Прослушаны все тринадцать вывезенных с поля кассет. И все 276 треков оцифрованы. Осталось решить, что из этого стоит выложить на всеобщее обозрение.
Пора как-то приводить в систему впечатления.
Во избежание. Мне фестиваль понравился. Всем, с кем успел обменяться впечатлениями, тоже.
Помимо ранее отмеченных прелестей: очень вовремя заканчивались ночные концерты.
Оставалось время для разговоров и песен у костров.
Замечательно, что в программу вновь вернулся дневной концерт.
Не пожалею еще раз порадоваться за явление ребят из Шатска. Объединил их хороший человек вокруг правильных песен. И пусть пока это даже не домашнее, а дворовое музицирование, но будут больше слушать - может быть, что-то и сложится.
Юбилейное. Как не сомневаются в этом пессимисты, но за пять лет
у поющей-слушающей Тулы и в окрестностях сформировалось мнение о фестивале, как о месте, куда можно и нужно приезжать ради песен.
Сложился круг Клубов, авторов, зрителей для которых Куликовка - в ежегодном календаре. Киреевск, село Гремячье, Данков, Орел, Коломна. Из дальних мест самотёком новый народ подбирается. В этом году - Чита, Ижевск.
Было бы не хорошо - не приезжали бы, "по инерции" сюда не поедешь. Местные жители тоже приезжают уже не только ради фейерверка...
И да будет это утешением оргам в скорбях их!
Итоги творческие. (Как бы комментарии к пресс-релизу). Трудно что-то добавить к сказанному Сергеем Гринбергом, но надо. Окончательные решения Высокого жюри были у нашего костра предсказаны с абсолютной точностью сразу же после оглашения состава финалистов. Состав финалистов (двенадцать из тридцати с лишним участников конкурсного концерта) тоже мало удивил. Перемещение одной-другой фамилии вверх-вниз по списку - в пределах различий в пристрастиях жюрящих или критикующих жюри. Из того, что две бригады прослушки и Мастерские отфильтровали с Божьей помощью в конкурс, Высокое жюри выбрало в финал практически всё достойное. Плюс-минус те самые две фамилии на несовпадение вкусов Высокого и не высокого жюри.
(Не удержусь. Рассказали по другому поводу, но уж больно в тему... Прогуливается батюшка по садику. Травка выкошена, цветочки благоухают, садовник куст роз подстригает... -"Как же вы, сын мой, с Божьей помощью, все здесь славно устроили!".
-"Спасибо, святой отец! А видали бы Вы, что здесь творилось два года назад, когда Он один работал!")
Но больше всего занимает само участие в конкурсе таких фигурантов как ансамбль духовенства Ярославской епархии и Алексей Кудрявцев.
Зачем Кудря заявился в конкурс - для меня тайна великая. Или какие-то политесы и амбиции... или статус победителя Куликовской битвы поднялся чрезвычайно у московской тусовки... "Батюшки", как мне показалось, выходили в конкурс именно авторами-исполнителями. По крайней мере, звучало "Отец Георгий, автор-исполнитель". И даже нечто КСПшное спели. Но в условиях невнятно определенных правил игры они быстро переключились на ансамблевое пение, в чем, безусловно, и преуспели, как профессионалы. При этом уже - с "поп-музыкой" (© "Молодой коммунар").
И "батюшки", и Кудря активно выступали во всех концертах гостей. На таких условиях тягаться с ними всем прочим чистым конкурсантам было "как школьнику драться с отборной шпаной". Есть в этом что-то неправильное, но, похоже, отвечающее нынешнему формату фестиваля.
Попытка отвлеченных рассуждений о фестивалях.
Подолью-ка я масла в вечно пылающий костер темы "Что такое АП". Благо, место не слишком публичное, а до кнопки "прислать возражения" не многие дотянутся.
Уж больно разные существа обитают в зоопарке "АП". И братья Мищуки, и А.Дольский. Собирающие (или не собирающие) большие залы в городах и весях. И В.Третьяков, и Т.Шаов, развлекающие (или не очень) пьюще-жующую публику в "Гнёздах" и "Гульбариях". И М.К.Щербаков, и Вадим Певзнер, вызывающие у ортодоксов стойкую аллергию. И известный бард Вася Пупкин, самозабвенно воспевающий дорогу-дорогу у костра на берегу Тьмутараканского водохранилища. И разнообразные тридцатидвоешники, с равным успехом выступающие в московских квартирниках и гастролирующие по Германии. И думающие для думающих адепты Второго Канала. И медитирующий для чувствующих Л.Альтшулер. Длинный список разновидностей и все равно не полный. И всё это - АП.
Нетрудно видеть, что и природная среда обитания этих существ может отличаться разительно. Концертирующие в больших залах барды не часто решаются на ночь-другую в полевых условиях. Звёзды костров (не путать с "Кострами") редко дорываются до микрофона, даже полевого. Да и не очень они к нему рвутся, кстати.
Следствие банально: всякий фестиваль право на существование имеет, всякие фестивали нужны... И право участников и просто слушателей выбирать. Между тульским "Львятником", где тридцать человек - уже столпотворение, и много-многотысячным Грушинским фестивалем. Между комфортабельным Коломенским и комариным Сосновым Бором. Между Белым Слётом с его единственным концертом и Вторым каналом, где нечем себя занять... с 7 до 10 утра.
Точки над "Ё". За пару недель до фестиваля услышал, наконец, фразы, которые объяснили многое, чего не мог понять четыре года. "А вот Имярек - Имя? На него люди поедут? Массовость нам нужна..." Ну, вот, а то - "аура, аура". Стало ясно, что нужно. По этим правилам и продолжим играть?
Сразу, пометим для памяти. Для массовости есть чисто физическое ограничение. Размер поляны.
Две тысячи гостей поляна еще может быть и выдержит. Но потребуются существенно большие усилия для организации самого лагеря, подвоза гостей, дров, воды, обеспечения элементарного порядка.
Десять тысяч гостей на три дня - две ночи здесь не разместить никогда.
Попытка конструктива. Расплывчатое "аура Поля" мне почему-то интереснее конкретного "именитства имён". А два-в-одном - не получается.
Куда же плыть? В порядке бреда...
Сценарий массы. Развивать достигнутое.
Для того самого массового зрителя, действительно, лицо фестиваля - это имена. Жюрей и гостей. Тут епархия Андрея Коровина, у нас с ним АП немного разные: моя, увы, старше на 20 лет, провинциальней и консервативней. Для массовости участников - обязательно конкурс, с большим числом номинаций. (Чтобы не спугнуть пресловутых "гоночных коров"). Ротация членов жюри - минимальная ("фестиваль, где Бережков и Луферов"), но обязательно новое Имя. Вчера, скажем, Александр Иванов, сегодня - Андрей Козловский и Мищуки, завтра - э-э-э... Леонид Сергеев. Появляющихся участников-тяжеловесов - типа батюшек этого года - время от времени перемещать во "вне конкурса". Дабы у Васи Пупкина и его болельщиков сохранилась иллюзорная возможность победить. Только не каждый раз, а то полупрофессиональные выступальщики, умеющие заводить зал на ладушки-ладушки, перестанут ездить за слониками. И - фейерверк... Как при всем этом не дать фестивалю превратиться в ярко раскрашенную, но пустую музыкальную шкатулку - не знаю. Получить массовость просто. А как удержаться от того, чтобы начать развлекать эту массу? Может быть, только так: "масса" должна приезжать не для развлечения...
Сценарий ауры. Положиться на определенное время и место, они уже в поющем народе известны. Резко отказаться от конкурса,
пусть потеряв сначала треть участников вместе с болельщиками.
Обязательно - Мастерские. Только вот, без права Мастеров предлагать авторов на сцену. Или сильно квотировать возможность представления. А уж если разрешать Мастерам выдвигать своих протеже, то только блоком. "А вот сейчас, выступят те, кого по мнению метра NN мы непременно должны услышать". Пусть уж, будет соревнование Мастеров. Дабы о Мастере можно было судить и по предъявленным препочтениям... Приглашение на фестиваль: не орошать пустыню - поливать ростки; рассылать приглашения только по известным организаторам Клубам и персонам.
Концерты формировать почти по той же схеме, что и сейчас: послушать в кустах (на первых порах, потом, когда чужие здесь ходить не будут, про это можно забыть) - выпустить в дневной концерт, перемежая Гостями с Именами. Сливки - в вечерний и ночной концерты. И - фейерверк... Пусть будет.
Получается схема полузакрытого фестиваля. Но, может, для ауры это лучше, чем две тысячи посторонних, которым здорово, что все они здесь сегодня собрались...
Оба сценария основаны на том, что есть. Пройдена ли уже точка бифуркации - мне не ясно. Зависит, вероятно, от целей организаторов фестиваля, особенно, если цели эти вслух не называются...
Не систематизированные мелкие брюзжания.
В выступлениях гостей не соблюлась "золотая пропорция" идеального концерта: треть хитов, треть редкостей, треть новинок. Это компенсировалось отчасти разнообразием самих гостей.
Мне оказалась не понятной концепция воскресного утреннего концерта. Выступления "представителей клубов" его не украсили, а уж песня, исполненная "группой болельшиков" была совершенно лишняя. Все-таки, право на голос со сцены нужно как-то заслужить...
В ту же тему. Продолжаю упорствовать. Если в программе фестиваля нет "детских мастерских \ детского концерта", то явление детей на сцене вредно. Прежде всего - самим детям. Какое б умиление они у взрослых не вызывали.
В ночном концерте - кошмар по имени Сергей Лукьянчков. Два года подряд прослушка успешно разворачивала его на полпути
к сцене, так теперь, по чьей-то доброте немеренной, он на сцену как гость просочился.
Такое ощущение, что несчастную Маталину оставили в одиночестве бороться с желающими покричать со сцены...
Тенденция (?): Из 5 фестивалей на 3-х гран-при получили ансамбли.
Паранойя: а нет ли корреляции занятого места с местом проживания победителей ... Проживание в "лагере оргов" повышает оценку.
Вздох восхищения. Всем желающим или вынужденным вести концерты АП - слушать полную запись концерта. И учиться, как это делается, у Татьяны Маталиной. Два слова о каждом и ни слова лишнего. И так все пятнадцать часов концертов.
Оргам, на заметку.
Вроде всё. До встречи на Поле!
31 мая - 15 июля 2005