Хроники. Осень-зима 2014. |
Найти на сайте Вместо ИМХО: Смысл всякой критики: "Если бы я был Господом Богом, я бы создал этого автора иначе". М.Гаспаров, Записи и выписки, V, Критика. Энтузиасты и несогласные могут НАПИСАТЬ СВОЙ ОТЧЕТ | |
Напоминаю, с сожалением, о закрытии на неопределенное время проекта "Хроники". | |
2014 осень-зима |
|
27.08 Москва: Пригов, Штирлиц | 18.09 Д.Коломенский в музее Вересаева |
19.09 Антоновка | 28.09 Ольга Кузнецова в ЕОЦ |
10.10 Хорда | 25.10 Бригантина, открытие сезона |
02.11 Мария Гескина в ЕОЦ | 22.11 Бригантина. Памяти И.Боронина |
23.11 Наталья Тарвердян в ЕОЦ | 03.12 Мария Махова |
| |
  |
27 августа 2014. Москва: Дмитрий Алексаныч Пригов. Хохловский - Земляной вал - Покровские ворота - Хохловский. "Штирлиц: попытка к бегству".
Пригов у меня числился исключительно поэтом, а тут (на Крымском) - шесть залов картин и инсталляций. Кое-что в голове переключилось. Гиперион, это такой проект Игоря Белого со товарищи, книжный магазин - клуб. Место, где много правильных книжек, забавных цацек и вкусных запахов. Пахнет новыми книгами и свежим кофе. Живет Гиперион в настолько старинном месте, что про его историю надо рассказывать отдельную историю места, но это Игорь уже сделал. А географически Холовский переулок в двадцати минутах от "дома героев" на б.Чкалова. Дома, где я на протяжении первых сорока лет жизни бывал по нескольку раз за год, а следующие двадцать пять - хорошо, если раз в пять лет. В ожидании начала спектакля прошлись туда и обратно... Не только модернизированная Покровка стала чужой, но и переулки - Лялин, оба Казенных - и тот, что переулок Арк.Гайдара, и тот, что ул.Мечникова... "Штирлиц..." позиционируется автором как камерный мюзикл. В жанровой принадлежности не уверен. Кмк, мюзикл - это еще и обязательные танцы, блёстки, цвет и свет, бурлеск (как имя нарицательное). Из перечисленного вычеркиваем все. И не припомню мюзикла, после которого выходишь со словами "об этом надо еще подумать". Но, если автору хочется, пусть - мюзикл... Мы были на седьмом, кажется, спектакле. Шероховатости премьеры уже должны были сгладиться, а оскомина у господ артистов еще не началась. Фото в Сети можно найти и получше, ибо мыльница с отключенной вспышкой. Поэтому не все герои представлены. Наталья Тарвердян за клавишами Штирлиц - Олег Городецкий Пастор Шлаг- Игорь Белый Связной - Борис Богданов Куски "Штирлица" я от Михаила слышал с 11-го года, а после премьеры про спектакль в Сетях писали взахлеб. Поэтому, были некоторые опасения: не есть ли происходящее в Сетях эффект "наш самый наикрайший" или, что неприятнее, Королевский жираф... Второе опасение было напрасно, первое слегка оправдалось, трудно же непредвзято смотреть, когда почти всю труппу знаешь не один год. Я все ждал, когда "Штирлиц" соберет аудиторию, большая часть которой не будет друзьями и родными Кролика. Уже в 15-м году состоялись гастроли Штирлица в Обнинске, Питере, на Платформе и вроде бы - полет нормальный. Для того, чтоб полностью отделить мух знакомства от котлет спектакля, остается посмотреть вариант, сыгранный не стартовым составом... Да, отвлекся. К тому, что было в указанный день в указанном месте с указанными людьми... Общее - было хорошо. Без малого полтора часа напряженного внимания. Мелодии, слегка стилизованные под что-то такое, из середины прошлого века. Застревают и потом крутятся в голове, всплывая в произвольном порядке. Со словами сложнее, их временами оркестр (две гитары, ситезатор и кахон) заглушал. Но тексты уже частично были знакомы. Проблемы со звуком, да некоторая невнятица в моменты, когда очередной герой появляется не из зала, и не из задника сцены, а пробирается сбоку перед первым рядом зрителей, это болезни самодеятельности и камерного зала. Но в маленьком зале есть и своя прелесть. Видно - все . Видно, как господа артисты азартны и, кажется, слегка удивлены, что все продолжается и после третьего спектакля. Видно Машу Гаскину - радистку Кэт - безумно прекрасную по жизни и прекрасно безумную по роли. Видны глаза Эрвина, поющего колыбельную... Колыбельная Эрвина в исполнении Николая Сбытова - лучший номер спектакля, и просто - Песня. Не знаю, о чем писал ее Капустин, по мне там параллель с известным "Волчица говорит своим волчатам: «Кусайте, как я», — и этого достаточно; и зайчиха учит зайчат: «Удирайте, как я», — и этого тоже достаточно; но человек-то учит детеныша: «Думай, как я», — а это уже преступление". И именно тут - попытка к бегству: Беги, сынок, от липкой дряни, От слишком лёгкого житья, От поля брани ради брани, От мужичья и дреколья, Беги, сынок, от праздных ямбов, От жёлтых книжек и газет И от любых других тенет...Штирлицу же (Олег Городецкий) не убежать. Он весь спектакль на сцене, и в его зонге, как мне кажется, еще одна отсылка к авторам, но не к "Попытке #1": ...я выжил, выполнил, вынес, вышел. И руки мои в грязи...Если помнишь, "Когда бог, спустившись с неба, вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в грязи". Надо ехать второй раз, только дождаться второго состава, чтобы не знакомых разлядывать, а спекталь смотреть. Но об этом я уже...
сентябрь 2015
фото в тексте - Архивариуса 18 сентября 2014. Дмитрий Коломенский в сухом остатке. Тула. Вечер в доме-музее В.В. Вересаева. Несколько раз поиски блестящих камушков среди гальки заносили меня не столько в сам музей, сколько на собрания музейно-литературного объединения "Муза" при нем. Есть безумно смелые люди. Они пишут стихи - после Бродского. Однажды стало любопытно, что произойдет, если одни безумно смелые, услышат другого, совсем по-другому безумно смелого. И просто, давно хотелось послушать Дмитрия много, и не отвлекаясь на посторонние звуки. "Муза" в лице Виктории Ткач - и поэта, и директора музея, и лидера "Музы" - поддалась, так и организовалась гастроль петербуржского поэта в маленьком провинциальном городке. Намеченные цели достигнуты... Частично. Сентябрь, похоже, не лучшее время для начала сезона, собралось человек пятнадцать. Почти равными долями были представлены сотрудники музея, музовцы, клусамслуши и специальные тульские люди - поклонники творчества Д.Коломенского и его личного обаяния. Вскоре после начала плавное течение вечера прервалось появлением местных телевизионщиков, пытавшихся организовать прямой эфир с заезжим поэтом. Пока Дима говорил какие-то слова на камеру, его роль успешно исполняла В.Ткач, выдергивая из заготовленных стопочек с текстами не самые длинные. Так неожиданно пополнилась моя коллекция ПНВО. Новые прочтения - новые смыслы. А на завтра была Антоновка... 19-21 сентября. Антоновка. Меж платформ 90 и 95 км Казанской жд. Привычно теплый слет, и это не характеристика погоды. Хотя и погода была славная. Впервые в жизни собирал чернику. Прямо в рот, а потом и в кружку. Набрал полную, отвез домой и съел! Вечерний концерт начался уже почти ночью. Равномерно сильный. Почти. Было несколько номеров, вызывавших недоумение, но, может, это и хорошо - на них можно было расслабиться. А может, и не хорошо, концерт, по мне, несколько затянулся. Антон придумал концерт в развитие модных в последние лет 10 "концертов-диалогов", до которых сам, как мне кажется, большой любитель. На сцену вызывались созданные Антоном пары и обменивались парой реплик-песен. Там, где пара пыталась поиграть в эту игру и как-то связать взаимные выходы к микрофону в выступление, там возникали какие дополнительные смыслы. Или просто становилось интереснее. Если каждый свою линию гнул, то 1+1 не складывалось, и даже не умножалось. А в иных случаях и вычиталось, и на эти-то несколько несложившихся пар концерт и затянулся. Плавный переход ночного концерта в большой костер, на мой взгляд, не задался. Было шумно, знакомые песни пелись вместе, но не слажено, а не знакомых не было, и по кругу гитара так и не пошла. По крайней мере, за те полтора часа, что я там простоял. Что-то на ночные посиделки меня совсем не остается. Сейчас разбирал привезенные записи и обнаружил странное. Немного утрирую впечатления, но в лесу почему-то больше хотелось громких Капустина и Дзевицкого, а сейчас с удовольствием раскладываю по сусекам тихих Перова и Тарвердян. Надо бы к себе присмотреться. Было заметно, что после прошлогодней почти безлюдной Антоновки, на эту понаехали все, способные передвигаться. Практически всех и увидел, на 95-м расположение очень компактное, меж рекой и болотом, вдоль дороги. Пропустить кого-то трудно. Из досадного. В воскресенье передал записывающую машинку в толченовский броневик, не переключив ее на запись с пульта. Она и записала дневные малосольники на встроенные микрофоны. Включая падение чайника и посапывание Толченова.
Программа и звук
Фотографии в альбоме «Антоновка 2014 на Яндексе» Для офейсбученных - альбом Архивариуса 28 сентября 2014. Ольга Кузнецова. В Еврейском общинном центре Тулы. Хороший, негромкий концерт. Ольга предусмотрительно озаботилась приглашением друзей и родственников Кролика, так что зал был заполнен вполне достойно для начала сезона. Больше к сказанному в анонсе концерта, добавить нечего, все сбылось. Уже не ропот, уже крик души орга: надо налаживать подзвучку! Сделать исполнителя громким. И заглушить решение деловых вопросов на галерке. 18-19 октября 2014 Хорда. Подосинки. Что-то кажется, что тема никого не удивила, многие уже и сказали и показали. Cкажу и я. Хорда была тяжела. Мой нежный организм сопротивлялся, как мог, но жестокая судьба и Архивариус были неумолимы. Если кратенько, Одной из прелестей этой Хорды оказалось то, что все, падающее с неба, падало, пока меня там не было. А без меня нападало так, что на свое привычное - из шести Хорд в Подосинках, мы там стояли пять раз - место на берегу, меж трех дорог, мы сквозь подлесок, занесенный снегом, не смогли продраться. Поэтому встали непривычно близко к центру мира. На этом с бытописательством закончим. Какой быт под снегом - выживание. Погода заставила большую часть публики перебраться к большому костру в концертном зале, а не тыриться по стойбищам, как это бывало... В какой-то момент пересчитывал головы, насчитал полсотни и сбился, но кажется это был не пик посещаемости... До середины, примерно, концерта наблюдалось 2 /два/ ребенка, один - Манюсин Тихон, второго не знаю и родителей не опознал. Тихона в какой-то момент утолкали в палатку, а второго поставили на сигнализацию и, завернув в спальник, уложили прямо в зале. Утром наблюдал его вполне бодро топавшего к электричке. По уточненным данным детей было трое, третий как-то на глаза сумел не попасться, но ясно, что тоже герой. Снимал совсем мало. Вот, зал за пять минут до звонка. Олег и Наташа объясняют правила игры. "Условье таково". Очередному персонажу предлагается фраза, в которую нужно вставить пропущенное слово. Угадал - поёшь три песни про это слово, нет - поёшь две про это и одну, про то, которое пытался подставить. Забава хороша, если участники быстро соображают, что в их репертуаре может быть исполнено на заданную тему. Или также быстро могут объяснить, почему песня про верблюда подходит к теме, заданной словом Космос. И тут, мне кажется, в начале нужно выпускать людей, безусловно способных сыграть на условиях организаторов. Другие за это время проникаются правилами игры, и меньше шансов, что они станут петь абы что. Утренние фото. Пошла в гости. Утренние песенки Наташа по-утру Олег по-утру Мария Осталось уложить палатку Вид на утренний костер А вот и палатка уложена Было несколько интересных разговоров, "Штирлиц изнутри" и славная дорога назад в Москву. Попутчикам - спасибо. Весь слет болела нижняя челюсть, вернулся, на следующий день выдернул нижнюю правую шестерку. Они у меня и так-то счетные, а тут еще не факт, что ею закончится. 25 октября 2014. Бригантина. Открытие сезона. Тула, библиотека № 4. Блинский блин. Второй год подряд не могу записать концерт открытия в Бригантине. Устанавливаю звукопысыющую машинку, нажимаю, вроде, нужные кнопочки, лампочку красную наблюдаю... Приезжаю домой - файл нулевой длины. За месяц до этого 2 по 45 Кузнецовой - все нормально, за неделю до - писал кусты Хорды, все, как можно ожидать из кустов. А тут - как корова языком... Рядом со мной стояла камера, может выложат, будут документы в руках. А так, сплошные инсинуации получаются, да и не все имена и названия с первого раза расслышал. Поэтому придется широкими мазками, не персонализируя брюзжания. Сперва о светлом и радостном. Сезон уже тринадцатый, а Б-на уже дважды народный коллектив. Сам Клуб. И детско-юношеская студия при ём. Что есть здорово. Хотя, как и прежде непонятно. Что значит "народный самодеятельный коллектив"? Альтернатива инородным? Или это просто игры Двух, кажется, студийцев явили миру. Девчушки поют чистенько, с азартом, но не кричат. Одна, правда, с совсем идеальной аэродинамикой, а от другой повеяло костром всесоюзного п\л "Орленок". Ланцберг как-то изображал, как его поют в "Орленке", что-то вспомнилось вдруг. А может и не вдруг... ...Всё, ну, ладно, не всё, а только 0.9 того, что здесь делается одиночками... Как бы поаккуратнее выразиться. Во! Не совпадает с моими представлениями о прекрасном. Ключевое слово выделено, ибо весь вечер сопровождался презентацией, в которой перечислялись города и страны, и почетные плюшки полученные там Б-ной. Значит, это не только кому-нибудь нужно, но и находит своего преданного зрителя и должную оценку. Народ любит, когда духовностью полна. Вот ансамбли у Бригантины мне нравятся. В этот раз был, наверно, не ансамбль, а полноценный хор, не меньше дюжины исполнителей, из которых не менее трех поющих гитаристов. Все щебечет, свиристит, переливается и сверкает... Не уверен, правда, что кукинский "Клоун" подходящий для такого фейерверка материал, хотя, если считать его персонажем карнавала, то и такая точка зрения возможна. Слушать надо, но см. про блинский блин. Upd. Вчера, после концерта и расстройства от утери записи, заниматься розысканиями не было желания, но еще одна заноза после концерта застряла. "Чёрный вран" на стихи Дм.Сухарева ("А мне красться не судьба..."). Было объявлено, что это песня А.Дулова. Похвально, что авторы песен в Б-не объявляются, хорошо бы, чтоб еще объявлялись правильно. Интернет, действительно, первое что выдает, так связку Дулов-Сухарев, Меж тем, довольно легко находятся еще, по крайней мере, два варианта: А.Карпенко и Н.Малова. Исполнялся вариант, близкий к Карпенко. С дуловским - ничего общего. Кроме слов. Но заноза не в этом. Ну, доверился исполнитель первой попавшейся ссылке, с кем ни бывает. А, вот, понимает ли он про что песня? "Ладушки" зала на очередном припеве, говорят об одном: исполнитель успешно спрятал текст от слушателей. И те, слушая звук, но не смысл, поддались провокации... 2 ноября 2014 Мария Гескина. Еврейский общинный центр. Тула Компактный концерт. Примерно в равной пропорции намешано авторских и исполнительских номеров. Всё авторское, что хотел услышать и более-менее чистенько записать, услышал и записал. Ко второй-третьей песне и относительно пристойный звук отстроили, спасибо сестре родной, которая и с ушами, и ручки крутить не боится. В отличии, по обоим пунктам, от меня. Первое отделение оказалось таким неспешным путешествием по странам и снам. Во втором какой-то определенной линии не уловил. Любопытен "Карниз" от Маши. Такой, скорее медитативный, чем надрывный (ср. с Городецким). Пожалуй, можно исполнения Маши и Олега в ПНВО, но сначала для полноты картины хорошо бы авторское исполнение найти. Неожиданно. Из "Штирлица" спела не свои арии, а "Воздушных асов" (это хорошо, но еще не удивительно) и "Колыбельную Эрвина"(!). Добавить до кучи, и свою колыбельную ("Ой, ты сладкое наказанье") и можно было бы предварительный заказ билетов организовывать прямо на месте. При всей энергии, которая из нее бьет, Гескина производит очень уютное впечатление, этакий медвежонок на диване. И под пледом. Ну, послушайте сами: "Уложи меня спать на террасе, чтобы пахла дождем простыня..." и тут же "Анды, как Анды. Ока как Ока, Сон зацепился за край гамака...". Наверно, если поискать, еще какая-нибудь тахта найдется... Возникла странная ситуация, больше типичная для КСП. Несколько завсегдатаев центра расположились в дальнем углу и решили, что тут бард-кафе. Эффект отстутствия "старших товарищей"? С одной стороны, они, вроде, у себя дома. С другой - звон посуды и разговоры, доносившиеся оттуда, мешали. В перерыве местные же активисты их приструнили, но осадок (и шумы на записи) остались... 22 ноября 2014 "Бригантина". Вечер памяти Игоря Боронина. Все замечательно. Но. Можно было бы сократить на четверть. А лучше - на треть. Не указывая пальцами, было несколько номеров, отсутствие которых пошло бы на пользу общему впечатлению. И следует предвидеть последствия "свободного микрофона" (в форме предложения высказаться еще желающим).
Программа
Фото на Яндексе 23 ноября 2014. Наталья Тарвердян. В еврейском общинном центре, Тула. Еще один неторопливый, несуетный концерт. Наталья - бард во втором поколении, вдобавок прошедший консерваторию (правда, по классу рояля). Первое отделение почти полностью знакомое, во втором - три не знакомые свои песни, остальное исполнительское: песня отца - Александра Тарвердяна, две песни из Штирлица, Ланцберг, Гордон, практически неизвестные в наших краях Т.Пучко и Т.Шехтман. Вот, еще одна забота. Оказывается. нужно держать запасной комплект струн. У Наташи порвалась первая струна, и все второе отделение она обходилась без нее. 3 декабря Мария Махова. В еврейском общинном центре, Тула. Конечно, Маха - звезда... Артистка! Это не только режиссерское образование, это нутряное. С второканальских посиделок десятилетней давности сильно возмужала. Хотя, правильнее, наверно, говорить "заматерела". Стихи читает с выражением, ручкой себе помогает. Короче, "жрица, Постум! И беседует с богами". Надо бы, наверно, нарезать на треки те записи десятилетней давности, порыться в записях с других каналов, Луф- и Бене-фестов, добавить нынешний концерт, да и собрать для себя диск "Маха в динамике". Чтобы понять этот дрейф от убиенного двора... от бывшей балерины, пьющей чай на маленькой кухне ... от сидящей на крыше женщины, похожей на облако ... к тому, кто не говорил никогда ее имя вслух... к тому, кто глотал этот виски, и порвал ее телефоны... к той, что никуда не едет и никого не ждет... Стало меньше быта, не видны старые ботинки из чулана и стала жестче гитара, но падают падающие учительницы, и наступают на очередные грабли, числом двадцать три... Занудно замечу, что юнкер на коне, явление возможное, но не типичное... Хотя, конечно, было три казачьих юнкерских училища. Ладно, это и очень старая песенка, и к делу совсем не относится. Сопровождающие лица - дуэт "Ключевое слово". Очень выручили, решив все проблемы транспортировки. И заблудились уже у самых дверей. Сами признаются: "мы девушки шумные". То, что называется странно - акустический бард-рок. Никогда не знаю, какое из этих трех слов лишнее. Спели пять песен в конце. Получилось такое музыкальное развитие жесткой нынешней гитаре Махи. Пожалуй, вписались в наш сезон женской АП. Но постоянный слушатель Ключевого слова должен быть свой. (Кстати и был. Вот, интересно. На концертах стали появляться люди, приходящие на определенного автора. Похоже, в Туле есть возможность выбора.)
Маха то же слова написала, да так хорошо, что утащил к себе в ЖЖ.
Программа , звук. Фото Льва Карукина и автора на Яндекс-фотках |