[На главную][ Хроники][Куликово Поле] | [Фотоальбом] [Куликово поле 2003] | |
Второй | Первый отчет. По Горячим следам | |
Куликовский | Второй отчет. Песни Куликова поля | |
Поход | Отчет третий и последний. С холодной головой. | |
Особое мнение - 1 | Особое мнение -2 |
Последний отчет
"Отгорел фейерверк, перестала крутиться шутиха..." | ||
Вот уже два месяца прошло после фестиваля. Не по одному разу прокручены кассеты, переговорено немало и с теми, кто выходил на сцену, и с теми, кто наблюдал все "из зала"... Особые мнения - прозвучали... | ||
Попытаться понять, что же
получилось на этот раз. Каков второй блин
на вкус. Сразу, чтобы потом говорить только о Песне, низкий поклон музейщикам и десанту от клуба за блестящую организацию. Никаких явных проколов со стороны видно не было, разве что, некоторая невнятица с "организационным сбором". Дабы не почивали на лаврах, несколько пожеланий.
Самое общее. Было всего - больше, чем год назад. Зрителей, участников, разнообразия, звука, света, жары. И средний уровень выше. Именно средний, потому что таких открытий, как победители прошлого года вяземьские Татьяна Нестерова и Лидия Чинарева, не было. Пройдемся слегка по перечню выступавших и победивших. Гран при. Елена Гомонова, точнее, её ансамбль. Да, песня - в тему, весьма. Да, очень интересный распев. Разложено аж на трудно сказать сколько голосов. Что не мудрено: по крайней мере трое из ансамбля поют в хоре. И все... Обратите внимание: в концерте победителей, а так же и на следующий день пелась только конкурсная песня. Почему бы? Да потому, что песня была разложена по голосам в пятницу вечером, а два последних человека появились в ансамбле перед самым прослушиванием. И в конкурсе пели по бумажке. Спрашивается, услышим ли мы этот ансамбль еще когда-нибудь и где-нибудь? Почему-то сомневаюсь. Равно как и в том, что песню Елены о поле, будет петь кто-то еще кроме нее самой. Выход на сцену Елены с сыном ("Задраены верхние люки" Визбора), хотя бы и вне конкурса, следует считать призом от жюри "за упорство". Второй год дуэтом приезжают. Но пацанчик, поющий "Прощайте, красотки...", и поющий неважно, не вызывал даже обычного умиления от детского пения. Второй раз слышу гусли в наших концертах. И с Романом Опритовым, то же , что и с первыми гуслями: сначала потрясение - звук не наш, яркий, насыщенный, уж совсем не ля-минорный... А потом - не звучит у меня эта музыка, не поется... Дальше - списком. Дмитрий Мулыгин, Татьяна Ревина, Руслан Юсупов, Роман Буряков, Сергей Трубицин. Может быть, Николай Архипов... Появление их на сцене фестиваля, среди победителей и получивших персональные поощрения от членов жюри для меня странно, по меньшей мере... Мулыгин - лидер одной из ведущих рок-групп Тулы, Ревина - совершенно отчетливый клон Земфиры. Остальные - более или менее "чистые" рокеры. От заявлений со сцены, что непривычно выступать на открытой площадке и "обычно мы играем на других инструментах". До выступлений под "минусовку". Почти треть из как-то отмеченных жюри составляют представители скорее рок-культуры, чем того, что я считаю авторской песней. И хочется разобраться, почему так получилось и к чему это может привести. Сразу же. Во избежании обид и обвинений в. Все дальнейшее (как, впрочем, и предыдущее), действительно, субъективно. Не имею желания кого-то в чем-то обвинять, очернять и наезжать. Хочу разобраться. Надеюсь, имею право на собственное видение. И изложение оного, хотя бы в этом, не слишком публичном месте. ИМХО, короче. Итак, почему указанные авторы вообще прошли отбор. Правильный ответ - потому, что так решило жюри. Посмотрим на жюри. Виктор Попов, Виктор Луферов, Алексей Витаков, Владимир Бережков - половина состава (дальше начинаются связи второго порядка: Витаков дружен с Коровиным, Кузнецова замужем за Коровиным, и т.д.) - музыканты одной манеры. Напор, экспрессия. Начинают выступление с поиска не гитарного микрофона, а джека, и указаний звукооператору "Добавьте звука на гитару!". Здесь уже не "музыкальное интонирование русской поэтической речи", а - музыка на стихи. (Опять, оговорюсь. Они разные. И такая манера исполнения ничем, сама по себе, не плоха. И "музыка на стихи" это интереснее, чем "стихи на музыку". И то, что из них мне по настоящему интересен только Бережков, это мои проблемы... Но всё же, всё же, всё же...) Поэтому рокерский напор Мулыгина, Ревиной etc. нашел у жюри отклик. При том, что их стилистическую инакость жюри видело и осознавало. И даже оправдывало теоретически... Озвученный Коровиным тезис "Высоцкий - это наш первый рок - бард", например. Очень мило! Это Башлачев и Дркин у нас рок - барды, а Высоцкий, это... Высоцкий :)) Вторая возможная причина прорыва рока на сцену и в лауреаты может быть в неявном и, скорее всего всего и невысказанном, стремлении организаторов расширить фестиваль, привлечь больше участников и зрителей на Поле. Понять их можно, у них сверхзадача - раскручивать Куликово Поле само по себе. Привлечь к себе еще и рокеров и их аудиторию Хорошие люди в Музее, но проблемы Авторской песни их занимают не в первую очередь. Почему объединение на одной сцене авторской песни и рока представляется, мягко говоря, неправильным? Ведь на стыке жанров и стилей могут появиться и появляются очень интересные вещи, те же Башлачёв и Дркин к примеру. Мне кажется, что здесь беда не столько в стилистическом, сколько в эстетическом различии АП и рока. Корни этого различия в том, что рок, как движение, у нас, во - первых, взрастал на более протестной основе, во - вторых, изначально, пока не появились собственные, за образцы для подражания принимал образцы западные. И, в - третьих, изначально же был ориентирован на более массовую и, скажем так, менее просвещенную, маргинальную аудиторию. Эстетика рока сформировалась как эстетика разрушения, саморазрушения. "Ломать - не строить", "...до основанья". Эстетика порождает стилистику. От протеста - кричать надо (иначе это не протест, а КСПшная фига в кармане). От массовости - кричать надо громко, чтобы услышали все, от нее же - жесткая ритмическая основа, должно ложиться на подкорку. Масса (толпа) должна быть (стать) единой. От Запада здесь (из чистого обезьянства и от ритма) - использование коротких фраз и коротких слов. АП как движение зарождалась в период оттепели, поэтому протеста в ней изначально было меньше, но больше интереса к внутреннему, отсюда - больше мелодизма (думать под барабан невозможно), более трепетное отношение к тексту (чтобы было над чем думать), ориентация не на аудиторию, а на личность в аудитории (думать всем вместе нельзя). Не будучи ксенофобом, я настороженно отношусь к появлению на наших площадках представителей чуждой эстетики. Исчерпав и коммертизировав собственное жизненное пространство, они ищут новое. А поскольку АП за последние 10-15 лет тоже сильно потеряла в мысли за счет массовости, такое проникновение может оказаться разрушительным. К чему я все это? Ах, да... изучаем список выступавших. Добавить уже особенно и нечего. Может стоит обратить внимание на то, что соотношение авторов и исполнителей было явно в пользу первых, с заметным преобладанием "полных" авторов. Исполнители же классику жанра практически обошли стороной (исключения - В.Буталова с Е.Клячкиным и Т.Рагимова с А.Ивановым), что плохо, если мы пытаемся сформировать свою, понимающую аудиторию на фестивале, и понятно, с точки зрения конкурсной тактики - сравнение с оригиналом могут выдержать не многие. Зато не было и попсы от АП (эскападу В.Мазура с "Американьской писней" не заметим) и это хорошо. Собственно о сцене, все... Но вот, что интересно. Я наблюдал достаточно долго за прослушиванием, и не могу сказать, чтобы жюри "отшило" кого-нибудь, кого бы мне захотелось выпустить на сцену. Скорее, пропускало тех, кого я бы на сцену не выпустил. Так что, может быть, это было лучшее, из того что было? Другие ложки (или бочки) дегтя - в особых мнениях. Остались вопросы. Кто виноват? Известно кто... От
соревнований фигуристов на Олимпийских
Играх до Выставки Собак всех пород
Задрюпинского района г. Мухосранска
всегда и во всем виноваты судьи. Состав
жюри нынешнего (и предыдущего тоже,
впрочем) фестиваля имел одно
замечательное достоинство: это была команда.
Единомышленников. Поэтому и две бригады
прослушивания подходили к участникам с
одинаковыми мерками, споры между
членами команды не дошли до
рукоприкладства, публичных обвинений
друг друга и прочего. Но у единомыслия
есть и оборотная сторона. Через
прослушивание, а затем и лауреаты,
прошли песни, авторы, исполнители вполне
определенные и, зная состав жюри,
заранее предсказуемые. |
||
01-09 августа 2002 г. |
||
Второй | Первый отчет. По Горячим следам | |
Куликовский | Второй отчет. Песни Куликова поля | |
Поход | Отчет третий и последний. С холодной головой. | |
Особое мнение - 1 | Особое мнение -2 | |
[На главную][ Хроники][Куликово Поле] | [Фотоальбом] | |