[В читальный зал] | [На главную] |
От публикатора.
Мусорный ветер e-mail`a занес в больной и смутный февраль по-майски зеленый листок...
Стоит вычищать хлам-спам, чтобы тебе напомнили - есть кто-то, кто смотрит на облака. Кто
восхищенно рассматривает камешки - строчки, пытаясь понять, как же это устроено... почему от таких простых слов так
перехватывает горло...
Я не стал дожидаться от автора разрешения на публикацию.
Он начнет сомневаться в необходимости обращать интимное в публичное, начнет расставлять запятые, акценты, переносы...
Нет, инъекция витамина Маха и прививка вакцины Альтшулера нужны сейчас, пока эта проклятая зима нас не поубивала...
А.Ю.А.
Когда внешний вид всего, что попадается вокруг, окончательно приелся, когда ничего нет такого, что хотелось бы сохранить, сфотографировать для завтрашних своих же глаз, можно, например, взять фломастеры и нарисовать небывальщину, или раскрасить в фотошопе обычные сосны так, чтобы выдать их за заросли на Венере. А можно просто взять микроскоп. Обычное крыло бабочки под микроскопом превращается в диковинную черепичную крышу, а если устройство позволит, то каждая черепичка станет мечтой сталкера или археолога – пустынным городом с невиданными кварталами портиков и колонн. А если к микроскопу приделать видеокамеру, можно убедиться в том, что все мы – и люди, и, скажем, мухи, - сами являемся муравейниками живых существ – клеточек, которые суетятся по хозяйству, сражаются с врагами, жертвуют собой, помогают и вредят друг другу, ябедничают, скандалят за пищу и кислород. Слушатель музыкально-поэтического произведения, как нам кажется, не настолько проще мухи, если конечно ещё трезв, чтобы не было интересно понаблюдать за картинами и безмолвными восклицаниями, сменяющими друг друга в его голове, пока он по ходу дела переваривает слышимое. Чтобы не пропустить ни одной детали, давайте воспользуемся скрытой, всё нарочно преувеличивающей и одновременно замедляющей, камерой.
Поёт – как всегда, свежая, Маха, быстро поёт, ей кажется, раз ей всё понятно, то и слушателю с первого раза и в этом темпе должно быть понятно. Песня недавняя. Слушает – Альтшулер, - капризный, потому что переполнен этими песнями, льющимися со всех сторон и много лет уже, но так редко по-настоящему задевающими, а к дамским испытывает особое недоверие, хотя Маха, по его мнению, - странное исключение.
Итак, не успела прозвучать первая строчка
Заалело небушко, посветлело полюшко,
как же сразу поморщилось внутреннее лицо критика – Ну вот, небушки – хлебушки, катится – платьице – знаем эти уменьшительные суффиксы, ими вечно бабьи песни полны, а то вдруг Дольский со своей ладошкой присоседится или Клячкин с упомянутыми платьицами. Однако сама скороговорка мелодически безусловно хороша, и главное естественна, всё-таки Маха есть Маха. Посмотрим дальше, хотя после небушка-хлебушка вряд ли что толковое будет в смысле слов.
(И всё это успевает прокрутиться в голове на фоне прослушивания всего-то вот этой короткой строчки – мысль сильно быстрее языка – именно за этой-то быстрой, хоть и сбивчивой самой первой мыслью, за её бегом, петлями и переменчивостью и будем следить дальше, ибо слушатель и сегодня не забыл всех мелких поворотов свежего впечатления и именно этим-то и хочет поделиться).
Была Дуня девушкой, стала Дуня солнышком
О! Воистину прекрасен этот перенос ударения в мелодии на первый слог! Вот именно, «бЫ-ла Дуня…» - как славно. Нет, пожалуй, ещё можно чего-то ждать от всех этих солнышек. Была девушкой, стала… Посмотрим, как автор уйдёт от грубого - была мол девушкой, а теперь вот глядите – уже нет. Солнышко – весьма нежный выход, если бы не эти «ышки». Хотя девушка – смягчение приёма. Ведь не помним же мы не уменьшенного «дева», нет девушка – слово самостоятельное и на один искусственный «ышк» таким образом как бы стало меньше. А строка в целом без анализа – на слух, на чутьё – добра и хороша, хоть и пахнет за версту автором-женщиной. Ну что ж..
Постелила матушка скатерти крахмальные
Так, вот и до крахмальных всё-таки дошло – не простыни, а скатерти значит. Такой вот приём - не потерять высоты штиля. Ну, хоть матушка, тут опять мягкий «ушк», вроде девушки, не режет. Однако мелодия так успокоилась, что просится разрешение поярче, иначе зачем ей успокаиваться-то…неужто что будет? что-то не верится, не могу представить заранее
Да шептала на ушко
Боже правый!!! Вот это строчка! Маха, Машище, ненормальная, гениальная!!! Ты что делаешь-то – всю душу рванула за какой-то уголок этим взлётом мелодии, так тебе ещё мало – как месть и торжество твоё за все мои скривлённые губы на «ышки-ушки» это сказочное «нА ушко»... и нежно…и необычно…и ударение перенесено, и поставлено на самую вершинку, то есть, что это я, нет – на вершину, на острый пик царь-строчки это твоё «нА ушко» - вот он львиный коготь, лапа, нет – целый блестящий прыжок. Автор! Ты настоящий лев, дальше делай, что хочешь, я тебе безусловно поверил.
Что-то на прощание
Это уже всё равно что именно - про прощание, лишь бы та строчка повторилась ещё своей тенью. Лучше бы – дважды, это не может надоесть.
Уходили к реченьке, там купались до ночи
Почему-то предвидилось «голые». Откуда эти голые взялись? Ну ладно, акваманы они оба были, в общем всё хорошо – одни положительные ассоциации, пусть будет реченька
Была Дуня девушкой, стала Дуня лодочкой
Понятно. Плывём. Очень хорошо – лодочкой.
И путём неведомым, обернувшись тучею
Стоп! Как ещё и тучею? Она же лодочкой едва успела побыть. Эх, автор, не угнаться мне в таком темпе за чередой перетеканий в твоём активном воображении. Прям как облака на ветру. Хорошо, так что там будет с тучею, неужто ещё во что обернётся? Вот будет жалость, потому что подходит момент царь-строчки, главного разрешения второго куплета, и хотелось бы чего-то такого…
Отплывала медленно, да тянулась лучиком
Браво! Выпуталась! Опять победила. Вот это проговаривание «отплывала» - слово выбрано такое, что, повторяя про себя, успеваешь сделать два сладких покачивания, два полуударения – АтплывАла. И вслед за этим невероятно совпадающие друг с другом смысл и произнесение в слове «медленно». Это такое особое слово, редкое. Слово «медленно» можно, а здесь – нужно, произнести именно медленно, медово, наслаждаясь роскошной мелодией и тем, как это совпадает с Дуней, которая была девушкой и у которой началось сначала счастье солнышка и лодочки, а потом и вообще всякая судьба, и этим «отплывала медленно» забросить взгляд уж совсем в какие-то дальние грустноватые, но и прекрасные дали её юного, потом просто женского, да и вообще ничьего – будущего.
Тянулась лучиком? Возможно – обратно, как взглядом? То есть мы видим сильно освещённый край уплывающей, далеко ушедшей уже тучи, может быть розовато-бежевый, яркий, по сравнению со всей тучей, и он тянется назад в нашу сторону лучиком, памятью к детству и матушкиному дому? Немножко только сбивает эхо от незабытого ещё «ОТплывала». Это ОТ привязывает картину к началу её возникновения, не даёт туче оказаться уже так далеко, что оттуда ей надо будет тянуться лучиком. Для лучика лучше бы было «Уплывала». Но нет, всё в целом, наверно проиграло бы. Пока выговаривалось «ОТплывала», мы ещё не знали про лучик, и так было лучше.
Ну, а речка длинная, не испить до донышка
Так и есть – пошло про судьбу в целом. Правильно. Тут и не должно быть ничего неожиданного, даже лучше – что-нибудь спокойное и банальное, предвидимое. Правда разные измерения – длинная и до донышка – звучат подряд несколько, как от забора до обеда. Возможно, это подтверждает, что автор, хоть и гуманитарий, знает, что объём вычисляется как произведение длины, ширины и глубины, и следовательно, если бы речка была длиною в метр, можно было бы её гораздо легче испить до донышка. Но если не юморить – всё понятно, и ощущение общей нежности к происходящему поддержано.
Где ты, моя милая, где ты, моё солнышко
Отлично. Именно – совсем просто.
Было или не было, скажешь иль помолишься
Ммда. Ясно, что здесь и должен был быть какой-то наполнитель, подводящий к последней строчке. Но хотелось бы угнаться глазами за оправдывающей моделью Автора.
Например, так: это уже взгляд назад. Далеко уплыло облако. Уже с трудом дотягивается в прошлое только самым тоненьким воображаемым лучиком. Было или не было? Может быть, не ответит, промолчит, вздохнув своим воспоминаниям, бывшая когда-то девушка, уж и не скажет ничего, только помолится, и тоже не объяснит – о чём это.
Была Дуня девушкой, стала Дуня солнышком
Затихает чудесный повтор. Затихает всякая мысль и торопливый зарисовщик в душе у слушателя. Остаётся медовая грусть и желание – не уходи, песенка. Блестят настоящие слёзы на глазах у Трубецкого.
31.05.06
Л.Альтшулер (по впечатлению, привезённому со слёта, где упомянутый П.Трубецкой Маху на брёвнышке записывал, а она пела 18 новых песен, а автор сего сидел, раскрыв рот, поодаль)