Хроники. Зима-весна 2009. |
Дисклаймер (кажется, это так пишется). 1.Оказывается вновь нужно напомнить. Это не рецензии на концерты и не разбор творчества упомянутых в тексте персон. Только впечатления от и воспоминая о. 2. Записи обрабатываются спустя месяц-другой, а то и полгода-год после события. По прослушивании записи могут быть сделаны добавления или изменения к тексту, о чем дополнительно не сообщается. поэту мирному до вас... ©Наше всё | |
17.01.09. Вечер памяти Евгения Коновалова. Вечер прошел усилиями поисковиков, клуба "Искатель", Олега Золоторева с товарищими. Прошел без пафоса и потому - хорошо. Самодеятельных певцов было немного и это тоже хорошо. Похоже, авторы этого круга позиционируют себя как "авторы песен". Двое пели под минусовку... Почти половину звука составили видео записи выступлений Евгения из архива клуба по изучения творчества В.Высоцкого "Горизонт", это было самое хорошее... О "Бригантине" в Доме Учителя. На сайте "Бригантины" статья Сергея Степанова: Историческая справка, Бригантина, Дом учителя Из Л.Альтшулера Журналов, что выписывал домой, мне не прочесть – хоть обрасту коростой. Я в 30 начал 78-й, к 60-ти закончу 90-й. Их дня за свой мне не настичь уже. Хотел бумагой сохраниться век-то! Вот дети и придумали ЖЖ – гуманный крематорий интеллекта. Не Хроника. Фрагмент от 29.01.09. почему нет ни Хроник, ни заметок. Ведь точно, не лежит сейчас душа к каким-либо пространным рассуждениям. Может, правы злопыхатели и многие наши самодеятельные писания - плод не реализации в настоящем мире? Вот, второй год мне обеспечена постоянная, хотя и не до конца добровольная аудитория, внимающая (вынужденно) всему, что в голову мою не взбредет (и не сильно противоречит РПД). А для сублимации или симуляции? творчества - всякие мелкие программистские поделки, никому, кроме автора не нужные, но милые ему, хотя бы из-за неожиданностей используемого инструмента. Вот и смотришь на проистекающую мимо разнокипящую жизнь издалека и без ожесточения, необходимого для писания злобных Хроник. А добрые я писать не умею. 05.02.09. Марьяж "Декорации". Юлия Шелест и Вячеслав Захаров Часто приходится возвращаться и исправлять название этой пары. Почему-то получается то "Монтаж Декораций", а то "Марьяж Декораций". Они же просто - "Декорации", а марьяж, это просто пара. Вот эту замену, простую пару - вычурным марьяжем, стоит запомнить. Ребята притащили на себе груду машинерии. Какие-то агрегаты, объединяющие в себе усилитель и колонку, стояли на полу. Оттого у сидящих в первых рядах возникало довольно дикое впечатление звука, исходящего вовсе не изо рта, а откуда-то из-под ног поющих. Добавлю сюда свою нелюбовь к гитаре, из задницы которой торчит провод... Песня-акция vs песни-ресурса. Послушал с любопытством. Переслушивать буду вряд ли. Песни из разряда тех, что не подпоешь, и не напоешь. Хотя, после того как при обработке пару раз послушал запись, что-то привязалось... Но в целом, для меня - слишком громко, слишком много музыки, слишком затянута каждая песня... Длинно и из-за разнообразных проигрышей и распевов, и из-за того, что мысль повторяется и повторяется, обыгрывается с разных сторон. Слушатель уже все понял, но пять минут у него под носом вертят все ту же блестящую игрушку то одной гранью, то еще одной, то еще... Слишком озабочены красотами звука, и конструкция из стиха - мелодии - исполнения перекашивается музыкальными составляющими. Много актерства. За которым интересно наблюдать - за игрой Юли особенно, но и в любой момент можешь отвлечься и начать думать о своем. Есть к чему придраться, перлы попадаются: "кончало время неумело", "червовая колода", "коснуться белья с изнанки" и проч., и временами начинает казаться, что что-то такое уже слышал и не раз (пару раз грезилась саркисовская "Младшая сестра королевы", в "Она ехала на Север " слышны и музыкальная тема и сюжет полета-падения Вагина... Еще какие-то параллели постоянно возникали). Но ругаться не хочется, еще и потому что мир, выстраиваемый "Декорациями", в общем-то, не скучен и забавен. Просто это не мой мир. Он искусственный, в нем закат из фольги. Интереснее обитающие в нем. Пишущие записки ветру, висящие на заборах, едущие на север и поющие в переходах... "Гламур-андеграунд", это определение "Декорации" размещают, кажется, на всех сайтах, где представляют свое творчество. С гламуром - понятно, почему это андерграуд - не понятно. Рискну предположить, чтоб отмежеваться и от бардов, и от рокеров. "Бригантина" с этим концертом причалила в ДК ТОЗ, в знакомой 310-й. На двери по-прежнему висит табличка "КСП", обстановка с "Только таковских" времен не поменялась. Почему-то показалось, что это - "остановка по требованию". Новую гавань "Бригантина" все еще ищет... 18.02.09. На Путейской. Андрей Анпилов. Долгая история... ...В уже далеком восемьдесят девятом году ноябрьские праздники прошли странно. Очередная годовщина Революции (тогда еще не говорили "переворота"), а в ДК ТОЗ, в ТЮЗе, в ДК Металлургов идут концерты и спектакли авторов Первого Круга. Уже незапретный Мирзаян, яростный Капгер, Кочетков, похожий сразу на двух алкоголиков на даче, Бережков, не похожий ни на кого... И, заметный своей печальной несуетливостью Андрей Анпилов. Он не много пел в этих концертах, но этот "снег садится мошкарой на мундиры", это "лучшее свое пораженье", этот иудейский мотив Чаусы надолго зацепили и не отпускали долго... С тех пор, нет-нет, да и настигнет меня негромкий голос, необязательно поддержанный такой же гитарой. В эту среду на Путейской сбылось все. Разговоры, песни, стихи перемешались в самой правильной пропорции. Заказы по интернету и записки - исполнились. Голос, к которому нужно прислушиваться, услышался... К Андрею, действительно, надо прислушиваться и вслушиваться. У него очень компактные песни. Редко какая длится дольше трех минут. За три-четыре короткие строфы - завязка, конфликт, разрешение. Или законченная картинка или портрет. В сторону. В нынешней АП такая краткость стала не частой. Многокилометровые полотна, которые разворачивают перед нами иные авторы, вполне позволяют подойти к середине сеанса, заценить очередной гитарный запил, и вернуться к эпопее под вечер, как раз узнаёшь, чем все кончилось. Отдельно про переводы. Те (из Я.Наговицы, Лили Марлен), которые слышал сначала на языке оригинала (хотя бы и не от носителя языке) - мимо меня. Возможно, дело именно в импринтинге, "эффекте первого прослушивания". Те, которые услышал впервые от Андрея – принял. После концерта, за чаем у Елены было спето еще едва ли не с полконцерта. Хотел попросить "Еще не топят", да, жаль, к слову не пришлось... 19.02.09. "Бригантина". ДК поселка Менделеевский "Южный". Менделеевский уже лет двадцать считается частью Тулы. А, по сути - дальняя окраина. Хотя известны и более глухие закоулки. Но это так, географические описания. "Бригантина" нашла крышу в ДК ТОЗа, но место для концертов пока ищется. Зал ДК на Менделеевском поселке (так в Туле говорят - "на поселке") мне кажется несколько громоздким для подобных мероприятий. "Бригантина" последнее время и без того склонна форсировать звук, а в этом ангаре, подозреваю, просто хочется кричать, чтобы эхо отзывалось. Про концерт ничего нового не скажу, расшифрую запись – попробую обнаружить десять отличий от предыдущего. Те же, то же, так же. Разве, что Легачев порадовал очень бережным исполнением Дольского, да как всегда хороша В.Буталова, спевшая по горячим следам две песенки Анпилова. А вот конферанс Гейна был на этот раз не очень. Во-первых, нужно до концерта решать, что будет сказано о каждом, чтобы, например, не называть автора музыки поэтом. Во-вторых, еще во времена не нашего Брунова - Бориса - считалось дурным тоном возбуждать зал фразами "Ваши аплодисменты". Оставьте зрителю право на свист. Не устаю повторять! В подобных концертах авторов называть обязательно (это тем, кто на новеньких) Upd. Расшифровал запись. Первое впечатление подтвердилось. Все вместе чуть слишком громко, пафосно, весело. Это "чуть" и не дает сказать "получилось хорошо". Интересно, как сами участники событий отвечают на вопрос, чем то, что они делают, отличается от, скажем, эстрадного концерта такой же самодеятельной студии? Есть ли разница между этой самой авторской песней и эстрадной песней? Кто бы мне ответил. Подкинуть, что ли ежа на форум? или пусть себе... 25.02.09. На Путейской. Дуэт "Два начала". Что-то Ольга принялась из меня цитаты выдирать... Обозвала "находчивым аналитиком" и припомнила мне мою формулу про "Два начала", что больше 1+1. Как всегда, мало нового, того, чего не слышали бы за год. Для меня – только две песенки на стихи И.Одоевцевой и И.Алексеевой. А если сравнивать с прошлогодним концертом, то что-то ушло, с треть примерно. Совсем не было исполнительских номеров, чтения стихов и сколько-нибудь веселых песен. Да, Ольге не очень весело, за два дня до у нее сгорел дом. Ютится по соседям. Но держалась так, что никто б и не догадался... Они не боятся пафоса, но в пафосе своем остаются за шаг до той грани, за которой слушатель начинает испытывать неловкость за исполнителя. Вновь прозвучал цикл на стихи Анищенко. Все больше нравится. "Шинель", "Я воду ношу", "Небо". "Половодье" - не так, что-то там лишнее есть, не пойму пока, что. Бывают дуэты, построенные на контрасте, "Два начала" живут в согласии. Их гитары и голоса не спорят – дополняют, бережно поддерживают друг друга. "Начала" - продолжаются. 01.03.09. ДК Профсоюзов. Виктор Попов. По мне, Виктор уж больно веселый и шумный на сцене. Может, с годами я превратился в ужасного мизантропа, но почему-то не хочется, чтобы меня веселили. Сам развеселюсь, коли приспичит. К тому ж, не люблю гитар, над которыми надругались анально. Шнурок, торчащий из задницы, заставляет страдалицу издавать какие-то совершенно электронные звуки, и завывает она одна, как целый старый, добрый ВИА. Хотя, так, вероятно, и надо. Виктор, он же композитор, тут звук самое главное, вот его и делают как можно больше. То, что за звуком и вокалом не слышно становится слов, не так уж и важно. Стихи-то хорошие, хороших поэтов, там все нормальненько, не волнуйтесь, слушайте звук... И не отвлекайтесь, чтоб не отвлекались, есть замечательный прием - ногтем поперек всех струн. Благо, ноготь в этот раз до Тулы доехал благополучно, так в каждой второй песне и был задействован. Это я злобствую, конешно, концерт на фоне той КСПевщины, которую приходится выслушивать на двух концертах из трех, был вполне себе... Только очень обидно за тех авторов, которых Рыжий Бард взялся перепевать по-своему. За Маху, за И.Жука, за Мишу Басина - из его повозочки все сорок бочек арестантов от этого шума сбежали... Не то обидно, что "Старьевщик" Попова спет, на мой не абсолютный слух, практически на Махину мелодию. Обидно, что бард не слышит слово. Что ему все равно - в могилу (М.М.) или к Богу (В.П.). Что за слово отдает не кровь свою, как Маша, а всего лишь последний грош... Почему-то двое, не попавших на концерт, просили меня сравнить его с концертом 2007 года в Доме Учителя. Так, меня не было на том концерте! Сравнивать записи занятие неблагодарное. На отчетном концерте, при всем наплыве публике и наличии "благотворительных зрителей", зал раздражал обилием пустых кресел – он слишком велик для подобного. А ведь, было в прежне годы, и не такие залы набивали битком. Никому-то это стало не нужно... Upd. Искал в Сети одного из необъявленных в концерте авторов стихов и наткнулся на мнение преданных почитателей: под "Шарманщика" как-то невольно скачется - независимо от возраста и настроения. КНЦТТ. Воистину, еще такого друга, и мне врага не надо! Неужели, мне одному страшно - уже уходит, уже бредет по путям размытым тот старьевщик в моих галошах. Неужели вам слышно только, что "ждать я песен не заставлю"? Так их уже забрал и крутит по новой мой обманщик, мой шарманщик... Впрочем, композитор как раз строфу про дни лихие, дважды повторенную Машей, из своей песни выкинул... Слушайте слова, все остальное - звуки! 04.03.09. На Путейской, посиделки. Редчайший случай – получил удовольствие от разгула самодеятельности. Возможно, все воспринималось без обычного прищура из-за полного отсутствия у выступавших и организаторов каких-либо попыток "поделиться с вами своим творчеством". Без пафоса попели, почитали стихи. Был большой десант поэтов из музея Вересаева с Викторией Ткач во главе. Это правильно. Надо как-то объединяться, чтоб не пропасть по одиночке. Позабавили "Три А", хоть они и говорят, что кто-то там играет свою партию, но это совсем не слышно. Зато видны синхронные удары по струнам. И, как бы по аккуратнее выразиться... "Баллада о любви" Высоцкого как-то не располагает к радужным улыбкам. Она об захлебнувшихся любовью... Не дозовешься, сколько не зови. Продолжаю настаивать: пение под минусовку, это все-таки другой жанр... 07.03.09. ДК "Южный". Тульский бард-клуб. В Туле одним КСП-шним клубом стало больше. Песен, пока, не прибавилось. Отцы основатели – страна должна знать своих героев – Е.Бурукин, А.Тушканов, Е.Волков, М.Волосков. Как было приватно объяснено, это будет "клуб настоящей авторской песни". Далее - рассуждения абстрактные, к действительности отношения не имеют, все совпадения случайны. Понимаю причины размножения клубов почкованием - и по Ланцбергу, и по жизни. Но не приветствую. Мне кажется, проблем появляется больше, чем решается. Например, согласование сроков мероприятий. Смотрите сами. 28 марта пройдет и "геологический концерт" и концерт Никиты Дорофеева. И некоторая доля любителей будет вынуждена, как та мартышка, выбирать между красивыми и умными... Например, неявное (или явное) осуждение авторов и исполнителей, мигрирующих между клубными площадками... Например, не распространение чужой информации среди своих... А всего-то и надо, что связаться раз в месяц с конкурирующей (какая, к чертям, конкуренция, делим трех с половиной зрителей между тремя исполнителями) компанией, да поинтересоваться, когда у них очередной концерт... Но не жить трем медведям в одном гнезде! Собирался весь отчет ограничить фразой "клубом больше, песен столько же". И лелеял эту фразу все первое отделение. Даже появление нового автора – Ирины Поповой – песен не добавило. Кровь-любовь... В трех песнях из четырех – метель (в двух рифмующаяся с постелью, а в одной возникшая из дождя), зато в четвертой этот разгул стихии превратился в цунами... Уныния добавляли совершенно по КСПшному выставленный звук, холод и пустота в зале. 25-30 человек, включая участников действа, двух местных ребят, изображавших звукооператоров, и ВПС. А во втором отделении, как раздернули пыльную штору и в приоткрытой форточке показали кусочек чистого неба. Дуэт Константин Медведев и Николай Валентинов. Не уверен, дуэт ли это, или просто они поют вместе. Из какого-то другого мира люди. Классический репертуар конца 80-х, чистые гитары, слова не перевирают, поют, попадая в ноты и понимая, что поют. Что еще надо, чтобы не очень жалеть о потраченном вечере. Заканчивал вечер Евгений Волков, минут тридцать. Когда он более-менее в форме, то это хорошо. Единственно, не стоит возвращаться к былым возлюбленным. Если уж осталось в прошлой жизни твое колоратурное сопрано, то и не стоит пытаться стряхнуть пыль с него. Ну, и не устану повторять: всем конферансье следует помнить о судьбе Жоржа Бенгальского... 25.03.09. На Путейской. Алексей Макаревич ("Сеич"): "Минус-корабль" Случился концерт Алексея Макаревича. Именно, что случился. Я свою программу на сезон вроде бы выполнил, все, что хотел - созвал и выслушал. А у Ольги случился прокол, и возникло незапланированное окно. И тут-то в ЖЖ Сеич вопросил, "а кто хотел бы квартирник, с матюгами?!" Матюгов не хотелось, но алтайской экзотики, почему бы и нет. В результате получился зальный концерт, но, скорее, квартирного формата... Собралось совсем немного зрителей - 25 человек. Но может и к лучшему - произошли некоторые накладки, и зал оказался недоступен, поэтому концерт происходил в совсем камерных условиях "фольклорной избы". Возможно, зрителей было немного и оттого, что приглашал на концерт с некоторой оглядкой. Ибо не могу с чистой совестью произнести, глядя в глаза, "Мне это нравится!", и реакцию публики предсказать не решался. Но - было любопытно посмотреть, каково оно в больших дозах. В малых уже слышать приходилось, в разных подмосковных лесах... Песни Алексея явно не рассчитаны на всеобщее веселье. Они больше предполагают медитацию и еще больше - "подавление когнитивного диссонанса". За то, вероятно, и оценены Вторым Каналом - Макаревич лауреатом стал еще в 2003, при Ланцберге. Он берет стихи архиАП-шных авторов, Левитанского, например. Или не очень АП-шных авторов, например, Маяковского. И прикладывает к ним совсем не КСП-шную музыку. В ней намешаны и волжские страдания, и кусочки босса-новы, и что-то шнитке-образное, и совсем советская эстрада, и рэп на текст Лебедева-Кумача. В глухих подмосковных лесах ощущения от этой смеси возникали неожиданные… Макаревич, это еще и "Песни советского подполья" (что бы это не означало), и песни Федула Мухуиловича Катунского (всякие там пародии, дурки и переделки). Вот, как раз Катунского показано не было. Была - почти исключительно композиторская программа. Песни на стихи: В. Маяковского, Ю. Левитанского, И. Жукова, Д. Бушуева, А. Парщикова, А. Филимонова и других. Несколько песен на стихи советских поэтов из "Песен советского подполья" - на пробу, что называется. Конечно, эпатажа у Сеича хватает. Хвостатая гитара, электронно-эффектная и звучащая из-за угла. Раздражающие косички-вибриссы вместо бороды. "Фамилия как у Макаревича, а борода как у Гребенщикова". Анекдоты о себе автор должен распространять сам, это правильно. Но довольно скоро наступило понимание уместности даже "лишнего" инструмента - губной гармошки. Хотя, и не все решения принимаю. В песне о Тарасе нагнетаемый тоскливый ужас от рэпа с почти - теперь - бессмысленным набором слов разрешается уходящим почти в визг, диссонансным, гротескным "коммун-и-и-и-и-зьььм"... По мне, кошмар был бы закончен, если бы финальный "коммунизм" оказался бы таким же чеканно-монотонным (чугунно-монолитным), как основной текст. Впрочем, автору - виднее... Но много разного и по настоящему интересного вместилось в традиционные 2 по 45 минут... К примеру, "Тучкины штучки". На Маяковского сочиняют немного, еще меньше сочиняют удачно. Здесь же, как мне показалось, попадание было сто процентное. К услышанному почему-то само приплетается слово, которое мне не понятно, но кажется совершенно уместным - постмодернизм. Что бы оно не означало применительно к творчеству композиторскому. Слушаю, и перекатываю по нёбу эти странные алтайские напевы. Где полным-полно закатной Европы и солнечного Нью-Орлеана. Пожалуй, хочется рискнуть еще раз и затеять домашник с Макаревичем... Блин, завязываем ходить пьяными на чужие концерты! На концерт своей компании - сколько хочешь, хоть на сцену пьяный выползай. Знаю, что те, кому это адресовано, сюда из мазохизма заглядывают, особливо после своих концертов. Так, вот, повторяю, господа настоящие тульские барды! Есть места, куда пьяными или хотя бы с запахом - не приходим! В следующий раз - выложу в Сеть фотографии с фамилиями и объяснениями, чем мне противны эти любители авторской песни... 28.03.09. "Люди идут по свету", уже в шестой раз. Для начала восстановим истину. Геологи, уже в шестой раз устраивающие фестиваль песни, приуроченный к профессиональному Дню, именуются не Союз, а "Спецгеологоразведка". Вот еще один фестиваль, похоже, определившийся с форматом. Да здравствует праздник! Не столь бессмысленный и беспощадный, как на первом поле русской ратной славы, но столь же мало дающий поводов для размышлений. "...чтобы было весело и ни о чем не надо думать. " (© АБС, ХВВ). Корпоратив на 400 персон. На который было разрешено поглазеть и людям с улицы, благо объявлялось о действе достаточно широко. Не все пришедшие с улицы, правда, сообразили, что их позвали на чужой пир, и наивно пытались пробиться в первые ряды, где лучше слышно. Но мальчики, изображавшие секьюрити, были настороже... А потом открыли балкон, и недовольных не стало. Странно, почему на Путейскую не бывает такого же наплыва любителей АП, как в ДКЖ? Может, у нас АП какая-то не такая? Ожиданное несчастье воспринимаешь легко и без разражения. Вот и праздничный концерт почти не раздражал. Только Сергей Карнавский, умудрившийся собрать в одну песню все штампы настоящей бардовской песни и спеть это на полном серьезе, заставил напрячься... Все остальное только забавляло. Сначала, решил что в эпоху кризиса подсократились и барды. Так, Септима усохла до квартета, а АлеБарды, которых помню квартетом, стали трио. Но тут же, по закону компенсации, появился стопроцентный Колобок, а трио "Три А" обернулось квинтетом. Апофеозом стали Макаренков, традиционно ("под урозой побоев") закончивший свое выступление Серегой Саниным, да Капгер и Матвеенко радостные до необходимости придерживатся за стойку микрофона. Хоровых песнопений не дождался, чтобы успеть на концерт Никиты Дорофеева.
05.04.09. МЕСТО ДЛЯ ВАШЕЙ
ВЕРСИИ
Другая версия: Марина КОВСМАН: "Это не песни, а образ жизни", МК, 31.03.09 28.03.09. "Бригантина": Никита Дорофеев. Организаторы увидели мой стон от 7.03 и сдвинули концерт на час. Спасибо. Оно того стоило. Забавный разговор о постмодернизме в музыке. Вообще, разговоров было даже чуть больше, чем было бы интересно всему залу, в коротком – получасовом – втором отделении одна из разговорных пауз затянулась на двенадцать с лишним минут. Очень интересно, как в посвященном Ланцбергу "Адаме" слышны берговские интонации, а в "Мячике" – Щербакова больше, чем на пародию. Если бы Никите это было интересно, из него мог получиться своего рода Чистяков от АП... Редкое (или редко демонстрируемое в АП) умение – показать чужую интонацию… Показалось, что во многих песнях вступление обещает больше, чем оказывается в самой песне. 4.04.09. "Бригантина": Владимир Яшаев и Илья Крохин. Первоначально объявлялось, что в концерте будут участвовать еще Е.Ланцберг и Е.Лапшина, но они приехать не смогли. Насколько я представляю творчество отсутствовавших девушек, концерт на "четверых" был бы совсем другим. Не лучше, не хуже, но - другой. Парни затеяли знакомую игру в ассоциации. "Висты", комменты и реплики. Очередной диалог. Некоторое дежа вю или это закономерность концертов "на двоих": одного – Володю интереснее слушать, к другому – Илье – интереснее прислушиваться. Яшаев чистый исполнитель. А исполнитель на две трети равен репертуару. Была представлена смесь из классиков и современников. Визбор, Ланцберг, тут же и Крючков, и Щербаков, и Белый, тут и Дорофеев, Филиппов, Фахртдинов, Крохин. Всё, кроме последнего, хорошо известное и хорошо было подано. Может, есть небольшой пережим, в "Ртутном солнце" Ланцберга, например. А может, это мои персональные тараканы - мне, действительно, больше нравится отстраненное, почти информационное исполнение. Акценты проставлю сам. Илья - полный автор, и как было им сказано, совсем не исполнитель. Но спел и Окуджаву, и Д'рыкина. Тут мне не столько интересно вглядываться в пейзажи Кадышей и Измайловского острова, в которых состояние слишком зависит от местоположения, сколько прислушиваться к часам Ильи, к его времени, тянущемуся как электричка, навязшему в зубах, похожему на запиленную грампластинку. Даже, если это время безвременья, бессезонья… И модное сейчас, снисходительное "а сейчас мы споем настоящую бардовскую песню". Тесновато, в ля-минорной песочнице? Это твоя Родина, сынок. Два часа напряженной работы сопереживания песне. Второй подряд жирный плюсик "Бригантине". 15.04.09. Виктор Дёмин. Домашний концерт. Энтузиазмом Галины Масловой состоялся этот вечер. Они с Виктором старинные приятели, и в очередной наезд Виктора на Москву он перед своим московским концертом попел в тульском домашнем кругу.
Вот, говорят: "песня ушла в народ…", а потом цитируют Юлия Чирсаныча "русский народ слушает". А я ведь смотрел ту кинопанораму со Скляром (Игорем, конечно) и видел, как "Губы окаянные" были объявлены русской народной песней. И видно было, что произошло это от глубокого невежества исполнителя, ведущего, редакторов и прочих причастных. Культура, массовая культура и разнообразные субкультуры,
АПшная в том числе, жили и живут во взаимно несмешивающихся слоях. Исключения (заслуженный артист России С.Никитин), как положено, только подтверждают правила. Подводная часть айсберга не только не видна просвещенной публике, но и плывет обычно совсем
не в ту сторону, в которой маячит общеизвестный "Титаник". Но я отвлекся…
Выяснилось, что пять песен Дёмина (из семнадцати, исполненных в этот вечер) я знал раньше. "Поезда уходят в лето" и "Дороги" (они же - "Кони"), пожалуй, знают все. Ушли в народ. Одну - от Ланцберга. С той, привезенной из рязанских кустов кассеты 78 года, где он несколько часов пел чужие песни, и "Не звонким металлом" – "Молитву бродяги" – тоже. Оказалось песня Дёмина, а слова там Олега Дмитриева. Несколько строк Дмитриева во мне застряли чуть ли не с конца школы. А на него и у Дёмина и у Лазарева песни есть…
Хорошие поэты не исчезают.
А еще две, оказывается, запомнились, когда цифровал запись тульского фестиваля 90-го, Виктор тогда выступал на нем. Дёмин хороших, негромких поэтов выбирает для своих песен. Это не каждодневное чтение, но томики лежат на ближней полке. Так и песни. Рассказов, воспоминаний, баек было не меньше, чем песен. И еще, почти, к сожалению, ушедшее. Виктор с удовольствием поет песни своих друзей. Поет так вкусно, что захотелось позвать Александра Петрова в Тулу. Обнинск не так далеко, почему бы и нет? 19.04.09. Белый слёт. Юбилейный. Пасхальный. Отправились непривычно большой для весны компанией. Из электрички вышли с Таней Землеруб и еще кем-то из питерцев, лица знакомы по Второму каналу. Поворот на просеку к поляне они, разумеется - по первому разу в этих местах - пропустили. Останавливали их замысловатой, но доходчивой (позволяющей дойти, куда надо) фразой: "Я думаю, вы идете не туда, если вы идете туда, куда я думаю". Очевидцы по всему ЖЖ рассказывают о каких-то небывалых лужах, потоках и потопах. Не знаю, я ничего очень уж необычного не разлядел на короткой тропе. Плавали, знаем. На поляне Белый раздает бейджики, откалывая их от Рыжей. Всем, согласно их У Игоря забавный День Рождения - на нем подарки раздают гостям. Мне (и, судя по выходным данным, еще полусотне причастных) достался эксклюзив - сборник "Белый слёт. 10 лет?" с DVD и автографом составителя. Сборник совсем, как настоящий, только без ISBN и потому, с точки зрения Логоса, как бы виртуальный. А то, можно было бы в список публикаций добавить четыре отчета про четыре слёта. Выпала честь переносить О.Ксендзовскую в концертном одеянии через лужу. Ее приятно держать в руках. Гхм… Зарделся. Концерт. Спасибо товарищу Белому за удачно подобранную погоду. Будь температура градуса на три повыше, зрители были бы мокры и печальны. На пару градусов ниже - обледеневшие и злые. А было – в самый раз, смахнул снежок с соседки, и смотришь-слушаешь дальше. Что-то не получается сказать "понравилось". Но и "плохо" – тоже не скажешь. С одной стороны. Как-то так получилось, что я выбираюсь на слёты если не одной и той же, то очень близких компаний. И когда на сцене появляется знакомый персонаж, примерно представляешь, чего от него ожидать. И он, к сожалению(!), ожидания оправдывает. Это может быть очень не плохая песенка, но когда слышишь ее в девятый раз за три года, не считая записей, перестаешь понимать, где ты сейчас - на БС, на Хорде, на Антоновке… Я все понимаю. Визитная карточка, программная вещь, друзья просили, "не фиг потакать толпе, требующей" и т.д и т.п. Я не об авторах сейчас, о своем… С другой стороны. Было несколько новых или редких в этих краях фигурантов. Отдельное спасибо за возможность услышать еще раз Илью Крохина. Пару недель назад он на пару с В.Яшаевым выступал в Туле, обновилось ощущение свежести этих песенок. Тут же спасибо Ольге Макеевой, приехавшей прямо из Хельсинки. У нее почти во всех песнях есть драматургия, сюжет. Иногда – явный, прописанный, иногда только немеченный, но всегда развивающийся. Песен-"фотографий" я у нее не помню. Но я принимаю Макееву дозами ограниченными, после трех-четырех песен хочется еще, но на четвертой-пятой говоришь - довольно. Возможно, потому, что отслеживая перипетии сюжетов, начинаешь видеть, как они повторяются. Не новый и не редкий (в этих краях!) автор Гринберг почти удачно спел редко исполняемый "Верин сон". Жаль, что в этот раз не удалось узнать, чем же все там закончилось. Обычно на таких мероприятиях где-то в конце второй трети действа у меня возникает некий провал восприятия. Дедушко старый. В этот раз концерт не зависал, динамика сохранялась до конца. Наверно, благодаря устроенному Макаревичами перфомансу. И это – третья сторона. С третьей стороны. Вне контекста и пространного объяснения до – песни советского подполья не воспринимаются. Количество жоп превысило (для меня) разумную норму. Четверть делегации сказало "нет" ненормативной лексике. Перфоманс. Словцо смутно знакомое. Это не когда среди картин экспонент выставляет результаты дефекации?! Комменты к перфомансу (собственно, выступавшему после этого перфоманса Виктору Кузнецову ничего другого не оставалось. О чем более глубоком можно говорить, после выяснения вопроса "что же остается с человеком"). Комменты к комментам и заключительный коммент Городецкого из Мирзаяна: "а музыки нет". Если бы мне предложили выбор между музыкой и перфомансом, я бы знал, что выбрать. КМК, весь небольшой отрезок концерта после перфоманса и вынужденных комментариев к нему представлял собой попытку сказать ту, последнюю фразу, которая, по словам Штирлица, и запоминается. Не все, объявленные в начале, добрались до сцены. Может стоит изменить порядок появления героев на сцене, учитывая их э-э-э форму на данный момент и перспективы ее потери? Если, конечно, порядок появления для них не так жизненно важен, как для Азизы… Привычно, увы. Шум у сцены, слышимый даже в пультовой записи. За запись очередное спасибо Толченову. А, вот, звук был на этот раз не очень. …Запалу на "гуляли всю ночь" не хватило. Посидел немного у Антона, прошелся вдоль главной дороги, раздолбанной джиперами, постоял чуть у соседних костров, получил от natalushka замечательную фразу "все мужики - козлы, говорят, что приехали с бабами, а сами храпят…" да завалился спать. Чтобы проснуться часов в восемь под последние затихающие песнопения. Под водительством В.Кузнецова на трофимовском костре допевали Окуджаву, Визбора, Анчарова. Классика на все времена. Утро Светлого воскресенья. Куличи, пасха, крашенки. ХВ! Вас, иудеи, тоже касается! 11.05.09. Анатолий Лазарев. Когда-то сочинял про музыкальную шкатулку, что напевает всякие песенки в бедной моей голове. Хоть в сочинении этого не прозвучало, изрядную долю в этих звуках составляют звуки, придуманные Анатолием Лазаревым. В жанре многие композиторы запоминаются тем, что "открывают" тебе поэта или какое-то его стихотворение. Лазарев сочиняет песенки на стихи очень хорошо известных поэтов (исключая, пожалуй, его ростовских приятелей да Л.Бусыгину). Да и стихи по большей части известные. Но почему-то у меня чаще вертятся в голове песни Лазарева, чем какого-то первопроходца. Похоже, Анатолий умудряется достать из стиха именно ту мелодию, которая была в нем спрятана поэтом. Вот, запел он чикинскую "Летчицу", так очень похоже оказалось на то, что сама Ольга придумала. NB! Надо бы эту тему проиграть в ПНВО... Upd. Проиграли, с вариациями. Лазарев для меня чуть больше, чем очередной приглашенный (или напросившийся) автор. Разговоры с ним чуть больше, чем обычный стеб. С ним возникает больше точек соприкосновения, чем с другими. Может, потому, что и в Туле он в третий раз, и между тульскими гастролями встречаемся и переписываемся. Может, что-то другое, но - так. Сакральный рыбец. Ну, да. Вкусная рыбка. Но, вероятно, надо что-то еще о ней знать, чтобы проникнуться священным трепетом. Оргмоменты. Список ожидающихся зрителей нужно держать перед глазами не только при втаскивании достаточного количества стульев,
но до самого последнего момента. Чтобы взглянуть в него и решить, дождаться ли двоих опаздывающих или предостеречь их от звонков в дверь.
Дальше надо говорить всякие слова про автора. Я не берусь. Не берусь описать ту волну, которая меня на каждом концерте Лазарева подхватывает и несет. Не берусь, тут нужно раскладывать его по полочкам, анализировать и вычленять. А мне хочется - слушать. И (если никого нет рядом) подпевать.Лающего пса можно поручить кому-нибудь тетёшкать, вот он и не будет лаять, а будет счастлив весь концерт. Ни на одном из предыдущих концертов в этом доме не было такой реакции гостя на бой часов. Но никто прежде под часами и не сидел. Бой часов остановить не удастся. Поэтому, расположение артиста под часами следует признать неудачным. Надо сажать к окну, лучше смотреть против света, чем видеть страдания исполнителя. Наверно надо чуть отодвинуть "зал" от "сцены". Показалось, что Лазарев слегка напрягался от близости зала. Или это я напряг Толю, когда до концерта говорил с ним о том, что отвечаю перед зрителями своим честным именем за качество действа, на которое приглашаю? Вот он и преисполнился ответственности… И надо запомнить: нельзя устраивать концерты на "длинных выходных". Трети зрителей не досчитались. Передача харча состоялась. Камень с плеч. 14.05.09. В "Бригантине: Валерий Омельчук, Владимир Чернов. Странный вечер. Началось с того, что объявили о нем всего за три-четыре дня. Было ощущение, что вечер - неожиданность для самих организаторов. Часть зрителей не ассоциировалась у меня ни с постоянными посетителями концертов АП, ни с завсегдатаями Дома Учителя. Вероятно, это были поклонники кого-то из участников. Догадка подтверждается тем, что в перерыве кое-кто исчез, но и появились новые зрители. Первое отделение. Цитирую врученную мне программку ТО "ОМ": «"Петербургский треугольник".Как говаривал один министр, предупреждать надо. С театром вообще, а с театрализованной АП в частности, у меня отношения сложные. Театр полагается судить по его специфическим законам, оценивать изящество поз, пластику движений, красоту поворота головы. Мне же при виде вставшего на котурны артиста вспоминается анекдот про "собачка не выходит". Никак не выходит собачка. То – не хватает жеста: император подписывает отречение не обмакнув перо в чернильницу, привык к шариковой ручке. То – жест не вяжется со словами, нелепо произносить "лишь путота в стакане и душе", держа в руке наполненный стакан. Энергичные перемещения исполнителя по относительно небольшой сцене – отвлекают. Гадаешь, на какую из трех предусмотренных подставок поместит артист свою многострадальную гитару, чтоб не мешела воздевать руки к небесам. Впрочем, как-то я равнодушен к судьбе последнего императора. По человечески я сочувствую его семье, но – не мной сказано – руководитель страны, допустивший мятеж в военное время, достоин кары. Но не история предмет Хроник, да и не театр. А, вот, с песнями - беда. Заскучал сразу же, после неразборчевого бега коней, исчезающего под рифму снежных нот. Начал было выписывать красоты и до боли знакомые словосочетания… Радость будущих встреч, бездна мироздания, лавина чувств, блеск милых глаз, разбитые надежды… Но и не без находок: постылые вклады, похмельно-инфантильная пелена. Через строчку либо банальность, либо нелепица. Где-то в середине действа я зацепился за непредусмотренную автором самохарактеристику так невнятно льются мысли-строчки и понял – достаточно. Музыка – соответствовала, даром гитара шнурком привязана за задницу к какой-то электронике. Не мой автор. Второе отделение. Владимир Чернов. Бывший туляк, теперь житель Петербурга. В анналах (но не в памяти ветеранов) зафиксирован его концерт в Клубе в 98 году. Тогда Владимир Степанович Буряк решил создать антологию тульских авторов и через эти антологические концерты прошли, кажется, все туляки, когда-либо создавшие больше трех песен… И, вот, теперь два концерта в родном городе, сначала в музее Белоусова, теперь в – Бригантине. У Чернова тоже крррасот хватает, но нет напыщенности, поэтому показалось, что он… интереснее. Пока воспеваются высокие чувства, выглядит это нормальной среднекаспешной песней, с сонатами, скерцо, громовыми раскатами, звучащими в ночи колоколами и вновь поющими со всех сторон соловьями, щедро всыпанными для пущей поэтичности. Но когда пишется про больное, "пьяный цикл", то мелькает что-то живое. "Все меньше людей, с кем хотелось бы выпить, все больше людей, с кем приходится пить", – формула, однако. Наверно это одно из свойств жанра: чтобы вложить в песню одну долю пафоса, надо впятеро меры и такта. В разговоре равных, в общении песнями, в АП, как духовной практике (posadnik) высокие слова – и обценная лексика – уместны, как сильнодействующее. И… помним, про эффект привыкания… "Когда закончился сезон…" …самое время разобраться, был ли это "сезон удачи". Не все посетили всё – так много и часто. Уж на что я стараюсь держать палец на пульсе, но два концерта пропустил. Один – Карпова-Аполонова – по стечению обстоятельств, второй – Шаова – сознательно. Хотя, показалось, что оба чем-то похожи."Чес по провинции", мало чем отличается от "столичных гастролей" с заездом в Бобруйск. О посиделках. Форма работы с молодыми и форма отчетности. Много театра – мои проблемы. Мало Белоусова и нет Альтшулера. В конце сезона, хотя этого никто не заметил, появился Табтвал. Андрей Поливанов. Достаточная доза сумасшествия. А может быть и чрезмерная. Раскол на Бригантину и ТБК. Рано говорить о ТБК – объявление о намерениях (приватное) и один концерт мало. Настораживает (из разговоров) нацеленность на ЗАЛ – с неприменной подзвучкой и оценкой зала, прежде всего, по качеству звука из колонок (ужасному везде в Туле, где только не приходилось наблюдать подзвучку). Изнасилованные анально гитары, появившиеся в их арсенале, тому подтверждение. Уже говорил о сложностях раздельного существования тульских клубов. Но есть и польза разделения. Эстетика (если можно применить это слово к тому, что там делается) ТБК несколько отличается от эстетики Бригантины. Так же, смею надеяться, как и эстетика Ассоли от двух других. И пресловутые любители АП могут выбирать ДО концерта, что им интереснее. Камерность с налетом эстетства. Напор и много красот. Простота, чтоб не сказать примитивизм (что м.б. хуже воровства). 16-.06.09 | |