Куликово Поле 2002. Отчет последний.
[На главную][ Хроники][Куликово Поле] [Фотоальбом] [Куликово поле 2003]
Второй  Первый отчет. По Горячим следам
Куликовский  Второй отчет. Песни Куликова поля
Поход  Отчет третий и последний. С холодной головой.
  Особое мнение - 1 Особое мнение -2

 Последний отчет

  "Отгорел фейерверк, перестала крутиться шутиха..."
Вот уже два месяца прошло после фестиваля.  Не по одному разу прокручены кассеты, переговорено немало и с теми, кто выходил на сцену, и с теми, кто наблюдал все "из зала"... Особые мнения  - прозвучали... 
Попытаться понять, что же получилось на этот раз. Каков второй блин на вкус.
Сразу, чтобы потом говорить только о Песне, низкий поклон музейщикам и десанту от клуба за блестящую организацию. Никаких явных проколов со стороны видно не было, разве что, некоторая невнятица с "организационным сбором". Дабы не почивали на лаврах, несколько пожеланий.
  • Звук "свободного микрофона" стоит ограничить. Так, чтобы он накрывал только "зал", но не лагерь: фестиваль это не только конкурс и сцена, но и место для встреч и общения. Среди прочего, и с гитарой в руках. 
  • Пора задуматься об информационном  обеспечении собственно фестиваля. Как минимум - щит, на который вывешивалось бы актуальное расписание очередного дня. Все знают, что программа, объявленная в "Положении", всегда заметно отличается от реальной. Если немножко пофантазировать, то можно вообразить на том же щите и план местности, куда в реальном времени наносятся места проживания всех участников и гостей. Заодно, организаторам не придется гадать, сколько же - 500, 1000 или 10000 :)) участников собрал очередной фестиваль. Для реализации фантазий и нужно-то два человека и, по хорошему, один компьютер с быстрым принтером.
  • И, к вопросу об информации. Поиск в Интернете по теме "Куликово поле, авторская песня" меня приводит на собственную страницу, в Бардафишу, на страницу Андрея Коровина. Но никак ни на сайт музея. Или это мероприятие для музея лишь одно из очень многих?
Хватит мечтаний, к теме.
Самое общее. Было всего - больше, чем год назад. Зрителей, участников, разнообразия, звука, света, жары. И средний уровень выше. Именно средний, потому что таких открытий, как победители прошлого года вяземьские Татьяна Нестерова и Лидия Чинарева, не было.

Пройдемся слегка по перечню выступавших и победивших.
Гран при. Елена Гомонова, точнее, её ансамбль. Да, песня - в тему, весьма. Да, очень интересный распев. Разложено аж на трудно сказать сколько голосов. Что не мудрено: по крайней мере трое из ансамбля поют в хоре. И все... Обратите внимание: в концерте победителей, а так же и на следующий день пелась только конкурсная песня. Почему бы? Да потому, что  песня была разложена по голосам в пятницу вечером, а два последних человека появились в ансамбле перед самым прослушиванием. И в конкурсе пели по бумажке. Спрашивается, услышим ли мы этот ансамбль еще когда-нибудь и где-нибудь? Почему-то сомневаюсь. Равно как и в том,  что песню Елены о поле, будет петь кто-то еще кроме нее самой.
Выход на сцену Елены с сыном ("Задраены верхние люки" Визбора), хотя бы и вне конкурса, следует считать призом от жюри "за упорство". Второй год дуэтом приезжают.  Но пацанчик, поющий "Прощайте, красотки...", и поющий неважно, не вызывал даже обычного умиления от детского пения.

Второй раз слышу гусли в наших концертах. И с Романом Опритовым, то же , что и с первыми гуслями: сначала потрясение - звук не наш, яркий, насыщенный, уж совсем не ля-минорный... А потом - не звучит у меня эта музыка, не поется...

Дальше - списком. Дмитрий Мулыгин, Татьяна Ревина, Руслан Юсупов, Роман Буряков, Сергей Трубицин. Может быть, Николай Архипов... Появление их на сцене фестиваля, среди победителей и получивших персональные поощрения от членов жюри для меня странно, по меньшей мере... 
Мулыгин - лидер одной из ведущих рок-групп Тулы, Ревина - совершенно отчетливый клон Земфиры. Остальные - более или менее "чистые" рокеры. От заявлений со сцены, что непривычно выступать на открытой площадке и "обычно мы играем на других инструментах". До выступлений под "минусовку". Почти треть из как-то отмеченных жюри составляют представители скорее рок-культуры, чем того, что я считаю авторской песней. И хочется разобраться, почему так получилось и к чему это может привести. 
Сразу же. Во избежании обид и обвинений в. Все дальнейшее (как, впрочем, и предыдущее), действительно, субъективно. Не имею желания кого-то в чем-то обвинять, очернять и наезжать. Хочу разобраться. Надеюсь, имею право на собственное видение. И изложение оного, хотя бы в этом, не слишком публичном месте. ИМХО, короче.
Итак, почему указанные авторы вообще прошли отбор. Правильный ответ - потому, что так решило жюри. Посмотрим на жюри. Виктор Попов, Виктор Луферов, Алексей Витаков, Владимир Бережков - половина состава (дальше начинаются связи второго порядка: Витаков дружен с Коровиным, Кузнецова замужем за Коровиным, и т.д.) -  музыканты одной манеры.  Напор,  экспрессия.  Начинают выступление с поиска не гитарного микрофона, а джека, и указаний звукооператору "Добавьте звука на гитару!". Здесь уже не  "музыкальное  интонирование русской поэтической речи", а -  музыка на стихи.  (Опять, оговорюсь. Они разные. И такая манера исполнения ничем, сама по себе, не плоха. И "музыка на стихи" это интереснее, чем "стихи на музыку". И то, что из них мне по настоящему интересен только Бережков, это мои проблемы... Но всё же, всё же, всё же...)  Поэтому рокерский напор Мулыгина, Ревиной etc. нашел у жюри отклик. При том, что их стилистическую инакость жюри видело и осознавало. И даже оправдывало теоретически... Озвученный Коровиным тезис "Высоцкий - это наш первый рок - бард", например. Очень мило! Это Башлачев и Дркин у нас рок - барды, а Высоцкий, это... Высоцкий :))
Вторая возможная причина прорыва рока на сцену и в лауреаты может быть в неявном и, скорее всего всего и невысказанном, стремлении организаторов расширить фестиваль, привлечь больше участников и зрителей на Поле. Понять их можно, у них сверхзадача - раскручивать Куликово Поле само по себе. Привлечь к себе еще и рокеров и их аудиторию Хорошие люди в Музее, но проблемы Авторской песни их занимают не в первую очередь.
Почему объединение на одной сцене авторской песни и рока представляется, мягко говоря, неправильным? Ведь на стыке жанров и стилей могут появиться и появляются очень интересные вещи, те же Башлачёв и Дркин к примеру. Мне кажется, что здесь беда не столько в стилистическом, сколько в эстетическом различии АП и рока. Корни этого различия в том, что рок, как движение, у нас, во - первых,  взрастал  на более протестной основе, во - вторых,  изначально, пока не появились собственные, за образцы для подражания принимал образцы западные. И, в - третьих, изначально же был ориентирован на более массовую и, скажем так, менее просвещенную, маргинальную аудиторию. 
Эстетика рока сформировалась как эстетика разрушения, саморазрушения. "Ломать - не строить", "...до основанья".  Эстетика порождает стилистику. От протеста - кричать надо (иначе это не протест, а КСПшная фига в кармане). От массовости - кричать надо громко,  чтобы услышали все, от нее же - жесткая ритмическая основа, должно ложиться на подкорку. Масса (толпа) должна быть (стать) единой. От Запада здесь (из чистого обезьянства и от ритма) - использование коротких фраз и коротких слов. 
АП как движение зарождалась в период оттепели, поэтому протеста в ней изначально было меньше, но больше интереса к внутреннему, отсюда - больше мелодизма (думать под барабан невозможно), более трепетное отношение к тексту (чтобы было над чем думать), ориентация не на аудиторию, а на личность в аудитории (думать всем вместе нельзя).
Не будучи ксенофобом, я настороженно отношусь к появлению на наших площадках представителей чуждой эстетики. Исчерпав и коммертизировав собственное жизненное пространство, они ищут новое. А поскольку АП за последние 10-15 лет тоже сильно потеряла в мысли за счет массовости, такое проникновение может оказаться разрушительным.

К чему я все это? Ах, да...  изучаем список выступавших.
Добавить уже особенно и нечего. Может стоит обратить внимание на то, что соотношение авторов и исполнителей было явно в пользу первых, с заметным преобладанием "полных" авторов. Исполнители же классику жанра практически обошли стороной (исключения - В.Буталова с Е.Клячкиным и Т.Рагимова с А.Ивановым), что плохо, если мы пытаемся сформировать свою, понимающую аудиторию на фестивале, и понятно, с точки зрения конкурсной тактики - сравнение с оригиналом могут выдержать не многие. Зато не было и попсы от АП  (эскападу В.Мазура с "Американьской писней" не заметим) и это хорошо.

Собственно о сцене, все... Но вот, что интересно. Я наблюдал достаточно долго за прослушиванием, и не могу сказать, чтобы жюри "отшило" кого-нибудь, кого бы мне захотелось выпустить на сцену.  Скорее, пропускало тех, кого я бы на сцену не выпустил. Так что, может быть, это было лучшее, из того что было?

Другие ложки (или бочки) дегтя - в особых мнениях.

Остались вопросы.

Кто виноват?  Известно кто... От соревнований фигуристов на Олимпийских Играх до Выставки Собак всех пород Задрюпинского района г. Мухосранска всегда и во всем виноваты судьи. Состав жюри нынешнего (и предыдущего тоже, впрочем) фестиваля имел одно замечательное достоинство: это была команда. Единомышленников. Поэтому и две бригады прослушивания подходили к участникам с одинаковыми мерками,  споры между членами команды не дошли до рукоприкладства, публичных обвинений друг друга и прочего. Но у единомыслия есть и оборотная сторона.  Через прослушивание, а затем и лауреаты, прошли песни, авторы, исполнители вполне определенные и, зная состав жюри, заранее предсказуемые. 
Куда ж нам плыть? Фестиваль номер два - еще не тот номер, чтобы говорить о традициях и тенденциях. Еще не поздно что-то изменить. Наметить новых виноватых, чтобы на новом фестивале претензии к жюри тоже были новые, не такие. Кого бы мне хотелось видеть в жюри, с надеждой на "не такой" фестиваль? Прежде всего, кого - нибудь из Второго канала. Эта публика более всего отвечает моим представлениям о жанре. Может быть, кого - то из ТА 32.08. Уже два года как "запал" на Игоря Белого, наслушался песенок "Диска щастья" и пока - не надоело.  А может быть, прав В.Моров, и поискать кого-то из ближайших окрестностей? Рязанцев, например, кого-то из Электростальского "Ключа", Пашу Нама из Калуги, что б исполнителям жару давал... Возможно, новые люди в жюри помогли бы и фестивалю стать новым. Чуть менее гремящим, чуть более душевным. Вдруг другое жюри окажется ближе к народу. На имевшем место быть фестивале жюри появлялось, как кролик из шляпы организаторов, в нужное время и нужном месте. У сцены. Формально, прослушивание шло в форме мастерских, фактически же сводилось к поучению. Учение же предполагает, среди прочего, показ мастером того, что он считает правильным и незаурядным. А славно было бы посидеть с тем же Имярек у костерка или в тенечке.  И не только послушать, что он о твоих попытках творить думает, но и посмотреть, а что и как он сам делает... Не со сцены, а вблизи, без "звука на гитару" и света софитов.
И совершенно крамольная мысль. А может, ну его, этот конкурс? Бывают же фестивали и слеты без конкурсов и раздачи слонов? И, говорят, неплохие...
Зачем все это нужно? И это самый главный вопрос.
Зачем человек с гитарой (или гуслями) едет на фестиваль? Если - чтобы показаться, засветиться, плюшку получить, то и нет вопроса "Что делать". Тогда и жюри годится любое, "фестивальная" песня под известный его состав, да и под известную тему, как показывает практика (не только Куликовская), рождается легко и непринужденно. Так рождается попса жанра. Если же человек выходит на сцену или подходит в вашему костру, чтобы поделиться,  то тут можно и без конкурса и без жюри. А если уж с конкурсом, то от жюри требуется гораздо больше, чем сказать "да-нет", "наш - не наш", "хорошо - плохо". Нужно ещё услышать. И разделить. А это уже работа.
Зачем Музей (это - люди, но так проще) обхаживает спонсоров, тратит силы и собственные деньги, а потом еще долгое время приводит в порядок заповедную территорию? Если только для раскрутки Куликова поля как места (не хочется верить), то можно оставлять все как есть. И те же рокеры здесь очень кстати. Если же смысл в создании ауры Поля, в её подпитке от ауры хороших песен хороших людей, то нужно начать с понимания, что же это за песни (кто бы мне самому объяснил...). Жаль, но людей из Музея я очень не часто вижу там, где такая песня в Туле обитает...
Зачем на каждого участника -  конкурсанта на Поле приходится десять слушателей - зрителей? Если для только того, чтобы получить зрелище да водочки попить на природе, то и так все хорошо.  Разве что, подогнать к последнему вечеру автолавку с ней, родимой... Если же здесь  есть еще что-то, то давайте в следующий раз водки возьмем немного (ну, совсем немного) поменьше , а с собой позовем только того, кто не будет Бережкову кричать "Мурку давай!"
Зачем я через год снова буду палатку одалживать да чистые кассеты закупать (столько, сколько в прошлый раз плюс одна)? Не знаю . Пока - мне там хорошо. А вдруг в следующий раз будет лучше?

 

01-09 августа 2002 г.

Второй  Первый отчет. По Горячим следам
Куликовский  Второй отчет. Песни Куликова поля
Поход  Отчет третий и последний. С холодной головой.
  Особое мнение - 1 Особое мнение -2
[На главную][ Хроники][Куликово Поле] [Фотоальбом]
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Бард Топ