когда костяк "судилища" составляют зубры и монстры, которые, вообще-то давно на все забили, ибо заведомо знают, что искусство вообще и авторская песня в частности персонально на них и заканчивается. Все-таки - уметь сочинять хорошо и уметь понимать сочиняемое другими - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. И опять имховое имхо - мне лично кажется, что В. Луферов, В. Бережков, В. и В. Мищуки (надо же - сплошные В, а что ж я их под Ж поместил?) - это не те люди, от которых можно рассчитывать на адекватные и взвешенные суждения. Для данного конкурса-игры это как-то было некритично - хотя (еще имхо) по крайней мере парочка не шедевральных, но интересных авторов, прошедших через предварительный тур, совершенно померкла в глазах Жюри, завороженного "батьками". А жаль. Насчет предварительного - у меня конкретные претензии к организаторам и (может быть, в большей степени) к ДимПалычу Соколову - председателю предварительного. Оно работало в два потока - для вящей производительности. Каждый участник обязан был предъявить заполненную заявку, выдававшуюся на регистрации в одном экземпляре. Без заявки прослушиваться было нельзя. Так вот, куча народу, прослушавшись у нас с Алексеевым и Беловой, оставив заявку и почуяв, видимо, что "не тянут" - шли преспокойно к милейшему ДимПалычу, прослушивались у него ПО ВТОРОМУ РАЗУ безо всякой заявки - и вылазили потом пред многострадальные уши Высокого Жюри. Так, прошел на сцену практически весь Ижевск. Хотя "тянули" там от силы треть. А одна девица, чьи творения, переполненные Высокими Чуйствами, были категорически не в ладах с падежами, даже какой-то мелкий дипломчик отхватила, "за юность" или что-то там. Нехорошо это, ребят, нечестно. Нечестно прежде всего по отношению к честным участникам, которые не мухлевали, а представляли свое творчество. И к жюри 1-го тура, нечестно - старались, бошки себе пекли, трудились - чтобы затем добрейший Соколов все в урну спустил. И по отношению к жюри 2-го тура нечестно - им досталась ВСЯ работа, и черновая и беловая. Это, ДимПалыч, доброта за чужой счет называется! З. Заключение. А вообще все было здорово. Хачу исчо! -- Best regards, Гринберг Сергей =-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=