почти Хроники. Сезон 2025
Главная
КлуСамСлуши
События
КСП в Туле
Фонотека
Читать еще
Контакты
Карта сайта
(С) Сергей Лаврухин по заказу автора Найти на сайте

Вместо ИМХО:

"Политкорректность - не мой конёк"

Тезис, которым на некоторых мастерских некоторые мастера начинают
обсуждение некоторых творцов.

Энтузиасты и несогласные могут НАПИСАТЬ СВОЙ ОТЧЕТ

Необходимый Disclaimer. Когда-то предполагалось, что "Хроники", будут сочиняться по горячим следам, вечером в куплете, утром в интернете… Потом был долгий черед — "НедоХроник", по абзацу на событие… Нынешние "почтиХроники" вернули былую многословность, но не давешнюю оперативность. Запись о событии появляется почти сразу же, а потом правится, дополняется или укорачивается еще долго. Понимаю, что "дураку полработы не показывают". Просто предупреждаю, что более-менее законченным "отчет" следует считать, когда в нем появились паутинка и глазик - ссылки на программу и фотографии события, да и то необязательно. Исправление оценок, ошибок, опечаток, ослышек может продолжаться и год, и больше. Вас предупредили.

<<Сезон 2024   Архивы прошлых сезонов   

Сезон 2025
Воспоминания, новые внизу.
15.01.2025 ОЦРК, Девятка Роман Филиппов
22.02.2025 Угол
29-30.03.2025 Аэроплан III
08-11.05.2025 ПойМай!
18.05.2025 М.Жданова-Л.Кузнецов-Д.Вакуленко
14.02.2025 ОЦРК, ДК Ирина Пиотровская, Сергей Нотик
17.03.2025 ОЦРК, Девятка Елена Слонимская
28.04.2025 ОЦРК, Девятка Евгений Пальцев
16.05.2025 Ольга Чикина у М.Кофсман
23-25.05.2025 СГШ

 



15.01.2025 В Девятке Роман Филиппов.
Небывалое скопление публики. Возможно, сработал планировавшийся, но сорвавшийся концерт у МОСТа в прошлом апреле, хотя никого из студийцев или их педагогов я в зале не идентифицировал. Оказалось, довольно удобно готовить мероприятие с продюсером, всё — от фотографий на афишах до технического райдера — готово заранее.
До концерта стояли у входа — Рома курил, я сочувствовал — подошли две э-э-э немолодые тётушки, поинтересовались, здесь ли будет концерт и бесплатен ли вход. Я их просветил, а Роман заявил, что теперь он знает, какой это будет концерт. Я слегка напрягся. Не уверен, тётушки ли повлияли или он просто посмотрел в зал и прикинул его средний возраст, но спел несколько чужих песен — Розенбаума, Кукина, Луферова и, ожидаемо - Медведева (так же ожидаемо "Идиотский марш"). А в комментариях несколько раз подчеркивал принадлежность к бардам. В остальном привычные баллады, блюзы, рок-н-ролл. Пропорция хиты-редкости-новинки выдержаны, пару незнакомых вещей услышал, подводки - разговоры уместны и умерены, публика приняла хорошо. С нашего первого знакомства прошло двадцать лет, конечно, пообтесался, такое появилось… немного шоу-менистое в манере. Но пока, вроде, не звездит. Сдается, что в аудитории 30- или 18+ это был бы совсем другой концерт
Звук в этот раз выстроили на сцене приличный (рулил Алексей Рузский. Чтоб под рукой было: несколько раз спрашивали, так пульт называется Behringer x32), а во втором отделении, когда по просьбе понимающих слушателей убрали уровень на -2, то и в зале просто отличный. Роман оценил и занялся бисероплетением по полной программе. Он один из немногих поющих гитаристов, чьи гитарные запилы у меня не вызывают раздражения.
Записки были, и не только домашние заготовки. На записки отвечал, не зачитывая. Тем не менее, стоит продолжать.
Не любимый мной, но удобный "альпийский стиль": в 18:01 появился в зале, 19:05 я начал говорить ненужные слова, 21:10 выключили запись, К половине десятого смотали провода, прогнали последних любителей потрепаться с гостем, гость прыгнул в машинку и был таков.
Но — обещал вернуться: зал понравился, и он загорелся мыслью привести сюда Олега Медведева. Я к творчеству Медведева отношусь сдержанно, но интересно посмотреть срастется ли. Рекламу не рекламу, но оповещение делать буду, ебж.
Архивистам  фото

14.02.2025 ОЦРК, пространство ДК Ирина Пиотровская, Сергей Нотик
Неожиданно получился заказной концерт. Когда задолго до концерта обсуждалось, что бы хотелось услышать, проговорил, что ленинградско-питерских авторов знают не очень хорошо - кроме нескольких имен. И в программе они были представлены. Концерт пошел, как водится, не по программе. В результате, знакомых песен было спето не много. Мой личный счет: из двух дюжин знакомо девять. Еще три вспомнились прочно забытые. Те три, что услышал впервые при подготовке концерта, отнесем к незнакомым. Хорошо ли это для публики — не уверен, но мне понравилось, за этим-то и затевалось.
В привычной 9-ке готовилась привычная выставка стим-панка или еще какое-то действо, нас переселили в "пространство ДК", по мне зал более уютный, но со своими недостатками. Отсутствие подиума, очень неприятно, особенно когда рабочая позиция артиста - сидя. Квартирник для первых двух рядов и шеевытягивательник для остальных. А собралось едва ли не семь десятков зрителей, кажется рекорд послековидных времен.
Накладки: очень долго не могли связать ноут с телевизором и начать показывать рекламу следующего концерта. Так и не понял, почему выходе для рекордера уровень оказался очень низким, замучился поднимать, обрабатывая запись. При том, что на саунд-чеке запись терпимая.
Совет С. Рубашкина "снимать пафос" очень опасный. Мне зритель задумавшийся милее зрителя подтанцовывающего и прихлопывающего. И, громкие и продолжительные на Сурке дороже еще более громких и продолжительных после Излишнего веса. Что-то подумал, а не у Рубашкина ли Сергей с Ириной подрезали Шкипершу? У себя в залежах обнаружил аж две записи, обе Рубашкина. Возможно, от него же - актерства чуть больше, чем мне нравится. Тут бы тоже посидеть, подумать, но все время не до этого. Уже жаловался, с тех пор как перестал работать, времени перестало хватать.
Сергей, среди прочего, спел берговскую Синеву - мнения слушателей (немногих, с кем поговорил) разделились. Мне кажется примерно такую Синеву я уже не раз слушал в лесах Подмосковья, теперь ясно, что она - от Лёвы Юфита. (Задание на дом: найти исполнение Юфита и снять вопрос.)
Отчет Центра для сайта объединения был написан Л.М. заранее, по предварительно намеченной программе. В результате факты были перевраны примерно наполовину, но на оценку происшедшего это не повлияло: "Зрители уходили с прекрасным настроением и благодарили питерских гостей за творчество и искренность". Как там у классиков? "было весело и ни о чем не надо думать". Впрочем, наши гости здесь ни при чём. Любовь в глазах смотрящего, а смыслы - в ушах слушателей. Начинает казаться, пора включить более жесткий фильтр для зрителей. Собралось человек 70 - всего посадочных мест, по оценке ~80, свободные места были, но в глаза не бросались. В итоге, зал был доброжелательный, но чужой. Первые ряды забронировали за теми, кто пришел по объявлениям Центра. Вволю пошуршали пакетами, сообщения в телефоне норовили соседям продемонстрировать, разок пришлось шепотом рыкнуть. Благо еще звонков слышно не было. Удивительно, но аттракцион угадай мелодию назови автора удался - Письмо из деревни на сельхозвыставку, лишь несколько человек опознали Высоцкого. Ну, да. Редко исполняемый автор.
Были на концерте и московские гости - Саша Б. и Зина С. - не попавшие на концерт Ирины и Сергея в Москве. После концерта Сережа Б. и Игорь Б. перевезли небольшое смешанное общество в странноприимный домик, так что вечер продолжился, попето было незнакомого и забавного, запись продолжения надо еще от посторонних шумов почистить, но выкладывать лет через двадцать.
Даже, без ажиотажа, но совместили с ДР. Если 74 полных, это уже считается началом четвертой четверти века или еще год терпеть?
22.02.2025 Угол. Навестили братьев по разуму, меньших. Михаил Россихин, Евгений Черников, Руслан Данченко. Владимир Илюхин и Мария Филина. Сорганизовали они "Творческое объединение Угол". Еще участвовали Дмитрий Мельников и Наталья Костюхина. Для вечера нашли комнату в незнакомом месте - на Пушкинской, там, где "Суп-с-котом", но вход со двора и на третьем этаже. Какая частная образовательная структура, мне показалось. Но среди наблюдаемых артефактов - средства для ролевого фехтования. В общем - загадочно.
Зрителей собралось до 40 человек, на пуфиках, ковриках и, местами, на стульях. Нам повезло — пришли до начала и нам достались стулья. Три часа на пуфике спина бы не вынесла.
Это была уже третья сессия, первая - Кочегарка, там пели песни ушедших авторов, вторая - Ночь мертвых поэтов, читали стихи, опять же мертвых поэтов. На этот раз пели - по задумке своё или чужое, но редкое, Своего хватило часа на полтора, остальное время трехчасовых посиделок своё разбавлялось э-э-э разным…
Формат квартирника или скорее after party. Есть тонкая семантическая разница (здесь смайл) между этими понятиями. В моём понимании квартирник больше структурирован - чаи и актуальные напитки несколько отделены от песнопений. Афтерпати же предполагает лучшее знакомство активных участников между собой, а отсюда и большую реактивность реплик, как костер или даже концерт, организованный на вистах. Здесь же формат "гитары по кругу" выглядел как автопрезентации действующих лиц.
До записи пока не дошел. Режим "обработал последний наш концерт, одновременно готовя следующий" как-то не располагает слушать чужие материалы. По общему впечатлению - как раз то, что Паша Ардабьевский писал о совсем других авторах "мир АП поделился на популярную песню […], которая, ИМХО, больше основана на рок-ритмах и драйве, чем на поэзии, и на поэтическую песню, которая интонирование, диалоговость и всё такое […]. Есть люди, которым интересно одно направление, есть люди, которым интересно другое." (полез выверить цитату… больше 10 лет прошло, ничего в мире не меняется, хоть и мир уже другой, да и мира уже нет). Я-то уже давно выбрал свой круг рая, и он, похоже, не за Углом. За этим Углом, сколько помню через две недели: из всего Россихина пара песен, про кота, и что-то остроактуальное; Данченко пока вовсе не о чем, точнее о чем-то ему важном, но, когда это не описание нервного срыва рабочего склада Wildbtrries, не выделяемом из шума из-за небрежностей текста и музыки, в которой громкость и ритм главнее остального; Черников утвердил в моем заблуждении, что в ролевой песни не было создано ничего, что стоило бы выносить в не ролевое пространство. Даже, если создатель причисляется к Заозёрной школе. Илюхин-Филина, они же "Изгиб аккордеона" навели на вопрос, почему в (условной) АП/КСП дуэт или ансамбль исполнителей никогда не именуют "кавер-группой"? Спрошу-ка об этом у народа в тихом месте. Мельников пытался разбавить этот драйв и напор рок-бардитизма, и задействовал для этого Высоцкого и одного (или даже двух? слушать придется) автора из моего стоп-листа…
Миша в какой-то момент вспомнил, что послезавтра 24 февраля… И чикинский "Белый сад", и "Ма" ПаФы были уместны. Хотя из общего фона выбивались.
Было ещё разного, но это то, что запомнилось, а что не запомнилось, чего ж его вспоминать?
Завершалось нестройным, зато совместным, исполнением Д'ркина. Причастные счастливы, непричастные несколько растеряны.
Так что, пока, как пишут в комментариях-рекомендациях диапазона оценок для жюри - "скорее нет".
Upd. Запись обработал. Как и ожидал получилось очень шумно, в нескольких местах только интернет помог понять, что же исполнялось. А в одном случае не помог и интернет, ясно что девушка страдает, но детали неразборчивы. У "Изгиба аккордеона" духовой аккордеон забивает и вокал, и гитару, там гитара вообще получается скорее ударным инструментом. Пока разыскивал, что же было спето, много нового узнал, не уверен, что на пользу. Но и просто из серии "это интересно знать". Например, что группа Sunland все ещё жива (я их помню с пятнадцатого, кажется, года, с домашника Димы Вагина. Они тогда позиционировались как "туляки, поющие под пальмой"). Но Ромы Белякова в нынешнем составе не наблюдаю, а Мария Филина из "Изгиба" там сейчас "тексты,вокал". Но про тексты, услышанные в этот вечер не будем, это грустно. А так, из полусотни треков дюжину с гаком даже бросил в папку "Избранное", познавательно. Но резюме осталось прежним.
25.02 - 28.03.2025 Архивистам

17.03.2025 Елена Слонимская, ОЦРК, пространство 9ка.
Несколько раз слушал ее на Бенефестах, а на минувшем Топосе услышал вновь, радостно вручил спец приз от архивистов и позвал в Тулу. Всё срослось. Организационных проблем не было, как только всё стало понятно про дату, покатилось дальше по рельсам, почти без проколов. Вот сценический свет выставить не смогли, и видео запись получилась с чудовищной засветкой от нашей заставки. Ну, на видео никогда особенно и не рассчитывали, резервная копия, не более, но фотографам она так же мешает.
Наверно, мы несколько избаловались. После двух предыдущих вечеров, на которые было +\- 70 зрителей, расстроились: собрались те самые 25-30 человек, которые прежде считались для нас нормой. Виной ли тому понедельник (один из зрителей жаловался), скверная погода - снег и ветер весь день, простуды, выкосившие пару постоянных зрителей. А спустя почти неделю позвонил Пев Д., он не получил не одного из трех писем-приглашений. А это минус пять зрителей. Как бы приучить людей и в сети заглядывать? Ведь в пяти сетях объявления делаю. Втуне. Так же, как и просьба выключить телефоны. Пара звонков за вечер все ж раздается. Что я делаю не так?!
Если б я продолжал преподавать (чуть не написал - проповедовать) и требовалось объяснить термин "Синергия", вот новый пример: песни, выстроенные в определенном порядке, производят эффект, которого нет в каждой отдельной. Смотрите — маленький и меленький человечек, грозит: "всех саблей изрублю", не подозревает, о своем ничтожестве на ладони у Него. Но это ничтожество злокозненно — "Солдату выпала беда, надежды не имеется"… И после почти мирного и пронзительно горького "привета из тыла" заключительный жесточайший аккорд "Военной песни" на Липкина. Внятное и цельное высказывание.
Песни короткие, иные в минуту уложились. Редко-редко, когда мелодия продляется даже не вокализом — недлинным ля-ля. И рефрен Елена не добавляет, туда, где его нет у поэта. Комментарии между песнями иной раз оказывались длиннее песни. Да, помню, жанр разговорный. Но комментарии перед или после песни еще, к счастью, не стали заученными репризами. Очень живая и открытая.
Всё, как у больших: были записки (с восторгами, в основном), даже цветочки были.
Уже в перерыве мне сказали, что после песен захотелось перечитать Левитанского. Значит - попала, показала в стихах то, что не было прежде услышано.
Из разговоров вне сцены. Обсуждали "пресс-релиз" на сайте нашей принимающей организации. Сравнивая две структуры, которые нас приютили, замечаем живую жизнь внутри и засушенный официоз в их внешней презентации. Двоемыслие вернулось, а может и не уходило никуда.
Завершилась эпопея поездкой в Ясную Поляну. Полезное знание: не в Высокий сезон (примерно с конца октября и до середины апреля) в Дом можно попасть, не заказывая экскурсию за пару недель, и бродить там под присмотром смотрительниц (ггг) c их ненавязчивыми комментариями. В Доме не был почти 60 лет, оказалось - познавательно, и даже забавно.
Завершили обедом в "Прешпекте" по рецептам Софьи Андреевны. Программа получилась насыщенной, в буквальном смысле слова.
29-30.03.2025 Аэроплан № 3
Собирался предаться скучному бытописательству и наблюдениям за мелкой моторикой фестивальной жизни, но задали вопрос "какие цели должны быть у фестиваля, который близок вам эстетически?". Попробую так. Описывая быстротекущую жизнь, поставлю зарубки, откуда может вылезти "цель". А уж потом рубану со всего плеча, если сложится.
Итак, разбирая каракули в блокноте и шорохи из рекордера.

Многие люди думают, что важно понять только как устроены хорошие книги и фильмы. Это происходит от недостатка понимания искусства. Ну и мироздания вообще. Понимание дурных вещей часто важнее.
Владимир Березин, писатель-пешеход.
Из комментария в запрещенной на территории РФ
социальной сети.
Официальное титулование: Третий областной молодежный фестиваль-конкурс авторской песни и смежных жанров.
В другой редакции: АЭРОПЛАН — Тульский молодёжный фестиваль-конкурс, посвящённый авторской песне, бард-року, року, фолку и поэзии.
В обоих редакциях АП на первой позиции. Запомним.
В конкурсе участвуют молодые люди от 10 до 24 лет, на гала концерт может прийти каждый.
Конкурс проходит в трёх возрастных группах: до 11 лет, от 12 до 16 лет, от 17 до 24 лет.
Официальный организатор: Музыкальная молодёжная студия МОСТ |Тула|. Существует при ЦДЮТ на Коминтерна.
Несколько раз как со-организатор фестиваля упоминалось ТО Угол (об Угле см. запись про 22.02.2025 двумя постами раньше), существующее само по себе.

Итак, разбираем каракули в блокноте и шорохи из рекордера, при необходимости, обращаясь к источникам.
День первый. Локация: Центр детско-юношеского творчества на Коминтерна, 22. Время ~ 13:45-19:30
Люди этого века в больших количествах. От едва ли первоклассников, а может старшегруппников ── на переменке в ДЮТ до начала феста снуют туда-сюда, ходят колесом, затевают прятки, догонялки и игру в колечко, ── до основных участников.
Скорее всего ошибаюсь, но показалось, что не видел никого из прежних студийцев, ни в первый день, ни во второй.
Начали почти в объявленное время, на полчаса всего и задержались. Этот временной лаг так оба дня и продолжался с нарастающим – до часа – итогом.
Звук (Ольга Александровна Немкина, ЦДЮТ) выставили со скоростью подключения шнурков и, относительно, пристойный, но очень громкий. Разве что, в динамиках не было баланса голос-гитара, им и не занимались: "гитара есть? – Есть! – Второй шнур проверяем". В результате в зале слова были не различимы. На записи ("тюльпанный выход") все много лучше. Но мне на рекордер, после некоторого шаманства со шнурками, выдали довольно сильный дисбаланс по каналам. Я уже загрустил, что у меня левый канал на рекордере чегой-то не того, но был второй день, там успокоили!
Во вступительной речи первого дня прозвучала отсылка к пионерским кострам. Как эти, гхм, барды, оторвались от жизни. Последним свидетелям пионерских костров по моим представлениям должно быть сейчас крепко за сорок.
Кострами здесь назвали две или три отдельные локации, где приглашенные гости – ныне известные авторы, музыканты — должны были ожидать прочих участников фестиваля, тех, что на конкурс заявились, и послушать\посоветовать\показать. У Костровых было право выдать понравившемуся конкурсанту плюшку от себя.
Объясняли и другие активности – чайная комната, игровая, и "творческие задания". Чай на халяву не люблю. Чтоб понять современные настолки, мне нужно очень долго врубаться. В дверях комнаты с Костром стоявшая у дверей барышня, на вопрос "Можно?" ответила "Нет". А на демонстрацию "творческих заданий" во второй день не осталось времени, что это такое не знаю.
10 членов жюри формально разделили на 3 (?) группы – две для отбора исполнителей и авторов песен и, отдельная искала поэтов (из было только трое, поэтов). Т.е. авторы песен как поэты не рассматривались? Зря это, там столько перлов проскакивало.
За вступительной речью – сорокаминутный концерт "визитка" членов жюри, по песенке каждому, плюс напутственные слова. Насторожило – прозвучавшее несколько раз среди разговоров о том, что собрались ради дружбы, ради творчества, слово "соревнование".
Старые знакомые (вся тульская часть жюри) и новые (для меня) персонажи.
Из застрявшего.
Я скептически отношусь к женской поэзии как явлению. Но иногда форма важнее содержания, RAV Vast Юлии Юмакс способен придать смысл многим образцам возвышенной женской лирики.
Ладушки и ножкой в такт почти весь концерт. Пожалуй, это дефект зала. Им надо что-то делать всё время, не сидеть же неподвижно, как, прости, Господи, в филармонии, вот и хлопают в такт. Но и Миша провоцировал, начинал хлопать высоко вздетыми руками, явно заводя зал, "Что б было весело и ни о чем не надо думать", так что ли? Одна эмоция на всех. (Как выяснилось потом, цитата больше не считывается).

После "визиток", обозрев окрестности, пошел на прослушку к Смуровым. Я люблю всякие открытые мастерские, прослушки и прочие этапы предварительного знакомства. Там, занимая – и уже давно - позицию "в кустах" можно много узнать о будущих участника концерта, да и о людях, сидящих по другую сторону стола то же. Изрядная часть вместоИМХОв найдена именно там.
Услышал на прослушке (смайл), от мастера (печальный смайл) совет пишущему: послушать нормальных текстовиков.., мастер задумался в поисках примера, ну, Щербакова, шикарно сочиняет… Было почему-то обидно за Михаила Константиновича, за его следующие за Бродским шаги по пути просодии в русской поэзии… В остальном же оба мастера говорили вещи очевидные мне, ощущения дополнительной фишки фестиваля у меня не возникло. Да и поторапливали их несколько раз, после часа с небольшим стали прослушивать по одной песенке.
После ожидаемо затянувшей паузы, взятой для обсуждения кандидатов на концерт второго тура, ЧЖ спели еще по две-три песни, и результаты объявили.
День второй. Молодежный центр РАДУГА, Одоевское ш., 25. Время ~11:00 – 18:30
В этом МЦ с не скрепным названием "Радуга" побывал впервые. Топология зала заставляла бормотать что-то про "старинный многоярусный театр", на самом деле ярусов было два, и все новенькое, относительно. Эта топология удобна, сцена с залом и кусты разъединены – внизу в зале располагалось жюри и зрители. Для зрителей были еще ступени, размером как раз для сидения, вдоль двух лестниц наверх. На верхнем ярусе зона общения, тусовки, настольных игр и пульт управления звуком и светом. К пульту разрешили подключиться (джеки) и выдали в оба канала вполне приличный сигнал. Оказалось, мои шнурки и машинка в порядке, нужны только руки и доброе отношение людей за пультом (Дмитрий Зиновьев и Марк Фельцов). Я не успел понять, кто из них кто, но один сразу же ушел в зал и что-то дистанционно поправлял в звуке. Чем он выгодно отличался от звуковиков ОЦРК. Я весь день ошивался наверху, ближе к пульту. Там звук, по мне, был грязноватый, но может внизу всё было лучше.
Что-то описание затягивается, не каждый Бенефест такого удостаивался. Потому, чтоб быстрее к выводам перейти, кратко, программа и хронометраж второго дня:
- выступление директора ЦДЮТа с благодарностями спонсорам и пожеланиями участникам (3 минуты);
- выступления конкурсантов (около двух часов);
- мастер классы по фингерстайлу, горловому пению и перкуссии (час сорок пять на всё);
- гала концерт, вручение дипломов участникам и лауреатам (почти три часа).
Всё действо длилось шесть с половиной часов, любые паузы заполнялись фанфарами и другими праздничными звуками.
"Праздничные звуки" обеспечивала Ольга Немкина. Пару раз демонстрировала мастерство диджея 80 уровня, успешно заглушая звуки падающего микрофона и заводящейся гитары. Хотя звуки эти и несколько раздражали. Впрочем, поводов помолчать – подумать после услышанного не возникало, а нужный градус веселья поддерживался. Фестиваль ведь в переводе – "праздник", не так ли?
Старую загадку: конкурсный концерт – 2 по пять или 5 по две?! решили просто: 25 по одной, и каждому из трех наличных поэтов дали прочесть по стишку…
Искусство установки гитарного микрофона, похоже забыто. А гитары с дыркой для шнурка в нужном месте еще не у всех. Но гитарой все владеют. О текстах, там, где свои у авторов, да и там, где чужие у исполнителей, как-нибудь в другой раз. Кстати, с вокальным микрофоном все участники справились, пожалуй, без замечаний.
Фестиваль АП?! Конкурсанты фестиваля авторской песни и смежных жанров в номинации "исполнитель" спели 3 (прописью три) песни: Б. Окуджава, "Ваше благородие", там музыка И. Шварца, но это не упоминалось, Андрей Козловский: "Нам хватит". Обе спеты ужасно, но по-разному. Еще был Д'ркин, редкий, "Серебряный Сендей" - (Аня Шульгина, достойно и не только от обаяния молодости). Итого - три. Остальное - "из репертуара группы…" никак не бардовской.
Справедливости ради была и четвертая: "Кораблик" Ю. Устинова пел один из ансамблей, "Большой Секрет", вполне такой запинающийся, три девочки и мальчик, 11-13 лет. Подростки пели, руководительница аккомпанировала. Умильно, ага.
Обрадовало - ансамблей, было только два, оба, кажется, из районов, оба выступали с руководителями "младшего пенсионного возраста". Кроме помянутого "Большого секрета" были еще "Волшебные струны" — восемь гитар, считая и руководителя, плюс флейта. Синхронной игрой всех гитар напомнили бродившее лет десять по сети видео корейских детишек-гитаристов. А содержанием, этот "Перекоп остался Красным" походил на печально известную песню патриарха АП о другом городе-герое. Два в одном.
О конкурсантах. Молодые не считывают иронию и даже стёб в тех текстах, что выбирают для пения, и всё принимают всерьёз.
Давным-давно, еще на Путейской, после одного вечера, где было много молоденьких певцов от светлой памяти "Ассоли", какая-то знакомая на выходе сказала: "В каком страшном мире наши дети живут!". Прошло двадцать лет. Молодые (мальчики) так же кричат, как и двадцать, и тридцать лет назад. Что-то у них там, внутри болит, они пробуют об этом рассказать, но докричаться до нас не могут. Девочки тише. Они страдают. У девочек общая тема — ночь без конца, холод и страх: "не можешь помочь, так дай умереть". Это если они сами сочиняют. Но и выбор песни для исполнения может о многом поведать. "Труп невесты", например. Такой фолк-рок.
Понятно, что дети не наслушаны, поют, что слушают в ТВ и тик-токе. Скажем, "Айсидора Дункан" от группы "завтраккусто", вполне себе мрачна и безысходна. Но ведь эту историю рассказывала еще и Елена Казанцева, по мне, более подходящее пение для барышни, но кто я, что б кому-то указывать?!
А тут укажу. В официальном положении напрасно не оговорен русский язык исполняемых произведений. В финале была и плюшку получила барышня, певшая на английском. Теперь из 5-тичленки убрали и 3, серединный член. Спето было красиво, не скрою, она была первая, для которой из зала раздалось радостное wow! Но уметь петь красиво, еще не значит уметь петь.
Было, зато, оговорено не использование фонограмм, но какая-то "подложка" все же была у одного дуэта. Кажется, они не снискали, но какие-то правила нужно блюсти.
Привычки называть авторов пока нет ни у кого, при описании пришлось потрудиться, выясняя откуда ноги у исполнителей. Это и неплохо, наслушался групп и исполнителей, о которых до того представления не имел. Слушать их еще когда-нибудь добровольно не стану, но познавательно.
В гала концерте лауреатам дали спеть по одной своей песне. Пара послушно повторила спетое на конкурсе, но двое следующих выбрали другое, им тут же строго погрозили пальчиком, "Не шалите!". Всегда было интересно: когда просят в ЗК петь тоже, что уже спелось на конкурсе, это не доверяют лауреатам или жюри?! Впрочем, сейчас спеть что-то, достаточно актуальное и в меру не совпадающее с предписанной оценкой ситуации, стало просто, но и чревато.
Напоследок, о хедлайнерах фестиваля. Интересно, на концерты четырех из пяти хедлайнеров Аэроплана меня приглашали, а двоих предлагали позвать на встречи КлуСамСлушей. От всех предложений вежливо отказывался. Спасибо "Аэроплану", развеял мои сомнения относительно этих персонажей. У них своя публика, а я представление получил, мне достаточно. Некоторые сомнения оставались относительно Даниила Матова ("лидер группы Mazzltoff"), но при обработке записи почитал тексты — нет, все ж не моё. Готовил фото альбом - ещё раз послушал, что-то в этой меланхолической медитации цепляет. Но в эту систему образов попасть не получается у меня. Всё ж у этого поколения уже совсем другой язык, со своей семантикой и семиотекой (здесь смайл).
С гостями было странно, вроде бы одинокий голос человека с гитарой, а непременно представляли, как лидера группы NNN.
Upd 8.06.2025 Случайно посмотрел расписание одной из сцен Платформы. Да, теперь это так: представляя "автора-исполнителя" в 8 случаях из 10 указывают и группу, в которой он функционирует в мирной жизни. Время одиночек с гитарой прошло. End Upd. Вместо итогов. Всё хорошо. Мальчики – девочки поют, не пиво по подъездам. Остальное совсем не важно.

Все битвы нулевых о коровах гоночных и дойных пропали впустую, новое поколение уверенно развивается по законам "шоу-биза". И по форме, и по содержанию. О гостях рассказывалось, как успешно они выступают, но не о том, что и как они поют. И гости, и участники позиционируются сначала, как музыканты. О текстах, о каком-то единстве музыка-текст-исполнение разговор не возникал.
Конкурс зло, а для молодых – зло абсолютное. Всем сестрам раздали по серьгам, это правильно, список "победителей", сиречь лауреатов, не опубликовали, что правильно вдвойне.
Главный недостаток Аэроплана – объявление его фестивалем авторской песни и смежных жанров. Убрали бы АП из названия и было б норм, и фанфары, и световые эффекты, и крики "Вау!". Обсуждение вечнозеленой темы ЧТАП вынесем за скобки.
Интересно, а предполагается ли какая-то работа с лауреатами дальше?

Сформулировать понятно для вопрошавших "цель эстетически близкого мне" фестиваля не возьмусь. До сих пор эстетическим и этическим идеалом считаю Бенефесты (даже не фестивали Второго Канала, то был идеал недостижимый в принципе), хотя и там поводы для брюзжания находил всегда. А лучшей формой бытования моей АП продолжаю считать БС, Хорду, Антоновку (все - до известной ситуации).
Один из организаторов о целях "Аэроплана", в разговоре:
Обмен опытом - безусловно. Но на данном этапе жизни мне интересно показывать, что все бывает по-разному. Мы пригласили совершенно разных стилистически людей, которые нам интересны и хотели показать, что не стоит утыкаться в один угол. Жанры бывают разные, а творчество присутствует везде. Идеал для меня был Луффест, в эту сторону хотел бы двигаться.
В положении одного подмосковного детско-юношеского фестиваля:
популяризация движения КСП;
рост авторского и исполнительского мастерства участников;
укреплению творческих связей между клубами АП.
Второе мне ближе. Хотя из какого сундука патриархов достали это движение КСП? а уж популяризировать его…
Каждый читает свою Библию.
Было обидно наблюдать в разгар всего этого картинки, что пошли на второй день с питерского Эха. Оказывается, так можно?! Но Эхо и не молодежный фестиваль…
01.04.-02.05.2025
Архивистам  фото

28.04.2025 Евгений Пальцев Редкие слова
Концерту придумали название: "Охота на редкие слова". Так вкусно сейчас не говорят "творение моего пера". Его же словами "легок и воздушен был язык".
Пальцев один из тех немногих авторов, что проходят у меня по категории "Открою книгу на любой странице, и не могу - читаю до конца". За без малого четверть века (написал, и самому страшно) устроительства концертов очень мало такого, что б через полтора года концерт повторился. А вот, сложилось. И, похоже, ко всеобщему удовлетворению.
Как и было объявлено — песни и стихи. Доколе не закончатся времена турбулентные, следует предупреждать гостей, что тексты лучше распечатать (или, как советует одна знакомая исполнительница песен своего мужа, выучить наизусть). Если надеяться на загрузку стихов по ходу дела в смартфон, есть риск услышать исключительно то, что помнится наизусть. Интернет стал не надёжным.
Концерт без жесткой программы на частичной импровизации, конечно, хорош — легко откликнуться на мгновенное настроение зала, но и чреват повторением прошлых, хорошо накатанных номеров. Из концерта 2023 года повторил двенадцать. Если прибавить мою наслышанность, то многовато, а для зрителей, специально не готовившихся к концерту, вероятно, нормально.
Изменился имидж. Теперь появилась эспаньолка.
Перед концертом Евгений грустил - не все заявленное в анонсах будет спето, что ж, пусть повод для нового концерта и стимул к найти прочитать, послушать.
По ходу концерта и обработке записи.
Почти исчезла из нашей песни куплетная форма. У Пальцева всё по классике: запев-припев.
Теперь у меня в запасах еще одна песня о Дронте, третья. С легкой отсылкой — куда? да куда угодно или много куда ... и мой Додо со мною
Циклоп, говорящий гекзаметром — сравни: Илья Сельвинский, "Пушторг": "бывало кобыл таким гекзаметром запузырю" (прикинул - я этот гекзаметр с кобылами помню уже больше пятидесяти лет. А вы говорите, столько не живут). И, вот: "Ох, каким трехэтажным гекзаметром запустил он в автобусный зад". Ещё и за это люблю нашу песню. Пока слушаешь одно, проскочат отзвуки другого, третьего... За цитаты, отсылки, кавычки.
"Терзай же душу одинокая труба". А у меня фоном в гостинице районной, пассажи по утрам..." И эта судьба, судьбою, о судьбе, как "глаза откроешь превращается в преданье".
Человеческие имена кентавров и циклопов.
Вибрато. Редкий в наших песнопениях голос. Или вибрато это техника? так и не понял. Припомнить сходу могу только Ю. Цендровского.
Мастерство формулировок. Женщина уходит как вода, которая нашла другое русло ("Трельяж").
Еще застряло: Окуджава и Высоцкий на скамеечке. Палач и его дочь. Как мужик свободу продавал (Когда-нибудь неспешно сравнить с Левшой, от разных авторов, там можно нарыть интересного). Звони, мой друг, не пропадай из виду.
PS. Пока обрабатывал запись, расшифровывал программу и совершал прочие архиваторские телодвижения, добрые люди сделали славную подборку. Стихи. Некоторые читаны, а по большей части не знакомые. Вот, для тех кому было мало: Семь искусств. Журнал.
08-11.05.2025 ПойМай! Как говорят, уже двадцатый
08.05. Очень долгая дорога через дачи. 1:53:02, по секундомеру. Встали напротив родника, где-то за былым "трофимовским костром", но не доходя до нашего обычного места на входе на "тропу №1".
Пустынно. Редкие водоносы появляются у родника. Дошли до былого "места, где люди не живут". Березы стоят, какое-то кострище прикопано... Сильно попозже появились основные силы оргов. Сходили, поздоровались с Борей. Предложили поносить что-то не тяжёлое, не далеко и не быстро. Нам сказали, что пока не нужно, справляемся. Погуляли до въезда в лес, посмотрели в сторону 13-го сектора, да и вернулись. И как-то незаметно завалились спать чуть ли не в девять вечера. Холодно, да и у каждого по ноге болит.
Мне казалось, что раньше ПМ позиционировался как Слёт. Нынче постоянно звучало "Фестиваль". Понять бы, в чём разница.
09.05. Утром (ха-ха, часов в 11) совершили небольшую радиалку - по "другой стороне оврага", мимо сотовой вышки, через железную дорогу, немного вглубь. Там очередной дачный поселок. Вернулись, пообнимались с Таней Ч., договорились про подключку для записи, (на звуке - Николя Вознесенский), проявили альтруизм и собрали какую-то общественную палатку, конструкция незнакомая, но под чутким руководством Ашкинадзе всё сложилось, пусть и не очень симметричное.
Подъехали Фокс, Тиновицкий с Тимофеевым, барышни в ассортименте, зверь по имени Рони дочь разбойника.
Ближе к вечеру не прошла мимо нас Лена Слонимская со своей зверью, поговорили. У Елены дача на Приокской, добирается до поляны где-то за час.
Вечером подъем фолажков, Тула есть. Концерт: приветствия от делегаций (т.е. ДЮ клубов, студий и школ), представление Мастеров (тех, кто доехал в пятницу) и нескольких гостей из разных пок2олений Поймаёвцев. Искусство сочинения приветсвий слёту, похоже, погибло где-то одновременно с Союзом, из пяти номеров за приветствие можно зачесть только одно, от объединенных Воргор и Острова.
Вела концерт Алина Михайловская, но сама ничего не спела.
Маша Жданова сочинила новую песню Визбора. И тематически, и интонационно.
Закрывал концерт Дима Вагин. Громок он. А его "Строить нужно сейчас", пожалуй, стоит вырезать и выложить в избранное.
Ночной костер Тиновицкого - Тимофеева - Фокса. Плов прекрасен, хотя мясо в нем слегка пересущено. Пела немного Ишкулова, Тимофеев много, среди прочего - Пилипенко и Гольдина, вспомнил редкую песню Ленцберга (Рябая степь), раньше я её как-то не слышал. Совсем среди ночи - Костя Окуньков, немного Ивасей. Треп о песнях, что можно приложить к разным ситуациям, хоть о любви, хоть о посещении туалета, но ситуацию следует представить заранее. Про себя вспомнил чтью-то второканальскую байку о "Всё хорошее во тьму", правда там только одна эта фраза и работала на тему. После трех как-то назаметно натянули с Гошей одеяло на себя — трепом об Быкове, Щербакове, Ясной поляне и т.п. Ушли около четырех.
10.05. Ощущение не весны, а осени.
Побродили от мастерской к мастерской (Сбытов - Жданова - Беленький ; Курячий - Зина - Вагин; Королева - Фокс - Ульяна). Состав тасовался, после обеда одну из мастерских дополнил Дима Беляков, а Сбытов и Курячий устроили Зеркало. Там-то мы время до вечернего концерта и провели. Интересно — как зеркалят авторов видели не однажды, а тут барышня попросила отзеркалить исполнительские номера, причём, в одном случая попросила объснить, не что слышат в том, что она поёт, а о чём исполняемая песня. Объяснили. Разумеется, оказалось каждый слушатель слышал своё.
Вечерний концерт гостей.
Блоки от 4 до 6 песен. Всё оправдывало ожидания, ощущение неловкости возникло только от "3 в 1", но это моя обычная реакция на ансамбли.
Музыки на всех не хватает, и опять возникают неожиданные созвучия, сравни относительно новый "Дочуркин вальс" Т. Королёвой и давнишнее "Давай весна, высылай грачей" Карпачева (на костре Тимофеев пел). Таня одну песню спела с дочкой, игравшей на бомре. Экзотика.
Странное (для этой компании) сожаление Вакуленко - не смогу вас развеселить. Хорошо хоть не "развлечь".
Завершали Николай Сбытов - "не циклом" песен о человеке, выбирающем море. И дмитрий Вагин, для меня неожиданный хедлайнер фестиваля.
И апофеоз, послание urbi et orbi и проч. - концерт по рекомендациям мастерских (в терминологии 2К и БФ - "Находки"). Рекомендации рекомендациями, но логика заключительного концерта мне осталась не понятной: "Три в одном" и В. Зубарев только что отпели по сету в том, что называлось "мини-концертами". И они же в ЗК выходят. Ладно, я много чего в жизни не понимаю... Ничего из звучавшего в ЗК возражений и недоумений не вызвало, что-то заставило прислушаться.
Алексей Школиков, поэт, без скидок. Для молодого автора длинный связаный текст, к которому не хочется придираться - уже удача, а тут и смысл, вроде, не один, и понимание, что текст, написанный явно для чтения глазами, читается вслух (может, малость пафоса в голосе убавить). Тане Королёвой респект за совет не пропустить.
Аня Балашова очень внимательно, кмк, спела Рыбий патруль.
Василий Зубарев. Ещё раз (после мастерских УССМ) шияновская "Ты встретишь меня в переулке". Метемпсихоз еще вполне функционирующего во плоти Игоря Белого. Одновременно в автора и в исполнителя. Upd. Послушал в авторском исполнении, ну, не совсем. В Шиянове все ж меньше Белого, чем в Василии.. И это только в этой песне, в мини концерте ни в авторских, ни в исполнительских номерах постороннего я не услышал.
"Три в одном". Закончили тем же, чем слет начинали. Оказывается, еще сочиняют и поют гимны для совместного пения! "Касаясь рукавами" Т. Винокуровой это практически "Как здорово, что все мы" только 40 лет спустя. С поправкой на идущую тихо войну, низколетящие самолеты и города, где карантин. Пожалуй, это можно в "Избранное" слёта, для понимания почему молодым хочется такое петь.
Сухой остаток.
Отложил в Избранное почти два десятка номеров, треть — с костра, почти столько же от молодых, остальное мастера, гости и уже не молодые. Очень неплохой улов. Фишкой слёта, как в лучшие второканальские времена, остаются мастерские.
Дети-юноши поют то, чему их учат их учителя. Это продолжу после СГШ.
Задание на дом: закачать из Сети Ишкулову в нормальном качестве, там много, полагаю, можно расслышать.
16.05.2025 Ольга Чикина у Марины Ковсман.
Уже привычный квартирник (правильнее, может быть - балконник) у Марины. Человек 25 (+/-). На пару с Юрой экспериментировали с комбиком. Сперва гитару подключили и добились какого-то звука, потом долго искали, куда подключить голос, нашли, даже нужный Ольги эффект выдали, но гитару убили и больше с ней ничего сделать не смогли. Так что голос шел из ящика, а гитара - напрямую, и ее не очень-то было слышно. Надо какие-то элементарные навыки работы с хардом освоить.
Писал по воздуху.
Сам концерт достаточно привычный - блочный: звери, персонажи, воспоминания о Труханове, звёзды, хоровое пение. Металлика и на прощанье, по заказу - "Белый сад". Но несколько незнакомых песен нашлось: "Мне 15 лет"(очень старый, как оказалось текст, 1998 год, но раньше не слышал), "Смычок" (этой всего лет десять), "Граф наш Лев Николаевич", "Ночью дождь" (а эти прошлогодние, считай, свежие. Если, конечно, можно доверять датам публикации в VK). "Кот" прозвучал в исходном варианте с правильном посылом героини.
Всё больше утверждаюсь в мысли, что "Чикина — подростковая песня пятидесятилетних".
Что хорошо - "мухи и котлеты", концерт и вечеринка - были разнесены, и одно с другим не смешалось. У Марины к египетским котам добавилось нечто собачье - таксообразное.
Резюме: мероприятие духоподъемное, но напрягает отсутствие нового материала.
Архивистам  фото

18.05.2025 Мария Жданова - Лев Кузнецов - Денис Вакуленко.
Программа с названием. "Дышит ветром, просит бурь...". В ДЮЦ на Коминтерна, 22.
Тщаниями Маши Грошевой, при орг. поддержке Миши Россихина. ~14 зрителей, из коих от 4 до 7 пришли с нашей подачи. Чем тут помочь организаторам не могу придумать. Ясно, что надо создавать какое-то ядро, верящее Маше на слово и приходящее с 95% надежностью, а вокруг него — нарастающие круги. Передавать Маше своих постоянных зрителей пока не хочется, а её круг и узок, и далёк. Надо думать.
По концерту. Опасался эффекта "певица в фойе перед киносеансом", обошлось.
Блоки - персоналии, трио, песни Маши.
Лёве отдельное спасибо за песни Ляли Розановой. Это имя —Лилиан Розанова — помню со сборника "Фантастиска - 67" ("Две истории из жизни изобретателя Евгения Баранцева"), И помню, как опечплен был черной рамкой в "Фантастике-68" ("В этот исторический день").

23-25.05.2025 Слёт гитарных школ, 38й
Впервые с 2013 сходили. Не хватает весенних слётов.
Пятница 23. От Электрички дошли не спеша, но быстро, минут за 20-25. Зато долго искали кого-нибудь и место, где встать. Встали в кустах за сценой. До родника (альтернативного) тоже оказалось непривычно близко, те же 20 минут. На обратном пути обогнала машина с Быстровой и Костроминым, зашел к ним, потрепались, о хворостях и планах.
Долго искал, где же мы встали - проходил все время левее сцены, оттого и не выруливал на стоянку. Ближе к ночи отыскали Трубецкого, заодно вроде бы утрясли в головах географию. У Трубецкого сидел Стас Попов, еще позже появился Игорь Цейтлин из Коломны, попел Визбора, потом много незнакомых. Андрей Вязавов. Мелькнул Эл Силонов. Откланялись после полуночи.
Открытие. Прибивание пятака чеканки времен Союза к центру сцены.
Н.М.Рязанский.
Суббота 24.05. Походили по окрестностям, закрепляя географию. Сходили к роднику. После обеденное. Видели Манюню, Несмеянову, Наталюшу. Подъехали Бобковы. С 21:00 до ~ 23:50 концерт учеников ГШ, педагогов и гостей. За месяц до того, в личке Боря Ашкинадзе печально писал о любителях "погудеть в кустах и выползти к детской сцене с пивом. На подмосковных слетах таких, увы, бывает, много." Увы, истинная правда. Наблюдал.
После полуночи, т.е. уже 25.05 вручили Пете подарок - легко догадаться - тульский пряник. У Пети пели Сеич и Кривошеев, изредка удавалось вклиниться еще кому-то - Сеич и Эл Силонов. Слышали, что был где-то Сбытов, но в ночи искать Кузнецовку не стали. Ушли к себе ~ полчетвертого
Воскресенье 25.05. Утро было недолгим - собрали рюкзаки, поставили в кустах и отправились на дневной концерт. Персонажи очень разнообразные. Какой-то баланс типа "всем сестрАм и никто не уйдет обиженным". Быстрова! Ушли минут за 15 до конца концерта, поправка на тихоходность нужна. Но все заключительные песни успели выслушать от своего бивака, пока оправлялись и надевали рюкзаки. (Беленький, Сборная педагогов: Многоголосье; До свиданья, дорогие) Добрели благополучно. Подождали на платформе полчаса, потом еще час ожидания на Курском. Единственное приключение на обратном пути: две остановки "по техническим причинам". Одна, не доезжая до Серпухова, другая уже в Серпухове. При этом наблюдали как из электрички на Тулу (обычной, не экспресс. как у нас) всех высадили и электричка уехала пустая. На платформе - большая толпа пассажиров, их судьба занимала, но достоверных подробностей узнать не получилось. Опоздали в итоге на полчаса.

07.06.2025 Умер Саша Воронков. Всё уже круг...
R.I.P.

15.06.2025. "Поленов. Лето. Музыка" Ансамбль «Солисты барокко»
Геннадий Акинфин (скрипка), Елена Полуянченко (скрипка), Заслуженная артистка России Маргарита Спиридонова (альт), Екатерина Милкина (флейта), Ольга Матиева (клавесин), Андрей Спиридонов (художественный руководитель, виолончель)
В программе:
М. Березовский. Концерт «Не отвержи мене во время старости» в переложении для струнного квартета.
Д. Далольо. Соната для скрипки и бассо континуо ре минор
И. С. Бах. Трио-соната соль мажор
Д. Бортнянский. Трио-соната до мажор
В. А. Моцарт. Квартет для флейты, скрипки, альта и виолончели ре мажор.
А. Алябьев. Увертюра к балету «Волшебный барабан»
Среди публики замечен Юрий Кублановский.
Видео программа

21.06.2025 Денис Бычихин. Кафе "Стива". Только тезисы. Второй раз за три месяца.
Полдня в горле першило, потому заказали чайник чая с лимонов и имбирем (заварили из спец.пакета, неизрасходованное выдали с собой) и анковский пирог. Какой еще в кафе с таким названием!
Горд публикацией на "Флагах" (https://flagi.media/piece/936) Ему нравятся его стихи
У нашей эпохи «короткое дыхание» [/ Интервью А. Миллер?], поэтому не представляет себя пишущим поэму
Из ниоткуда приходит строка или пара строк. К ним дописывается стихотворение.
Поэзия стоит на трех китах: пафос, глуповатость, ересь [Алиса предлагает ересь заменить мастерством. ггг]
«Музыка — единственный вид искусства, где форма является содержанием».[Константин Мелихан]
В "Гераклите, покидающем Эфес, I" "у стены лежит пес словно ожившая "лямбда"" [кмк, не точно. Чтоб быть лямбдой, пес должен сидеть (и размер сохраняется)]
Похоже любимый знак препинанияя у Дениса кавычки. Даже создают визуальную составляющую стиха - кавычки как лучи от слова исходящие. [гхм... зависит от гарнитуры] Цикл Аппроксимаций. [ггг. Мы знаем не менее двух аппроксимаций: карповскую "У бабушки Эттл был внученок Мотлл", городецкую "Питерскую мимтерию"]
Смех - средство защиты, в смеющегося не попадают.
В зале человек 25-30, среди публики кинокритик Игорь Манцов. [Найти и почитать его обзоры в "Русском журнале"]
Не любит концептуалистов. [по другому поводу в другом месте я спрашивал "А разве их кто-то любит?"]
При всей странности текстов Бычихина, два часа провели с удовольствием. Не думаю, что на поделках ЛО "В" или "М" удовольствие было бы сопоставимо. Важнее удовольствия, что дома еще часа три лазил по Сети, разыскивая авторов цитат и тексты для чтения глазами.
Бард Топ