[Куликово поле] | Первый отчет. Хроника | Второй отчет. Песни Куликова поля 2003 | Третий отчет. Разбор полетов | От очевидцев | [На главную] |
Официальные итоги фестиваля, первые
отзывы уже появились.
Теперь, о том, как это выглядело изнутри. |
Прошедший фестиваль был мне виден под несколько необычным
ракурсом. А некоторые его стороны (только не
смейтесь - почти все, что происходило на
сцене) видны были не очень. Благодаря г-ну Коровину (а, может быть, и еще кое-кому)
оказался я членом "Общественного жюри". И видел совсем не то, что
большинство участников фестиваля. К сожалению. Или к
счастью. Пока
самому не ясно. Впрочем, "ни о чем никогда не жалеть, это старый
и мудрый закон. Он давно лечит нас, и как доктор домашний давно
нам знаком". По порядку.
Пятница, 30 мая. Приятности начались ещё у автобуса "от Одоевской башни".
Встретил в реале человека, оставившего третью запись в моей гостевой
(первым был, конечно же, Инструктор) ещё после самой первой Куликовки, -
Наташу Крылову из Москвы. С тех пор время от времени переписывались.
Так же мила, как её письма. Да ещё гитара среди багажа виднелась...
При посадке в автобус обнаружилось ещё несколько знакомых (наши, клубные и
около; "Сэм" Пузырев,
вот уж не знаю, то ли талисман фестиваля, как пишут некоторые,
то ли крест
его; орловчане, во главе с Еленой Гомоновой...), полузнакомых - мой сосед,
оказавшийся впоследствии Сергеем Терещенковым из Смоленска, где пересекались -
не помню, и совсем незнакомых лиц...
Поле встретило биваком Киреевского "Созвучия"
(так на этот раз и не удалось с ними
посидеть, не совпали во времени) и как-то
странно улыбающимся Коровиным: "А ты
знаешь, что ты в Общественном жюри?". "Да,
знаю, знаю... дай палатку поставить..." Не
зря с этим торопился, ещё раскладывался, как
из динамиков донеслось приглашение "членам
ОЖ через 10 минут собраться у ...".
Подхватил Галю Карукину, тоже попавшую в
"список Коровина", отправились на
другой берег Непрядвы, рассуждая о том, что
членам жюри придется держать себя в форме,
чтобы пройти по надежному, но не широкому
мостику без перил... У штабной палатки, она
же по совместительству "Столовая оргкомитета", очередная приятная встреча.
Димитрий Павлович Соколов, "Всемирная
бардафиша", здесь - Председатель
Общественного жюри. Переписываемся давно, а
увиделись впервые.
Татьяна Маталина, Андрей Коровин и Дим
Палыч ставят задачи, определяют цели и
методы. Нам вменяется произвести
предварительное прослушивание, по
результатам которого человек выходит или
не выходит на сцену конкурсного концерта.
Метод: выставление каждым жюристом каждому
жюряемому отметки по шкале "В конкурс -
может быть, в конкурс - не знаю - может быть,
не надо - не надо в конкурс". Пять баллов,
как в школе. Время работы от "через пять
минут начнем" до "за полчаса до
конкурсного концерта завтра вечером". С
перерывом на концерт открытия. Опс! А
когда же водку пьянствовать, песни петь да
девкам нравиться? Петь мне, положим, вряд
ли кто-нибудь позволил бы, это означало бы
полную дискредитацию фестиваля. Но,
кроме общественной работы, хотелось и
жизни. Может быть, даже личной. Или хотя бы
поесть.
Возвращаемся на поляну, над которой с
удручающим постоянством доносится
обещание участникам, что у сцены их
ожидает общественное жюри. Объявление
составлено нарочито двусмысленно, не
понятно, кто же должен быть трезв и бодр
члены жюри или участники. Зажевав какую-то
сухомятку, трезвые и бодрые отправляемся к
сцене. Работаем. Сидение на
прослушивании, а не около - как это у меня
получалось на прошлых фестивалях,
оказалось и интереснее и утомительнее, чем
ожидал.
Утомительнее потому, что пришлось
выслушать полностью такие песни, которые у
костра заставляют меня тут же идти искать
костер с правильными песнями. Беда очень
многих авторов - не умение остановиться.
Что ни песня, то "Слово о Полку Игореве".
Видно, как хочет человек тему и так
повернуть, и этак... Вот, вроде бы уже все,
кода... Нет, ещё и про вот это надо два
куплета допеть... У исполнителей
другие беды. Давно известные и описанные.
Репертуар. Когда берутся за песни "на
слуху" - трудно выдержать сравнение с
оригиналом и другими интерпретаторами. А
найти не заезженную песню, да ещё "свою",
удается не всем.
Интереснее, потому что удалось
послушать многое "глаза в глаза",
послушать, иногда заглядывая через плечо
рядом жюрящего в текст, проверяя, почему
какая-та фраза так царапает или так хороша...
Интересно было и просто сравнить свое
восприятие с другими. А иной раз и поспорить,
и с другими общественниками и с автором.
Хотя и договаривались - "не обсуждать и не
учить". Интересного и спорного за два дня
слушания было много. Немало. впрочем, и
плохого, но это уже забылось. Отвлекся от
хронологии.
Прослушивание первого дня продолжалось
почти до момента торжественного открытия
фестиваля. Приветствия и первые аккорды
концерта Клуба, членов жюри и гостей
фестиваля прошли у меня под торопливое
поглощение быстрорастворимой вермишели. И -
к сцене. Поддержать своих, посмотреть на
гостей, кого сфотографировать (шутка вечера:
"Коровин, я снял твою жену"), с кем-то
поздороваться... В этом году была ещё одна
радость: на пульте работала не только дека
мини-дисков, но и кассетная. Поэтому я не был
привязан к магнитофону, а только подбегал к
пульту забирать готовый материал в обмен на
чистые кассеты. Персональная благодарность
и земной поклон Евгению Сеничкину!
Концерт завершился заполночь, а ночь
оказалась неожиданно холодной...
31 мая, суббота. ...Раннее же утро "обрадовало"
небольшим дождиком. Окончательное
пробуждение наступило от призывов к
участникам собраться для прослушивания у
палатки штаба. И это - самое большое для меня
огорчение от фестиваля. Работа ОЖ
продолжалась с 10 до 17:30 (при небольшом
перерыве). А с 12 до 18 на фестивальной сцене
шел концерт членов жюри и гостей фестиваля.
Безумное пиршество для наших мест. Ветер
доносил от сцены слабые отзвуки то
Бережкова, то Яны Симон, то еще кого-то мне
не видимого и не слух не узнаваемого...
Оставалось только поминать Коровина и свою
АЖП. Из запомнившегося во второй день.
Переезды всей процедуры (вместе со столами,
лавками, зрителями, участниками) от палатки
- в палатку с началом дождя - и обратно -
после окончания. Совершенно бесподобные
орловчане: исполнители - братья Гремины, так
спевшие "Холода" Васина, как давно не
слышал, автор - Андрей Курганов с "Глухоманью"
и "Половодьем". Они же в ансамбле Елены
Гомоновой, изумительно распевшие абсолютно
никакой текст. "Сэм" Пузырев,
отметающий все "Сэм, да ты и без
прослушивания в концерте", и требующий
непременного прослушивания, "как все".
И давший тем возможность ОЖ несколько
взбодриться и отринуть сонную одурь,
наступившую после нескольких
предыдущих конкурсантов. Не часто
встречавшийся на прослушивании кураж и
драйв богородицко-тульского трио "Дебют".
Они же как пример точного выбора "конкурсных"
песен исполнителями: Алексей Фошин из
Рязани автор замечательный, но не слишком
известный.
Слушаем... слушаем... А где-то проходит жизнь
фестивальная. Отправилась экскурсия на
Красный холм... Члены "профессионального"
жюри, отпевшись со сцены, ведут мастерские,
она из них буквально через палатку
разместилась, интересно - жуть, а не
отойдешь... Маталина пришла нас проведать и
рассказала, что мэтры утроили мастерские
буквально под кустами, вырывают гитары у
мастерящихся и показывают "как надо".
Мечта... Жаль сам не видел...
Во время короткого перерыва подбегаю к
сцене... О ужас, кассеты стремительно
заполняются... Покупать же под запись в киоске
музпродукции кассеты с записями
разнообразных бардов душит
жаба... И гордитесь мной, соотечественники!
Посреди Куликова мне удалось прикупить три
чистые кассеты! Мир не без добрых людей и не
без чудаков!
В начале пятого плескавшееся за спиной
озеро желающих прослушаться,
посочувствовать своим прослушиваемым и
поглазеть на прослушивание обмелело, а
вскоре иссяк и ручеек аутсайдеров,
прибегавших слушаться прямо с колес...
Стопка анкет с результатами упорядочена
по средней оценке... Итак, отделяем
агнцев
от козлищ. Как водится, правила игры
уточняются по ходу игры. Где провести
черты между "в конкурс" - "не надо"?
По уточненной постановке задачи от нас
требуется составить конкурсную программу
из не более 50 номеров. Простой
арифметический подход выводил в конкурс
достаточно участников с оценкой ниже
среднего. Что делать с теми, у кто одна из
заявленных песен - безусловное "да", а
вторая - такое же "нет"? Согласно
Положению в конкурс без прослушивания
допускались лауреаты прошлых Куликовок и
победители других региональных конкурсов.
Таковых набралось четверо или пятеро... Кто-то
из членов жюри напомнил, что имеет место "фестиваль
патриотической АП" и было бы правильно включить
в
конкурс соответствующие номера (замечу,
что большинство "тематических"
номеров не выдерживало никакой критики). А
Дим Палыч Соколов предложил включить в
конкурс представителей "смежного жанра
солдатской песни", при этом очень
интересно обосновал, что это - другой жанр.
Так что, прослушиванием работы не
завершилась... Программа конкурса была
сверстана действительно за полчаса до
начала конкурса. Жертв в ОЖ и серьезных
разрушений не зафиксировано.
31 мая, вечер. 1 июня ночь. Программа
конкурсного концерта вывешена на
информационном стенде. (Кстати, ещё одно
чрезвычайно полезное нововведение).
Татьяна Маталина железной рукой собирает
профессиональное жюри и ведет конкурс: "на
сцену приглашается..., приготовиться...".
По моему, возникла всего одна небольшая
заминка с розыском очередного конкурсанта.
Мы же решаем, что слушать это второй раз - испытание слишком тяжелое и отправляемся к
костру Сергея Терещенкова из Смоленска...
Два часа неспешных разговоров под
неспешную гитару Сергея... Благо звук от
сцены в этом году "накрывал" очень
небольшую часть лагеря можно было говорить
и слушать не напрягаясь. Арик Круп,
смоленские, белорусские авторы, песни
Сергея... К сцене вернулись, когда конкурс
закончился, ПЖ удалилось на совещание и
начался очередной концерт гостей фестиваля.
Ожидание вердикта ПЖ прошло в не торопливом
перемещении между окрестностями сцены и
кострами... Не скажу, где было интереснее...
Часть лагеря все же попала в звуковой конус
сцены и Володю Морова из Тольятти толком
послушать и записать не получилось.
Придется опять из Интернета выкачивать...
Полночь. Традиционно мощный фейерверк, в
этот раз подзвученый сигнализацией с
автостоянки.
Оглашение итогов. Ну, что ж. В этот раз почти
не хочется спорить. Тем более, что сам к
этому руку слегка приложил. В лауреатах -
"Дебют" ! Молодцы, поздравляю от всей
души... В дипломантах - Инна Зуйкова - опять
Киреевск отметился! - и Полина с Натальей.
Достойно.
Ночь проходит в перемещениях между
кострами. Орловчане и примкнувший к ним
Терещенков... Наш, клубный костер, где Юля
Струневская с Мишей Шатским при участии
Саши Тушканова устроили концерт, собравший
преизрядное количество окрестной публики.
Когда же в пятом часу Юлька сломалась,
гитара перешла Татьяне Рагимовой. (Рассказ
о нашей с ней отношения на этом фестивале
помещен в "Байках"). К шести часам
утра сломались последние... Но судя по
звукам, проснулись рано уснувшие...
1 июня. День последний, он и есть
последний день... Раздача слонов и плюшек.
Поминания спонсоров. Явление на сцену
представителя партии власти с клятвами в
любви к АП и рассказом, какие они хорошие.
Нестройный хор мэтров с финальными песнями.
Фотографии на память. Все. До следующей
Куликовки!
P.S. Все плановые бочки дегтя будут
вылиты в третьей части отчета.
Видео ряд к отчету см. фотоальбом фестиваля
Использованные сокращения: ОЖ - общественное жюри; ПЖ - профессиональное жюри; АЖП - (устар.) активная жизненная позиция.
В тексте цитируется песня Е.Клячкина "Ни о чем не жалеть"
03-13 июня 2003
[Куликово поле] | Первый отчет. Хроника | Второй отчет. Песни Куликова поля 2003 | Третий отчет. Разбор полетов | От очевидцев | [На главную] |