[Куликово поле] Первый отчет. Хроника Второй отчет. Песни Куликова поля 2003 Третий отчет. Разбор полетов От очевидцев [На главную]
Официальные итоги фестиваля, первые отзывы уже появились.

Теперь, о том, как это выглядело изнутри.

 

 

 

 

 Прошедший фестиваль был мне виден под несколько необычным ракурсом. А некоторые его стороны (только не смейтесь - почти все, что происходило на сцене)  видны были не очень. Благодаря г-ну Коровину (а, может быть, и еще кое-кому) оказался я членом "Общественного жюри". И видел совсем не то, что большинство участников фестиваля. К сожалению. Или к счастью. Пока самому не ясно. Впрочем, "ни о чем никогда не жалеть, это старый и мудрый закон. Он давно лечит нас, и как доктор домашний давно нам знаком". По порядку.
 Пятница, 30 мая. Приятности начались ещё у автобуса "от Одоевской башни". Встретил в реале человека, оставившего третью запись в моей гостевой (первым был, конечно же, Инструктор) ещё после самой первой Куликовки, - Наташу Крылову из Москвы. С тех пор время от времени переписывались. Так же мила, как её письма. Да ещё гитара среди багажа виднелась...
При посадке в автобус обнаружилось ещё несколько знакомых (наши, клубные и около; "Сэм" Пузырев, вот уж не знаю, то ли талисман фестиваля, как пишут некоторые, то ли крест его; орловчане, во главе с Еленой Гомоновой...), полузнакомых - мой сосед, оказавшийся впоследствии Сергеем Терещенковым из Смоленска, где пересекались - не помню, и совсем незнакомых лиц...
Поле встретило биваком Киреевского "Созвучия" (так на этот раз и не удалось с ними посидеть, не совпали во времени) и как-то странно улыбающимся Коровиным: "А ты знаешь, что ты в Общественном жюри?". "Да, знаю, знаю... дай палатку поставить..." Не зря с этим торопился, ещё раскладывался, как из динамиков донеслось приглашение "членам ОЖ через 10 минут собраться у  ...". Подхватил Галю Карукину, тоже попавшую в "список Коровина", отправились на другой берег Непрядвы, рассуждая о том, что членам жюри придется держать себя в форме, чтобы пройти по надежному, но не широкому мостику без перил... У штабной палатки, она же по совместительству  "Столовая оргкомитета", очередная приятная встреча. Димитрий Павлович Соколов, "Всемирная бардафиша", здесь - Председатель Общественного жюри. Переписываемся давно, а увиделись впервые. 
Татьяна Маталина, Андрей Коровин и Дим Палыч ставят задачи, определяют цели и методы.  Нам вменяется произвести предварительное прослушивание, по результатам которого человек выходит или не выходит на сцену конкурсного концерта. Метод: выставление каждым жюристом каждому жюряемому отметки по шкале "В конкурс - может быть, в конкурс - не знаю - может быть, не надо - не надо в конкурс". Пять баллов, как в школе. Время работы от "через пять минут начнем" до "за полчаса до конкурсного концерта завтра вечером". С перерывом на концерт открытия.  Опс! А когда же водку пьянствовать, песни петь  да девкам нравиться? Петь мне, положим,  вряд ли кто-нибудь позволил бы, это означало бы полную дискредитацию фестиваля.  Но, кроме общественной работы,  хотелось и жизни. Может быть,  даже личной. Или хотя бы поесть. 
Возвращаемся на поляну,  над которой с удручающим постоянством доносится обещание  участникам, что у сцены их ожидает общественное жюри. Объявление составлено нарочито двусмысленно, не понятно, кто же должен быть трезв и бодр члены жюри или участники.  Зажевав какую-то сухомятку, трезвые и бодрые отправляемся к сцене. Работаем.  Сидение на прослушивании, а не около - как это у меня получалось на прошлых фестивалях, оказалось и интереснее и утомительнее, чем ожидал.
Утомительнее потому, что пришлось выслушать полностью такие песни, которые у костра заставляют меня тут же идти искать костер с правильными песнями.  Беда очень многих авторов - не умение остановиться.  Что ни песня, то "Слово о Полку Игореве". Видно, как хочет человек тему и так повернуть, и этак... Вот, вроде бы уже все, кода... Нет, ещё и про вот это надо два куплета допеть...  У исполнителей другие  беды. Давно известные и описанные. Репертуар.  Когда берутся за песни "на слуху" - трудно  выдержать сравнение с оригиналом и другими интерпретаторами. А найти не заезженную песню, да ещё "свою", удается не всем.
Интереснее,  потому что удалось послушать многое "глаза в глаза", послушать, иногда заглядывая через плечо рядом жюрящего в текст, проверяя, почему какая-та фраза так царапает или так хороша... Интересно было и просто сравнить свое восприятие с другими. А иной раз и поспорить, и с другими общественниками и с автором. Хотя и договаривались - "не обсуждать и не учить". Интересного и спорного за два дня слушания было много. Немало. впрочем, и плохого, но это уже забылось. Отвлекся от хронологии. 
Прослушивание первого дня продолжалось почти до момента торжественного открытия фестиваля. Приветствия  и первые аккорды концерта Клуба, членов жюри и гостей фестиваля прошли у меня под торопливое поглощение быстрорастворимой вермишели. И - к сцене. Поддержать своих, посмотреть на гостей, кого сфотографировать (шутка вечера: "Коровин, я снял твою жену"), с кем-то поздороваться... В этом году была ещё одна радость: на пульте работала не только дека мини-дисков, но и кассетная. Поэтому я не был привязан к магнитофону, а только подбегал к пульту забирать готовый материал в обмен на чистые кассеты. Персональная благодарность и земной поклон Евгению Сеничкину!  Концерт завершился заполночь, а ночь оказалась неожиданно холодной...
31 мая, суббота. ...Раннее же утро "обрадовало" небольшим дождиком. Окончательное пробуждение наступило от призывов к участникам собраться для прослушивания у палатки штаба. И это - самое большое для меня огорчение от фестиваля. Работа ОЖ продолжалась с 10 до 17:30 (при небольшом перерыве). А с 12 до 18 на фестивальной сцене шел концерт членов жюри и гостей фестиваля. Безумное пиршество для наших мест. Ветер доносил от сцены слабые отзвуки то Бережкова, то Яны Симон, то еще кого-то мне не видимого и не слух не узнаваемого... Оставалось только поминать Коровина и свою АЖП.  Из запомнившегося во второй день. Переезды всей процедуры (вместе со столами, лавками, зрителями, участниками) от палатки - в палатку с началом дождя - и обратно - после окончания. Совершенно бесподобные орловчане: исполнители - братья Гремины, так спевшие "Холода" Васина, как давно не слышал, автор - Андрей Курганов с "Глухоманью" и "Половодьем". Они же в ансамбле Елены Гомоновой, изумительно распевшие абсолютно никакой текст. "Сэм" Пузырев, отметающий все "Сэм, да ты и без прослушивания в концерте", и требующий непременного прослушивания, "как все". И давший тем возможность ОЖ несколько взбодриться и отринуть сонную одурь, наступившую после нескольких предыдущих  конкурсантов.  Не часто встречавшийся на прослушивании кураж и драйв богородицко-тульского трио "Дебют". Они же как пример точного выбора "конкурсных" песен исполнителями: Алексей Фошин из Рязани автор замечательный, но не слишком известный.  
Слушаем... слушаем... А где-то проходит жизнь фестивальная. Отправилась экскурсия на Красный холм... Члены "профессионального" жюри, отпевшись со сцены, ведут мастерские, она из них буквально через  палатку разместилась, интересно  - жуть, а не отойдешь... Маталина пришла нас проведать и рассказала, что мэтры утроили мастерские буквально под кустами, вырывают гитары у мастерящихся и показывают "как надо". Мечта... Жаль сам не видел...
Во время короткого перерыва подбегаю к сцене... О ужас, кассеты стремительно заполняются... Покупать же под запись в киоске  музпродукции  кассеты с записями разнообразных бардов душит жаба... И гордитесь мной, соотечественники! Посреди Куликова мне удалось прикупить три чистые кассеты! Мир не без добрых людей и не без чудаков!
В начале пятого плескавшееся за спиной озеро желающих прослушаться, посочувствовать своим прослушиваемым и поглазеть на прослушивание обмелело, а вскоре иссяк и ручеек аутсайдеров, прибегавших слушаться прямо с колес...  Стопка анкет  с результатами упорядочена по средней оценке...  Итак, отделяем агнцев от козлищ. Как водится, правила игры уточняются по ходу игры. Где провести черты между "в конкурс" - "не надо"? По уточненной постановке задачи от нас требуется составить конкурсную программу из не более 50 номеров. Простой арифметический подход выводил в конкурс достаточно участников с оценкой ниже среднего. Что делать с теми, у кто одна из заявленных песен - безусловное "да", а вторая - такое же "нет"?  Согласно Положению в конкурс без прослушивания допускались лауреаты прошлых Куликовок и победители других региональных конкурсов. Таковых набралось четверо или пятеро... Кто-то из членов жюри напомнил, что имеет место "фестиваль патриотической АП" и было бы правильно включить  в конкурс соответствующие номера (замечу, что большинство "тематических" номеров не выдерживало никакой критики). А Дим Палыч Соколов предложил включить в конкурс представителей "смежного жанра солдатской песни", при этом очень интересно обосновал, что это - другой жанр. Так что, прослушиванием работы не завершилась... Программа конкурса была сверстана действительно за полчаса до начала конкурса.  Жертв в ОЖ и серьезных разрушений не зафиксировано.
31 мая, вечер. 1 июня ночь.  Программа конкурсного концерта вывешена на информационном стенде. (Кстати, ещё одно чрезвычайно полезное нововведение). Татьяна Маталина железной рукой собирает профессиональное жюри и ведет конкурс: "на сцену приглашается..., приготовиться...". По моему, возникла всего одна небольшая заминка с розыском очередного конкурсанта. Мы же решаем, что слушать это второй раз - испытание слишком тяжелое и отправляемся к костру Сергея Терещенкова из Смоленска...  Два часа неспешных разговоров под неспешную гитару Сергея... Благо звук от сцены в этом году "накрывал" очень небольшую часть лагеря можно было говорить и слушать не напрягаясь. Арик Круп, смоленские, белорусские авторы, песни Сергея... К сцене вернулись, когда конкурс закончился, ПЖ удалилось на совещание и начался очередной концерт гостей фестиваля.  Ожидание вердикта ПЖ прошло в не торопливом перемещении между окрестностями сцены и кострами... Не скажу, где было интереснее... Часть лагеря все же попала в звуковой конус сцены и Володю Морова из Тольятти толком послушать и записать не получилось. Придется опять из Интернета выкачивать...  
Полночь. Традиционно мощный фейерверк, в этот раз подзвученый сигнализацией с автостоянки. 
Оглашение итогов. Ну, что ж. В этот раз почти не хочется спорить. Тем более, что сам к этому руку слегка приложил. В лауреатах - "Дебют" ! Молодцы, поздравляю от всей души... В дипломантах - Инна Зуйкова - опять Киреевск отметился! - и Полина с Натальей. Достойно.
Ночь проходит в перемещениях между кострами. Орловчане и примкнувший к ним Терещенков... Наш, клубный костер, где Юля Струневская с Мишей Шатским при участии Саши Тушканова устроили концерт, собравший преизрядное количество окрестной публики. Когда же в пятом часу Юлька сломалась, гитара перешла Татьяне Рагимовой. (Рассказ о нашей с ней отношения на этом фестивале  помещен в "Байках"). К шести часам утра сломались последние... Но судя по звукам, проснулись рано уснувшие...
1 июня. День последний, он и есть последний день... Раздача слонов и плюшек. Поминания спонсоров. Явление на сцену представителя партии власти с клятвами в любви к АП и рассказом, какие они хорошие. Нестройный хор мэтров с финальными песнями. Фотографии на память. Все. До следующей Куликовки!

 P.S.  Все плановые бочки дегтя будут вылиты в третьей части отчета.
Видео ряд к отчету см. фотоальбом фестиваля

Использованные сокращения: ОЖ - общественное жюри; ПЖ - профессиональное жюри; АЖП - (устар.) активная жизненная позиция.

В тексте цитируется песня Е.Клячкина "Ни о чем не жалеть"


03-13 июня 2003

[Куликово поле] Первый отчет. Хроника Второй отчет. Песни Куликова поля 2003 Третий отчет. Разбор полетов От очевидцев [На главную]

 

Rambler's Top100   Поисковая система Deft site
Hosted by uCoz