[На главную][Обратно][Хроники][Пуки]
Несмотря на то, что в первые дни лета в России проходят одновременно несколько фестивалей авторской песни, первый фестиваль на Куликовом поле вполне удался. Ни холод, ни недостаточная реклама не помешали свершится событию, к которому организаторы и участники готовились с самой зимы.
До последнего дня было неясно, кто из известных всей стране авторов приедет. Предварительное согласие прислали Юлий Ким, Александр Мирзаян, Лена Фролова, Алексей Витаков, Андрей Крамаренко, Юра Цендровский, Виктор Попов, Люда Катанова. Первые трое позже отказались по разным причинам. Вместо них приехал Володя Бережков. Лет десять назад он уже бывал в Туле вместе с творческим объединением "Первый круг".
За день до отъезда на Куликово поле согласился участвовать в фестивале Сережа Гончаров - один из лучших тульских авторов.
Для всех нас оказалась неожиданной реакция на приглашение бывшего президента тульского КСП, Леонида Альтшулера. Он прислал длинный факс, из которого мы поняли, что фестиваль вообще проводить не стоит. Альтшулеру совсем не понравилось словосочетание "патриотическая песня". А чего в нем плохого-то? Понятие "патриотизм" весьма обширно. По мнению организаторов сейшна, под него подходит не только биение себя пяткой в грудь с криком "Родину люблю!", но и, скажем, любовь к своим детям, городу, истории... А какой, собственно, смысловой уклон вообще может быть у фестиваля, проводимого на великом ратном поле России? Лирический? Дело же не в названии. Жаль. Альтшулер - один из достойнейших тульских исполнителей.
1 июня стоял собачий холод. В условиях холода и прочих лишений (типа проживания в мокрой палатке) прорезывается совершенно звериный голод, и все взоры обращены к полевой кухне. Родина явно была в опасности, и каждый защищал ее по мере сил. Для тех, кто не в курсе, объясняю. Клич: "Родина в опасности!" на КСПшных слетах означает, что предел терпения на исходе, и пора уже чего-нибудь выпить, типа горячего чая, кофе, крепкого компота...
Вообще классический слет это - толпа добрых бородатых мужиков в тельняшках, штормовках, с рюкзаками и гитарами, которых хлебом не корми, дай развести костер и сварить на нем густую жирную пищу. После чего, заварив чаю в плохо промытом котелке, они усаживаются петь песни (тем более, что уже стемнело). Всех встречных-поперечных (таких же бородатых и в тельняшках) они широкими жестами зазывают на огонек и стараются плотно покормить, чаще всего кашей с тушенкой.
Помню, десять лет назад, на московском слете "Разгуляй" меня впервые поразила эта атмосфера почти коммунистических отношений. Никому ни для кого ничего не жалко - ни спальника, ни тушенки, ни гитары, ни места в палатке. На Грушинский фестиваль можно было приехать без копейки денег, без палатки, без еды, без выпивки, без инструмента и счастливо прожить там до самого окончания сейшна.
Так было. Сегодня, когда отношения в нашем мире приобрели отчетливый финансовый оттенок, все стало немного не так. "Грушинка" приобрела респектабельность, утратив оттенок былой диссидентщины, отделения от государства, ухода от тоталитаризма навязчивой масскультуры.
2 июля внезапно потеплело. Некоторым храбрецам даже удалось ближе к вечеру окунуться в Непрядве...
Как мы боялись, что первый куликовский фестиваль не получится. Если бы ничего не вышло, идея проводить его ежегодно завяла бы навсегда. Кто поедет туда, где единожды не понравилось? Мы боялись, что никто не приедет и сейчас. Холодно, вот-вот ливанет с неба... Они приехали! Больше, чем ожидалось. Для первого раза даже с избытком. Автобус с членами жюри, выехавший из Москвы в середине дня, остановился на трассе, увидев автостопщиц (двух девчонок с гитарами). Неожиданно оказалось, что девушки едут из Иванова именно на наш фестиваль, прочитав о нем в интернете. "Бывают же такие совпадения", - подумали мы. "Бывает же такое везение", - подумали девчонки из Иванова. И то, и это было чертовски верно.
В первый день (вернее вечер) гости ставили палатки, ужинали, в общем, - устраивались. Утром следующего дня, все, кто заявил об участии, прошли прослушивание жюри. Все желающие услышать компетентное мнение о своих песнях могли принять участие в творческих мастерских. Члены жюри, московские барды Алексей Витаков и Володя Бережков, помогая начинающим авторам разобраться в творческом процессе, проявили бездну такта. Как могли осторожно, они советовали, что и как улучшить в песнях. Ведь художника обидеть может всякий. Лучше его не обижать.
В шесть вечера начался первый концертный тур. На звуки песен из Монастырщины пришли местные жители. Они тоже расселись на холме, ниже храма, на своих телогрейках и наших трапиках и внимательно, пожалуй даже более внимательно, чем мы, слушали то, что звучало с площадки.
Отборочный концерт закончился с безобразным размахом, который, пожалуй, свойственен только музею "Куликово поле". Под выступление сводной команды московских бардов и тульских журналистов, исполнивших поистине патриотическую песню "Когда воротимся мы в Портленд, нас примет родина в объятья...", в небо ударил фантастический фейерверк. Такого, братушки, не было даже в Туле на Дне города. Хотелось бросить все, плюхнуться в травку и смотреть на это зрелище. Давненько мы не видели неба в алмазах...
Авторская песня - отдельный пласт культуры. Разговоры о ее смерти несколько преждевременны уже потому, что новый, не раскрученный фестиваль, о котором толком никто не успел узнать, вызвал интерес участников и слушателей. Новое поколение - авторы появившиеся вслед за теми, кого давно считают мэтрами жанра - заявляют о себе не хуже, чем те же мэтры в начале творческой карьеры.
Фестиваль состоялся, значит, он нужен. Кому не интересно, могут не приезжать. В конце концов, с возрастом интерес к любому явлению может завянуть. А пока звучат с фестивальных площадок новые голоса, авторская песня будет развиваться.
Ольга ФИЛАТОВА, Фото автора.
В фестивале приняли участие более
пятидесяти авторов и исполнителей из 13
городов России, среди которых Москва, Тула,
Иваново, Тверь Орел, Клин, Коломна,
Электросталь, Щекино, Киреевск, Суворов и
другие. Для участия в конкурсной программе
жюри отобрало 23 человека. Ко второму туру
осталось 9 человек. Лауреатами стали:
Татьяна Нестерова и Лидия Чинарева (обе из
Вязьмы), Валентина Буталова (Щекино) и в
номинации "дуэты, трио" - Полина
Старухина, Юля Струневская, Наталья Пряхина
(Тула). Четверо бардов получили дипломы
фестиваля.
Спонсорскую помощь в проведении фестиваля
патриотической песни на Куликовом поле
оказали: ЗАО "Леда", Управа г.Тулы,
администрация Ленинского района, Тульский
международный бизнес-центр, Росгосстрах,
Тульский хлебокомбинат, фирма "Лакомка"
и многие другие.
© Молодой Коммунар, 2001 |
[На главную][Обратно ][Наверх][Хроники][Пуки]