[Куликово поле 2007]  
Песни Куликова поля 2007
Слова. Разбор полетов  
От очевидцев:
Заметки Галины Семизаровой (Рязань) на форуме bards.ru
   [На главную]

  Месяц спустя, поразмыслив, послушав записи...

Впрочем - это все детали,
Жаль, что песен не поют!
Д.Самойлов.

В этом году всё в одном отчете. Уже в Сети появились восторги, это радует, пора бы и мне закрыть тему.

Отдам должное организаторам - музейщикам. К ним никаких претензий, почти. Все предложения, которые они понимают, они принимают и реализуют. Не обязательно в год предложения.
Новации этого года: бригады прослушки - числом четыре - были от солнца и дождя укрыты под парашютами; жюри и звуковик прятались в палатках у сцены; у входа на сцену появились лавочки для ожидающих своей очереди выступить, а закулисье спряталось от зрителей крепостной стеной; вновь появился информационный стенд (замечу, что его реинкарнация предполагает многолетнее продолжение фестиваля, получилось нечто среднее между районной доской почета и расписанием полетов на Мальту и Кипр).
Единственное оргбрюзжание: по-прежнему, всякие Положение и Правила пишутся не для всех, всегда находится некто исключительный. Вроде бы, въезд на Поляну был закрыт? А вот, в ночь на воскресенье обнаружила себя в центре поляны славная такая автодискотека с цветомузычкой. Звук убрали только, когда от уговоров перешел к угрозе принести Положение о фестивале... Впрочем, скандал затеял от безделья и склочности: то, что лилось из динамиков автомобиля, было ничуть не хуже нетрезвых песнопений от соседних костров.
Пора говорить о песнях фестиваля.

Ночные костры. После своей второй Куликовки решил, что если о себе не позаботиться, то фестивальные ночи бездарно пропадают. И старался зазывать и на фестиваль и к костру интересных мне людей. В этом году еще за неделю не был уверен, что поеду. И потому - никого не звал. Ни на фестиваль, ни к костру. В компании у костра подобрались сплошь вторые голоса. И ни одного запевалы. Отправился искать счастья на стороне...
Несколько кругов по поляне совершил в каждую ночь. Кроме, как у краснодарцев, у которых гостили Попов-Григорьев-Филиппов, да одной компании, распевавшей Д`ркина, задержаться больше чем на пять минут у кого-нибудь еще - не хотелось. Включать диктофон - тем более. Возможно, мне не везло, подходил в неудачное время... Например, к рязанскому подошел, когда там тульский лауреат Луховиц пел. Чур, меня!
Можно бы списать неудачные поиски ночных звуков на пресыщенность, придирчивость и занудность хроникера. На что списать густой гекзаметр, повисший над многими стоянками - не знаю. Разве что, позаимствовать внутриМКАДовское "Понаехали тут всякие"...
Третий год подряд организуется и "официальный" ночной костер, гитара по кругу среди гостей и жюрей. Собственно костер (дрова-огонь-пентагон) организаторам, наконец, удался. Чтобы сделать его Костром осталось добававить немного режиссуры и не бросать на самотек подольше. Иначе, кто-нибудь из примкнувших непременно натянет на себя одеяло в стремлении порадовать слушателей новой одой Куликову полю или новейшими песнями Розенбаума. Именно это и убило нынче "главный костер".

"Пропесни" - о прослушке. Четыре бригады "жюри первого тура" позволили обойтись без длинных очередей на прослушивание. Бригады собрали из "представителей прибывших на фестиваль клубов". Не убежден, что это здорово. Уж больно разные представления о счастье об АП могут оказаться у фильтрующих.
Два наблюдения. Первое. Привычное обилие "написал специально для этого фестиваля", то есть бессмысленного высокопарного треска с рефреном Россия, Русь, богатыри... Второе. Неприлично много нетрадиционных для жанра инструментов и их сочетаний. Баян, скрипки, разнообразные флейты, дудки и дуделки, включая саксофон. Барабанчики и тамтамчики. Цитатирую "Мост Мирабо": "Мы вообще-то электрическая группа, играем с подключкой, со всеми примочками. Пока на жаре дожидались, все инструменты разбежались кто-куда". Печально улыбнусь, меньше инструментов - меньше настройки.
Отдадим должное жюри первого тура - "Мост Мирабо" попал в конкурс как группа поддержки автора (замечательная формулировка многих конкурсов "а поможет мне" - и список из 18 фамилий-должностей). Остальные барабанчики и скрипицы остались за бортом. Но что-то подумалось, а не обозвать ли все происходящее "фестивалем непрофессиональной песни" и наступит всеобщее щастье и взаимопонимание. Заодно и всякие этнические команды можно будет привечать, и батюшек, и шансонье, и солнечных бардов, и исполнителей Розенбаума!

Сцена. Так или иначе, но почти сорок кандидатов было отобрано для конкурсного концерта. Порадуюсь за Василия Гладышева из села Гремячье, что благодаря нынешней системе попал на сцену. Можно дать приз, "за преданность фестивалю", седьмой год приезжает. Ему, как и каждому из сорока, выпало спеть по песенке. Как при этом Большое Жюри назначало получателей слоников - загадка великая. Интереснее было бы послушать двадцать человек с двумя песнями. Еще лучше только десяток певцов, но каждому по четыре песни... А уж мини-концерты пяти авторов с восемью песнями можно было бы считать достаточным слоном фестиваля. Но, об этом я уже не раз. Пока же - интересная молодежь с незапоминающимися именами. Полторы недели спустя не мог назвать не то, что имя - песню запомнившуюся. Я и к конкурсному концерту прислушивался внимательно, и запись несколько раз прослушал - осталось ощущение песен с идеальной аэродинамикой. Несколько раз курсор тянулся к Яндексу, очередная конкурсная песня похожая на все сразу.
Еще из смутившего: группа "Визави" выступала в сопровождении Кирилла Модестова, гитариста, выступающего с членом жюри В.Поповым. И стяжала при этом диплом конкурса...
Не будем молчать о "любимых авторах", гостях фестиваля. Гостевая программа сделана в предположении, что все приехали впервые и впервые слышат Козловского, Щеглова, Т.Визбор. Они делали все, чтобы было "весело и ни о чем не надо думать" ©. Ничего нового не показав при том. В n+2 раз за последние два-три года слушать "Дункеля" и "Магнитную разведку" - развлечение не для меня. Ради справедливости: В.Попов и А.Витаков пели почти исключительно новое. Но они не пропустили, кажется, ни одной Куликовки и могли догадываться, что часть публики их знает.

Диагноз (предварительный). Фестиваль уверенно движется к шоу, основной зритель которого приезжает шашлычков на природе под музончик покушать. Лечение, боюсь, опоздало. Еще раз: искренне рад, что кому-то фестиваль понравился! Рад и за фестиваль, нашедший своего зрителя, и за зрителя, нашедшего свой фестиваль. К сожалению, мне в таком виде он становится не интересен. Ну, не люблю я, когда внимание зрителя привлекают, ударив ногтем по всем струнам. Боюсь, скоро вернувшиеся с Куликовки будут рассказывать, как отдохнули душой. Меж тем, душа обязана заниматься чем-то другим, как помню.
Если еще сравнительно недавно музейщики говорили что-то невнятное об "ауре Поле", то сейчас фестивальная работа оргов с территорией сводится к устроительству праздника. А празднества наши в своей бессмысленности и беспощадности уступают только бунтам.
Повторю. В попытке (и в устройстве) праздника - нет плохого. Нехорошо, когда праздник становится сверхзадачей фестиваля и превращается в шоу. В том, что Куликовка движется именно в направлении шоу, у меня сомнений нет - седьмой фестиваль наблюдаю. А шоу - это немножко из другой, не АП-оперы. Зрителю шоу думать не обязательно. А человек на сцене шоу очень быстро начинает играть не по своим, а по правилам тех, кто прихлопывает и притоптывает в зале. А прихлопывающие-притоптывающие начинают заказывать: "Мурку давай!" И прихлопывать-притоптывать куда веселее под водочку и шашлычок. Продолжать?
И ладно бы, если шоу свое, посконно-домотканное. Не только я заметил, что Куликовка становится разминочной поляной, выездным вариантом, прологом фестиваля в Коломенском.
И последнее. Разухабистая АП - танцевальная АП?! - Да, пожалуйста, ради Бога... Только... сочините свое и под него танцуйте. Зажигать под "Молодого папарацци" - согласен. Под Окуджаву - нет.
Чтой-то злой я сегодня. Может, взять тайм-аут на пару куликовских сезонов?
"Джеки" новые втыкают, лихо пляшут и поют,    
А народ во всё вникает, и ничем не попрекает,    
И, вообще, стихов алкает (но лакает, что дают).
© Е.Исакевич, кажется.

Тула, 29 мая - 9 июля 2007

Здесь можно прокомментировать отчет и расссказать, как все было на самом деле.
Песни Куликова поля 2007
Слова. Разбор полетов  
От очевидцев:
Заметки Галины Семизаровой (Рязань) на форуме bards.ru>
   [На главную]

 

Rambler's Top100   Поисковая система Deft site
Hosted by uCoz