почти Хроники. Сезон 2023 |
Аля Кудря́шева, она сейчас Хайтлина, написала «…февраль уж скоро. Вроде бы не кончался и вот наступает снова». 341-е февраля. Рождество у православных. 317 день, день мрака, морока, бессильного ужаса и ужаса от бессилья. И еще одна попытка спрятаться в старые книги, в хорошие песни, попытка вырваться из бесконечного круженья внутри собственной головы…
Через три недели запланирован очередной вечер у КлуСамСлушей, и хотя вся эта самодеятельная психотерапия
кажется "попыткой повязать весёленькую ленточку на отрубленную ногу" (© Dinka Roitwain), но у взрослых есть неотменяемые обязанности. Наступающая тьма - не повод менять свои принципы. Или хотя бы привычки. Делай, что должен. 7 января Ушел Игорь Байков. R.I.P. 19 января Верррка... Дыра на месте сердца Волшебный солнечный камень эпоксидка. Легкой дороги, Вера. 28.01.2023 В Девятке Маша Грошева, Юля Струневская, Таня Левашова. В разгар сезона понял, что хочу женских голосов, в умеренных количествах и, по возможности разных. После Кочетковой и Сас получилось собрать что-то вроде тройного малосольника. Три тульские исполнительницы разных времен и происходящие из разных клубов. Позволю себе повториться, для тех, кто не читает анонсы. Татьяна Левашова. Клуб Политеха - золотой век Тульского КСП. Фестивали, слёты, лауреатства. Способность перекричать хор из двадцати дубненских КСПшников... Дальше - больше. "Романсиада", ансамбль "Богемский барон", трио "Ясная поляна". Юля Струневская. Серебряный век, клуб с задорным именем "Только так!". Куликово поле, сборные клубные концерты, изредка сольники или концерт на двоих. Мария Грошева. Век нынешний, XXI. Народный коллектив "Бригантина". К этому клубу у меня отношение э-э-э осторожное. Вероятно, из-за очень осторожного отношения к ансамблевому пению в жанре. Марии же удается сделать программы, не подразумевающие прихлопывание в ладошки и подтанцовку прямо в кресле. Но на сцене появляется пока совсем не часто. Собралось человек 60. Очевидно, девушки провели каждая свою собственную рекламную компанию концерта. Мораль, свежая и оригинальная: если работают четверо, а не один, то результат может оказаться втрое лучше. В общем-то, всё удалось. Получилось даже лучше, чем надеялся, потому, что каждая показала не совсем то, что ожидал. Маша осторожно движется от исполнительства, где гитара лучше голоса, к авторству, где голос прорезывается. При этом взгляд прежде обращен внутрь. Меня приучили избегать использования ∀, и скажу аккуратно, это сейчас в тренде у относительно молодых. Соглашусь, что там, внутри, интереснее, и там - важное. А вот "ситуация" может как усилить стремление уйти в себя и не возвращаться, так и заставить смотреть во вне, в гневе и печали. Хватило бы времени понаблюдать за этим. Возвращаясь к исполнительству (а это, снова повторюсь, репертуар и понимание, понимание и репертуар)... Эх, кто бы приехал, попел много-много Гордона. Юля смотрит на зал слегка свысока. Добротная женская любовная АП (даже, когда написаны мужчинами). Как все на свете происходит медленно и неправильно, (чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян), цитпопам. Маха спела "Я иду по облакам" в Туле почти 20 лет назад, в ноябре 04, и повторила через 10 лет, в декабре 14. Теперь и Юля расслышала. В ассортименте еще и Дудкина, и Колесниченко, и Оля Кузнецова. Татьяна. Все-таки другой жанр, романс и академическое пение с верхним соль. Припомнить сушневский эпизод оперного Окуджавы у костра? А в жанре уже давно нет былой КСПшной неприязни к рокерам, и Крупнов прозвучал вполне уместно. Но из А.Я.Р-а, гвоздя её былого КСПшного репертуара конца 80-х не спела, спасибо. Шутка же Подъёмщиковой с подкладкой оригинального напева Санта Лючии под ахмадулинского "Шарманщика" по мне не прошла. Слишком много слушал как Лёне пел вариант Бардьюдина. (В сторону. Сверился сейчас с интернетом, похоже правильно - без "д": Барьюдин. Пишу, как привык, но где правда?!) Нужен комплимент залу - про ладушки и подтанцовку было в анонсах, и во время разудалой "Что звону мало" - зал не дрогнул. Хотя руки кое-кто к ладушкам приготовил, наблюдал лично. Традиционный вопрос администрации и любопытствующих "А что поют?" Кроме уже упоминавшегося... Махровой классики не было вовсе. Мария и Татьяна спели по песне Чикиной. Юлия и Татьяна - по песне Высоцкого. Пока готовились к вечеру, пытался вполголоса отговорить девушек от совместного пения. Не удалось. Совместное пение не удалось так же. "Из окон корочкой", если приглядеться, очень личная песенка, и Надя-Наденька теряется, в какую ей сторону какой из трех певчих душ... опять же женских, а нет ли тут попрания скреп? Совсем уж на финише Татьяна пыталась подвигнуть зал на "Союз друзей", хором... "Признаюсь, свистнуто". Но где тот Союз, и где те друзья, и где то хоровое пение? В конце концов, потом еще пытались наговориться напоследок, все были счастливы, известно ведь - «Наш — найкращий». Осталось посмотреть, кто из радующейся публики придет 25-го на почти незнакомое "Тихое трио". 04.02.2023 Квартирники в Туле Ольга Чикина Добрался, наконец, до этой компании (Марина Ковсман &Co). Много рассказывали, даже сочинял "отчет по видео записи". Понял, что очень соскучился по Оле. И многого от нее не слышал. Концерт был совмещен c вернисажем. Изрядная часть картинок разошлась по рукам. Галка, как галкам и положено, разжилась и картинкой, и набором открыток про митьков. Я в этой серии очень люблю "диптих" про обуздание митьками энтропии, да и история с дубликатом ключа апостола Петра тоже хороша. Из любопытного. В конце первого отделения спела "Слонов" (Кошачья ночная песнь) в дуэте с саксафоном сына хозяйки. Почему бы и нет. А в конце второго "Ботиночки" сопровождались сурдо переводом Елены Халиловой. из проекта "Обитель71". Видео есть на сайте проекта, да и кто-то из моих младших снял на смарт, выложил вмести со звуком. Было еще и третье отделение, с участием гостей. Саша и Лена Смуровы спели три песни и Володя Илюхин - две, на стихи Юлии Юмакс. Прежде Юмакс мне казалась слишком девочкой, красивенькое такое. А тут - неожиданно "зашло". Надо б прислушаться. Место забавное и чем-то приятное, хотя совмещение концерта и вечеринки мне, зануде, несколько странно. Уж больно напоминает какой-нибудь безконцертный слёт, когда барная стойка - до, во время и после - немного меняет ощущение от песен. Но на Башакова 14 февраля попытаюсь выбраться. 14.02.2023 Квартирники в Туле - Михаил Башаков Еще раз сходили к Ковсман. Укрепился и в оценке площадки, и автора. И площадка, и автор скорее про "позажигать". Изрядная часть зала (а собралось, навскидку, человек 30) добропорядочно, по второканальски, внимала. Но в кустах (за открытой дверью) царило веселье, временами выплескиваясь в "зал". Для понимания географии: "зал" - огромная утепленная лоджия, Г-образная, в углу буквы - микрофонная стойка и пульт, к которому весь концерт никто не прикасался, по палочкам - расставлены складные стулья, брошены подушки на пол, и пара мягких мест типа "диван". Антураж - афиши былых концертов, иллюминация, рыбки в аквариуме (думал, журчание воды испортит запись, так и случилось, хотя там, где музыка, отфильтровалось). Подзвучка, терпимо, временами то эхо, то еще какие-то артефакты. "Кусты" - большая э-э-э кухня-гостиная-студия (?) с напитками в ассортименте и легкими закусками quantum satis. Наши домашники 06-13 гг напоминали скорее филармонические концерты, а посиделки выносились за финальные аккорды. Как правильно - не знаю, каждому своё. Чтоб закончить с географией и аборигенами. По мне, тусовки и "клубной" (в нехорошем смысле) обстановки многовато. Фонарики хороши на горе и лесной поляне, требования спеть "ту, заветную" - у костра, а выступления "на правах хозяйки" навеяли старый анекдот "Если ты сильная, смелая, ловкая и очень пластичная - иди домой. Ты пьяна..." Но что это я снова взялся переделывать мир? Это чужой монастырь, а интересные мне персонажи появляются в нем два раза в год, подозреваю, что на этот год лимит исчерпан. Понял, что изрядная часть песен Башакова мне знакома, если не слово-в-слово, то хотя бы до опорных фраз. До это видел его единожды на Платформе, да на последнем Бенефесте после первого сета не только сам пошел на второй, но и с собой привел... Байки знакомы не все, видно, что накатаны, да сам сознавался в некоторой цикличности жизни. Формат домашника позволяет в автора вглядеться. Да, зрителя своего любит, старается гладить по шерстке. При этом, ироничен. Двенадцать ножей в спину авторской песне, евпочя, втыкает с удовольствием и проворачивая. Впрочем, перепадает на только обожателям АП, но и разнообразным блюзменам, адептам Хари Кришну и прочим поклонникам высокодуховного просветления. Все это под музыку громкую, бодрую, с демонстрацией специальных блюзовых аккордов. (Впрочем, приятель - гитарист утверждал, что у рокеров тоже три аккорда, просто другие... ну, ладно, пять...) А, вот, у многих ли получится, заговорившись в ходе концерта, мимоходом, продекламировать Боратынского, а через минут двадцать - Владимира Соловьева (богослова, не говорящую голову из телевизора, прости господи) для подводки к Читающему на ветру. Тут - интермедия. Хозяйка решила почитать Высоцкого, потом Бродского, потом начали выискивать в зале желающих. Выискали меня, каким-то боком. Я на людях стихи не читал со школьных времен, но поддался и опозорился, конечно, по полной программе. Ни Вознесенского, ни Ревича без лакун осилить не смог. Не попал в ритм, зато не попал в тему. Все ж, экспромты требуют подготовки. Задним умом понимаю, что уж если выползать, то в этом антураже прозвучали бы "Нью-Йоркские значки", того же Вознесенского. Но это мне теперь только с листа, чай не восемнадцать лет, когда орал их, свесившись в лестничный проем "Пентагона"... А ныне - не к лицу и не по летам. Что-то разболтался. На домашнике после этой эскапады было спето еще две песни, обе по заказам. Дотянули до одиннадцати (чистое время записи - два часа). Резюме очевидно. Место теплое, но шумное. За афишей следить. Но не переживать, если пролетаешь мимо. Февраль. Холодно и ветер злой. Год февраля. Февраль, длящийся второй год. Год, как не могу под постами друзей сердечко -"лайк" "понравилось", только - "обнимаю", "сочувствую". Год назад - день в день, до последней минуту не знал, проводить ли очередной концерт. И сказал - не дождутся, суки! Не дождутся, чтобы люди замолчали, забились по углам, были не вместе. Стыд и боль.. А на днях пролетал тут мимо меня один разговор в «сети, запрещенной на территории РФ». Если кратко - в период турбулентности не кошерно изображать нормальную жизнь и собираться ради песенок послушать. И что теперь? удавиться за сараями, сойти с ума, перестать петь, ходить на концерты и любить детей. Наша песня вообще никогда не была для развлечения, и поэтому она - не "песенки". А если она ими становится, то она уже и не авторская песня. Поэтому - продолжаем. 25.02.2023 Тихое трио - Дмитрий Беляков, Ульяна и Дмитрий Григорьевы, в "Девятке". Украду-ка я из собственного анонса к этому концерту, моё, имею право. Концерты — как люди, непослушны и капризны. И как литературные герои — своенравны. Только успеешь продумать концерт, придумать его заглавную фразу, как он отодвигает тебя в сторону и говорит - всё будет по-другому. Получается не то, что ожидалось. Пока готовил два предыдущих концерта, пока прошли эти концерты, наслушался нежного женского пения и решил, что приглашение к следующему концерту начну с фразы: "Девы тешат до известного предела"... Пообещал публике Дмитрия Белякова. И позвал Диму Белякова. Дима, немного поразмыслив, сказал, что он будет не один, а с Ульяной Григорьевой. А подумав еще пару дней, решил что где два, там и три, и получилась встреча с московскими исполнителями Дмитрием Беляковым, Ульяной и Дмитрием Григорьевым. Каждый из них самостоятельная творческая единица, но иногда они поют вместе. И тогда называют себя «Тихое трио». Посмотрим, что получилось. Втроем было спето не так уж много, меньше половины номеров. Остальное - разнообразные дуэты и сольные номера Публика была счастлива. После первых двух номеров (Никитинские "Времена не выбирают" и "Да разве знают дети юга") непроизвольно окунулись в воспоминанья - вот, проблема возрастной аудитории. Знакомые до запятых песни оказываются не про то, что в них сказано, а про то, как их пели тогда, когда трава была зеленее... И второе, у нас всегда любили красивое многоголосное пение, а в зале ан масс - те, кто пел в КСП или "ходил на КСП". (Автор тоже любит красивое многолосное пение, но считает его другим жанром). Одна из молодых (условно) зрительниц обронила "попсовый концерт". Пожалуй нет, но контрапункты, постоянные чередования песен для головы и для других органов не позволили расслышать внятное высказвание, а оно было задумано. Ведь в привычных песнях сейчас невольно читается другое, непривычно страшное. Да, вот: "но из грехов своей родины вечной..." Это пришедшие понимание, что родина может быть неправой, не только "безумный наш султан". И от него уже не уйти. Ей же ей, вот случай, когда перестановка слагаемых - изменение последовательности тех же номеров, могла дать другаю сумму. Ну, мне так кажется. Такой уж я мрачный тип. Неожиданный эпиграф из "Сцены из Фауста" Александра Сергеевича к "По образу и подобию" Александра Аркадьевича. Познавательное. Электронные примочки у гитары Григорьева позволяют извлекать звуки волшебные, но обычно гитаре несвойственые. Врочем, всё в меру, без архиповских излишеств. Забавное. Устройство сцены таково, что отбиваемый ногой ритм давал эффект кахона, на записи эффект не слышен, пожалуй - жаль... Запись - самое большое разочарование. Игорь Б. выставил вполне достойный звук в зал, а мне выдал в один канал (с этим я уже смирился), но на этот раз ещё и с каким-то ужасным разбалансом. Гитара Григорьева, там, где она была, а была почти во всех номерах, все глушила и вдобавок дребезжала. Эквалайзером несколько сглаживается, но это и время, и уши нужны, где ж их взять? А в зале звук был норм. Очередная попытка попеть хором с залом окончилась так же, как предыдущая и на том же материале. Похоже, эта привычка браться за руки и просить, чтоб всем дали понемногу, постепенно отходит. Что и правильно. Снова на концерт прибыли гости из дальних мест, Соня П. из Санкт Петербурга, проездом с "масленицы у Тина". Собралось человек 35-40, по нашим временам и неплохо. Плохо, что все - из одной кошелки, даже незнакомые. Специальные же зрители прошлого концерта трех барышень, как и ожидалось, не проявились. Оказывается, трудно написать про концерт, что удался почти идеально. Почти - потому что, что-то при разборе да найдется, знаю. А не хочется, чтоб нашлось, потому что получилось хорошо. Тихо надуваюсь от гордости - похоже, нынешнюю гастроль Кошелева инициировал я. Оказался в очередной раз без поддержки коллег-соорганизаторов (впрочем, грех роптать, они очень много делают для этих вечеров) и позвонил Пете, предложив вернуть ему долг - отмененный концерт в Туле, когда нас поперли из ЕОЦ... Обзвонил за ради дела :) Помосковье, но оказалось - все порядочные, планируют мероприятия еще в сентябре. Вода камень точит, Пётр со своей стороны покрутил рукоятки, срослось... Неожиданное - "Кто варит варенье в июле", на Инну Кабыш... Я песню на эти стихи знаю больше двадцати лет, с первой Куликовки, Лида Чинарева привезла. Ее поют. У меня импринтинг не перебивается практически, опять не перебился. Раньше не слышал, чтобы Пётр пел не свои песни, в этот раз для подводки к своим "Подмосковным вечерам -2" спел трухановского Соловья в ночи, а к "Мандаринам" (на стихи Кибирова) - Фрейдкина, "Если был бы отец живой...". Еще Ланцберга во втором отделении, да на апофеоз "Давайте вполголоса", это, смотрю, какой-то тренд... Что не склалось - звук в мониторах. Едва ли не в первый раз на это пожаловались. Грустно, ведь и в зале, и на записи звук был терпимый. Грустно вдвойне, ведь похоже, на следующем концерте будет другой "звукач", это опять долгая тонкая настройка на особенности жанра. Возвращаясь к непечатному. Продолжаем-то, продолжаем... Но доложили мне, великий визирь, что некто в зале - человек давно знакомый, давно исчезнувший с радаров и вдруг появившийся вновь - произнес, вроде бы в шутку, "собралась здесь пятая колонна". Тут и ГД озаботилась трансформацией двушечки в пятнашку. Невольно вспоминается Виктуар перестаньте бренчать... 30.03.2023 Наверно, это не в тему, не АПшное. В областной библиотеке презентовали книгу стихов Алексея Дрыгаса. Алексей - журналист, организатор или реорганизатор тульских газет - "Молодого коммунара", "Слободы". Друзья собрали и издали к 20-летию гибели. Сколько понимаю (могу и неправльно понимать), катализатор, инциатор, движитель - всё та же Марина Ковсман. Человек 50 публики, фуршет, выступления - воспоминания коллег по газетам девяностых - начала нулевых. Срывание покровов, вытаскивание скелетов из шкафов, разоблачение древних тайн и прочее "когда мы были молодыми и чушь". На десерт - сюрпрайс, сюрпрайс - специальный гость, Умка. То ли и впрямь специальный, то ли перед вечером в "Супе-с-котом". Кароче, всюду жизнь... 21.04.2023 Евгений Волков. Юбилейный концерт "Исповедь для вас или Всё будет обалденно". Женьке 50. Юбилейный концерт на территории "Веги" в Культурно-досуговом Центре на ул.Металлургов. (бывш. ДК Металлургов. Даже если б на эти дни не пришелся неБелый слёт, одно название концерта заставило б задуматься на тему "а мне туда надо ли?". Сочетание "исповеди" и "всё обалденно" достаточно говорит о вкусе юбиляра. Но добрый человек, Валера Дугин, сделал запись. Так что, не совсем "я Пастернака не читал". Начал с того, что после двух попыток спеть Атлантов, извинился, дескать, сбивается на кукинскую пародию... и не смог ее допеть, сбился на оригинал. Чего более... Смотрел я видео и всё вспоминал незабвенного Василия из "Понедельника": "Диапазон знаний его был грандиозен...", далее по тексту А в общем, все тот же Волков последних э-э-э лет двадцати, после того как куда-то пропал "мальчишка с огромными глазами". Легкое похлопывание по плечам то Никитина, то Кукина, то всех чохом. Подмигивание в зал и полный проникновенности баритон, несколько потускневший, повторяющие остроты... Паузу для подстройки гитары и голоса заполнили Наталья Костюхина и Дмитрий Мельников. Давно не держу палец на пульсе, но видно, дуэт устоявшийся, и по мне, так годный. Но родовые пятна КСП - незнание авторов или использование их "народных" имен. Впрочем, я сам далеко не всегда могу сказать, что ивасевское от Георгия Леонардыча, что от Алексея Игоревича, а уж Галину Чмереву и подавно не вспомню. Евгений попел классики, вспомнил Васильева (Владимира, и не забыл сказать - из Харькова), тульских - Пономарева: разумеется, "Флирт", да пару песен Игоря Байкова. Составил, по его словам, программу песен на 60, но концерт администрация повелела уложить в час, в час и 18 минут уложили. Может еще минут двадцать и можно было бы добавить, но больше было бы перебором. Песнопения могли продолжиться в фойе, но как не мной сказано: нет записи - не было события С печалью смотрю на исполненную программу. Больше часа, почти два гига видео + аудио, в сухом остатке: "Приголубь-ка голубя" Васильева - за редкостью, да Мельников на Царева как нечто новое. КСП бессмертен. 21-23.04.2023 Белый слёт. Превью, дополненное в процессе обработки записи песнопений у костра. Сходили командой. Полуразобранной и на подпорках, но все же. Заезжали в пятницу, во второй половине дня. Дорога суха, можно было б и в кроссовках пройти. Но на полчаса дольше былых стандартов. Встали в ближней окрестности "орговского" костра. Вокруг - не души. Пошел за водой, наткнулся на стоянку Стаса Калужского и пропал. Люди хорошие, обещали водой поделиться. Поделились, а заодно угостили так, что помню я из пятничного вечера немного. Говорят, в полдесятого меня довели до полатки... Наверно, так и было, не в лесу же ночевал? Белый слёт был без снега, без концерта, без 2\3 от прежних участников и даже без Белого. Он-то свой БС провел за неделю до того где-то меж пальм и кактусов. Запись видел, да, такой странный БС был на Ближних востоках. Отдаленно напоминал, но, но, но. Донинский БС прошел у костров. Мы просидели от 20:00 до, примерно, четверти третьего. Песнопения обеспечили Саша Бобков, Грин, Тимофеев, Фокс, Тиновицкий. Отчасти косплеили прошлые костры БС, но как-то запал был не тот. Хотя и не замолкали практически. Попели изрядно Ланцберга, умеренно Белого. Не обошлось без "проходной завода Газ" и упраздненного Казанского вокзала. Неожиданно много Высоцкого, хором, зато нестройно. По большей части из категории, которая у меня стыдливо обозначалась как "ранняя лирика". Не столько пели, сколько пытались вспомнить слова, почти удачно. Продолжили хоровым Визбором, по заказам запевал Грин. Концерт по чужим заявкам мне не слишком нравится, я самому заказывать Визбора не тянуло. На этом мы сломались и ушли спать... Из запомнившегося. Незнакомый человек, спевший пару песен Евгения Лукина. Такая редкость в наших краях! Ведь держал же в руках сборник стихов Лукина, но тогда жаба задушила, а где ж теперь найти? [Полгода спустя нашел, в Гиперионе. Спасибо, Алла!] Вера Гликина, прочитавшая посвящение БС. Это тоже надо из общего массива вырезать. Телемост с Игорем Белым. Спасибо НатулюШе, весь вечер славшей ему фотки от костра, в конце концов видео звонок из далёка в Донино и каждый успел обменяться с Игорем парой реплик. Все по обе стороны телемоста были тронуты. Из неизвестного. Московская синагогальная Волкова от Саши Бобкова. Песня на стихи Али - кажется, Кульбакин спел. Плач о комиссаре Кимефельда. И "Я люблю этот глобус" Гринберга. Совсем не густо. НатальюШа рассказала жуткую историю, как Блинкину почти развели на деньги для ее, НатальюШи, операции. Дескать, она попала под машину и уже лежит на столе, хорошо операционном, а не секционном... Неожиданное. У костра обнаружились люди, не просто не знающие спетых песен Ланцберга, но и на имя реагировавшие как на незнакомое. Что там говорилось о тех, страшно далёких от народа? Впрочем, были и такие, кто недоумевал, слыша имя Анчарова. В воскресенье ушли в начале второго, шли очень долго, в результате уезжали уже тульским экспрессом. А в целом - грустно, хотя и погода была хороша. 04.05.2023 Мария Грошева и Ольга Терещенко (Элайна) в Супе-с-котом Место уже известное, там как-то МоСт устраивал концерт, недавно там была Умка (без Броневичка), но мы не дошли. Семеро зрителей, один из которых хозяин площадки, а другой папа Маши. Мебели было заготовлено втрое. Очень мешают посторонние шумы - дети и кофеварка в кафе заглушали и друг друга, и выступавших. Маше противопоказано выступление без микрофона и, наверное, без хорошего звукорежа. На концерте она много читала, это хочется посмотреть глазами. А несколько картинок в песнях цепануло, но слабая подача не дала зафиксировать. Вот, не ожидал, что мне это будет мешать. Наверно ухо притупилось. Холодно и зимне в Машином мире, каким бы летним он на казался. "Снится ноябрь среди раскаленного лета", "Смотрит зима на меня из цветущего сада". Иногда возникали забавные сдвиги восприятия, "в весенней ночи наша крыша остыла", вот, мелькнуло - и Маша про поехавшую кукушку, но следом "клубится над крышей дымок запоздалый", крыша-то вполне домашняя, шиферная, даром что "всё рельсы да шпалы". У Ольги мне мешает очень резкий форсаж в начале многих песен - слух блокируется, и обилие вокализов - рулады отвлекают внимание, и я забываю, о чем шла речь. Краткое содержание - "Смысла нет и все умерли". Мир у девушек довольно мрачноватый, а где сегодня хорошо? В конце, уже после ответов на вопросы публики, она спела песню про многодетную мать - обещала, что будет веселой, но довольно мрачную по сути, при том слушать было интереснее предыдущего. Объявлено было, что концерт хоть и с названием -"На пороге лета", но без концепции. Все же некое довольно внятное целое получилось, как-то одна песня из другой относительно логично проистекала. Во втором отделении было много откровений - признание в проглатывании Тарковского целой книгой и ответное, что надо бы Тарковского проглотить томик-другой, а вообще давно стихов не читала... Оказывается, выросло, возмужало, хотя отчасти - заматерело, и взрастило собственных детей поколение, для которого Щербаков - то, что с детства знакомо и такое же утратившее авторство, как для наших - "Счастья нет, нет, нет" и "Мой корабль давно уже на рейде". Было сказано, Ольга в КСП погружается только с год как, ее суждения поэтому любопытны - интересно же, как мы выглядим со стороны Дальше были чужие песни. Попето было обеими немного уже помянутого Щербакова, известное, да как-то без азарта, скорее, как технические упражнения, Машей - Чикинский "Мопед", Ольгой - Медведев, Олег, разумеется. Попало в меня "Я принес тебе яблоко" (Полина Матькунова - Виталий Загурский), как-то оно рифмуется с "Падающему листу" (Полтевой-Данского) в Машином же исполнении. По причине камерности удалось в конце и просто поговорить. Жалко, что недолго, хотелось бы позицию собеседниц уточнить. Вот Маша говорит странное: "Мне кажется, что читать стихи отсюда - это несколько неуважительно к зрителю..." Это как? Сколько себя помню со сцены стихи в наших концертах звучали регулярно, и не обязательно опираясь на сколько-то аккордов. И была "поэтическая" Антоновка (эх!). И были выступления Димы Коломенского. Непонятно. Ольга же несколько раз повторяла, что самую грустнятину в концерт решила не включать, чтобы "не нагружать людей". Тоже непонятно, за что боролись, называется? Незагруженный зритель начинает прихлопывать на слабую долю, а то и пританцовывать прямо в кресле... В целом вечер удался. Опробовали в перерыве странный напиток "бамбл" (от «bumble bee», шмель) - кофе с соком и пряностями. Пожалуй, заведение стоит посетить для более пристального изучения меню. 06-08.05.2023 Пой, май! Жизнь на отшибе. Встали на том же месте, где всегда стояли в немногочисленных набегах на Поймай. И оказались совершенно одиноки - народу было так не много, что к нашей полянке на выходе на "тропу №1" в терминах БФ, надо было специально идти через пустынные земли. Немногие сподобились. Отсутствие компании - трезвый взгляд. Ну, почти. Мастерские. Подвис у Н. Сбытова и Г. Курячего. Всегда было любопытно смотреть, как мастерят исполнителей (авторов что-то не было, а может, не запомнил. Впрочем, на Поймае авторов и не бывает, еще не выросли). Два программиста устраивали филологический анализ текстов, чтоб исполнители понимали, про что поют. Сумели в егоровской "Землянике" найти смыслы. А в цветаевском "Вот опять окне" объяснили про "три свечи", этого я ни считывал вовсе, незнание обрядовой стороны православия, увы мне... Под вечер Коля показал опыты кузнецовки с ИИ в АП, забавно. Вторая мастерская - Д. Беляков, Д. Беленький, В. Кульбакин. Только заглянул, поздоровался. За отсутствием детей (сколько понял, на мастерских побывало до десятка) мастерились наставники - Надежда Ишкулова, Шура Леонтьев Промелькнула М. Кочеткова с собакой, но как-то не зацепились взглядом, а оставленную ею в Туле подключку я что-то поленился тащить в леса. Погуляли вокруг поляны - с "другого берега оврага" через молодые посадки к автомобильному въезду. Ночной костер почти не запомнился, но тут надо еще запись послушать. Это, вероятно, сильно потом. И на улице, вроде май, а на улице февраль. У Дмитрия Антоныча был другой месяц, да и время было другое. Теперь времена не очень добрые, пусть хоть лица вокруг будут добрые (Маха). Телевизор перекричать невозможно, и приходится изо всех сил удерживать кукуху на месте. 18.05.2023 Ольга Качанова и Вадим Козлов. "Любить сильнее" Логистика неожиданно была не проста, что-то вроде "бла-бла.кар" (точное наименование не запомнил) из Рязани и обратно. Организационно тоже концерт оказался сложным. Затеялся с подачи Васковских, которым меня, вероятно, заложил Петя Кошелев. Обычно у нас выступают люди лично знакомые. Если не у одного костра сидели, то хотя бы слышали с лесных сцен. Тут - профессионалы. Со своими заморочками, профессиональными и личными. Вытащить что ли из небытия наш с Дим Палычем диалог о профессионализме? Двадцать лет спустя... Профессиональный саунд чек - особое зрелище, зрители не допускаются. Вадим показал, как надо работать со звуком и звукорежиссером. Оказывается, в нашем зале все-таки возможно получить членораздельное пение при том же звуковике. Правда, как потом выяснилось, он выдавал на пульт Игорю уже готовый звук из своего чудо девайса, но говорит, что того же можно добиться и на пульте. Если приложить руки и голову с ушами. Дату назначали трижды, в итоги апрельский концерт переместился на середину мая, Ольга приехала не до конца отошедшая от больницы и со вновь приобретенной простудой. Но мастерство не пропадает. К третьей песне голос восстановился, а ко второму отделению совсем ожила, появились и глаза, и улыбка. Народ был рад, из задних рядов кто-то регулярно кричал "Браво!". Не наш человек кричал. Но в очередной раз убедился, что у нас май - месяц не рабочий. Насчитал в зале тридцать человек. Было несколько незнакомых лиц, одна очень важная для меня пара (А.П.У-в), нескольких завсегдатаев не досчитался. Всё как всегда. И пусть звукооператору и было сказано "Здесь главное - слова", но все же это другой жанр. Совсем другой. Пожалуй, "Бригантине" пришлись бы по вкусу на все 100. Как бы сформулировать... Б`ольшая озабоченность внешними условиями для выступления, чем собственным внутренним состоянием? Не так... Может - больше озабочены тем, как сказать, чем тем, что сказать... (при том, что произносится всё правильное, хорошее. И словами правильными.) Хотя мнения соавторов расходятся, Ольга считает, что "концерт - лучшая репетиция", Вадим, похоже, с этим не согласен. Визитная карточка - Я не похожа на жену поэта (Бутылочка французского вина)? Не поющие друзья, не утренние женщины, не Стрелочник... Почувствовалось, что песни, написанные в 80-90х отошли, уже если и поются, то скорее по инерции, чтоб узнавали... Показалось - замкнута, и замкнута на внутреннем, даже на внутрисемейном. При этом непривычно много для наших обычных авторов пафоса, и странен мне наш концерт совершенно без импровизации, без эдакого "у меня тут написано, но вот сейчас мне вдруг захотелось спеть [...]". Когда очередная песня появляется от мелькнувшего отзвука в зале, от внезапного воспоминания... Здесь же была четко выполнена намеченная программа: десять песен в первом отделении, десять во втором, песня на бис заранее сочинена... Профессионалы, чо. Вечером и следующим утром еще долго разговаривали, в очередной раз договорились до темы ЧТАП... Для себя в очередной раз обвел рамочкой тезис - "Потёки авторской песни не смешиваются". Не удивило, что определение АП через пятичленку Альтшулера до окраин былой Империи не дошло. Но что имя Ланцберга не всем авторам с этих окраин что-то говорит, вот это чудно. Гастроли по США, Германии и другим центрам мироздания не обязательно расширяет кругозор. Впрочем, каждый читает свою Библию. Обработать запись и подбить итоги сезона. 30.06.2023 Михаил Россихин и Андрей Снытин в Супе-с-котом. Скрипка Игорь Шабалин. Была в годы позднего застоя такая программа "Мелодии и ритмы зарубежной эстрады". Что-то мне показалось - мелодий было меньше, чем ритмов. Надо бы еще и в тексты вслушаться. Зрителей человек 20 01.07.2023 В Супе-с-котом-Ольга Ким-Щепилова (Сергиев посад) Концертмейстер Сергеев посадский. Посмотрел видео. Впечатления странные: пела одна-одинешенька, а ощущение - что посмотрел концерт ансамбля. Со всеми онёрами, за которые ансамбли в жанре и не люблю. 07.07.2023 Архивно-технический семинар в Гиперионе. Вырвался походить по Москве. Официально - послушать умных слов как-то связанных с архивами АП и зайти в Пушкинский на выставку "постимпрессионизма". В пушкинский сходил, в "Теремке" пообедал за "спасибы", всяких в меру умных слов в Гиперионе послушал, на обратную электричку запланированно опоздал. Отдельное спасибо Юлии и Антону Шиловским за кров, ужин и ночлег. В Пушкинском. Выставка напомнила мой позаброшенный проект ПНВО. Натюрморт Сараяна и фрукты Гогена висели на разных этажах, Но пнвошность поразила. Когда забреду в ТМИИ, нужно сравнить тамошнего Тышлера с выставленным в ГМИИ им. Пушкина. Фото где-то в недрах телефона. В Гиперионе. Спикеры: Лёва Кузнецов - "О хорошем отношении к Вадим Козлов - "12 советов как Пётр Трубецкой - "Вы всё делеете неправильно ибо отвлекаетесь на поговорить-погулять-послушать". Развитие Лёвиного тезиса "у звукооператора во время концерта руки должны быть на пульте, и вообще, руки должны быть" применительно к видеосъёмке. Сопровождалось демонстрацией отрезанных в кадре голов и ног, засветки, тремора рук оператора и других, как он деликатно выражался, артефактов. Просвещенная публика опозновала операторов по сюжетам и внимала с благоволением. Вера Романова - "Народные таблицы - просто, полезно, приятно". Тому, кто пробовал жевать этот кактус скучновато, кто нет - не понятно.Но может кто-то и посмотрит, да и добавит строчку другую к этим таблицы. Вот и польза. До и немного после поболтали, пообнимались. Находчивая Алла Д. нашла мне в недрах Гипериона книжку стихов Е. Лукина "Бал был бел", за что ей воздастся. В очередной раз пожалел, что Гиперион далековато от города-героя, оружейной столицы. 28.07.2023 Полгода - и снова Оля Чикина, и снова у Марины Ковсман. Лето в разгаре, народ не собрать - и не собралось, человек 10-12. Получилось совсем по домашнему. Каким-то боком встреча была связана с выходом - к 20-летию со дня гибели - книги стихов Алексея Дрыгаса, внятно не проговаривалось, но хозяйка площадки его несколько раз поминала и пару раз читала стихи Алексея. Начатое и недопетое. Кот-сфинкс Парамон успешно переигрывал артистку. Много разговоров. Про котов, про бурные девяностые и бурные нулевые. Про Алексея Дрыгаса. Почему-то многое, что слышал песнями - просто читалось как стихи. Привезла много картинок - весной закончила иллюстристрации к книге Крестинского "Мальчики из блокады". Говорят, из песни жопу не выкинишь. Первый раз услышал самоцензуированного Кота (Я долбанулась башкой о березу). В этот раз кот ответил героине "Шла б ты, Оля!" вместо привычного посылания по адресу, географически - или анатомически? - близкому к направлению на РВК, но с ним не совпадающему... Вспомнили, что аккурат двадцать лет назад написалась "На корточках"... Но это была не самая древняя из исполненных. Что и славно. Поговорили о концерте с выставкой, будем стараться. 1.08.2023 . Фраза или тост дня от Л.А.К.: "Ну, что, начинается новая жизнь?" 29.08.2023 Алексей Кортнев - квартирник у Ковсман Неожиданное. И по времени - ну, какие концерты в конце лета. И по предмету, мне казалось, что Кортнев и НС - это для больших залов. Оказывается, возможно и так. Я совсем не фанат НС. У подмосковных костров слышал и про "Сел и поехал", и историю братца Кролика и братца Лиса. И в телефоне четверть плейлиста - они, под них хорошо ходится, но в любой момент не жалко выключить. В нынешнем феврале многие старые песни стали актуальными. Или это мы их так теперь слышим. "Шла Саша по шоссе". Каждая строчка жжёт - с Донбасса на Кузбасс, где добывают смерть, и производят дым, и война была еще вчера. И нет надежды, что поперхнется власть. И надо бы бежать, да транспорта нема. Знакомых песен оказалось примерно 2\3 из исполненного, похоже, известный рецепт хорошего концерта соблюдён. Вроде, песенки для ног, но и смысла там достаточно. Так что, вечер удался. Занятно, что Алексей закончил, как многие другие, гладковской "Давайте негромко...". Это теперь тоже надо числить по разряду ритуальных? Сам не задумывался, но Кортнев передал реплику Кима, что "песня-то погребальная". А, ведь, и правда... Да, а нравы тут не наши, при всем буйстве КСПешников гостей визгом не встречают. 8-10.09.2023 Подосиновик. Не оставляет Лёнин мобик: Идея простая: Когда надо на юг, и не берут в стаю – собираешь своюЗдесь скорее было про то, что былая стая стала чужой. Слёт соорганизовался трудами Фокса, Маши Гескиной и Сергея Тимофеева для заполнения вакуума, возникшего после переезда Белого слёта и Хорды в пальмово-кактусовые леса. Мы вновь становимся парно невыездными, поэтому опять автономное плавание. Дорога в одиночестве споспешивает самопогружению, а от него не сложно впасть в ересь заблуждения. Внечувственно пропустил оба поворота на Поляну и опомнился, только когда понял, что еще немного и лесная дорога выведет на шоссе. В итоге, уйдя с платформы в почти в 14, на поляну пришел около 16. Как раз разгружались Тиновицкий с Тимофеевым и Деревягиным. Может оно и к лучшему, пустую поляну мог и не опознать. Пока ставился, подъехали Манюня, Натальюша и Маша Несмеянова, жизнь закипела. А когда поднялся от послеобеденного сна, она уже бурлила... Был пятничный костер, с не певшим вовсе Шерешевским и почти до утра не певшим Деревягиным. Неожиданно получил эффект "чужого костра". Пока пели Грин, Фокс, Бобков, Тин, кажется, Тимофеев, знакомые и смутно знакомые барышни, всё принималось почти фоном, такой общий разговор - реплика, ответ, смена темы... Даже если и возникало что-то незнакомое, то все равно оно оставалось узнаваемым. Но когда Деревягин взял гитару и спел бакинцев Зеленского и Когана, а затем раннего Яржомника - как с другой планеты пришелец. В субботу дошел до родника, очень неспешно, по привычной уже немощи. Но часа за полтора - два обернулся. По дороге нашел слёт РУДН'а, полный экзотики - готы, панки, эмо, ЗОЖ-ники, хиппи (площадки этих двух подвидов были пусты), неведомые зверушки "скины и офники". Кто-то из оргов заметил, что их фотографируют и подошел объясниться, что они тут пятнадцатый год, шумные, но безвредные, хотя и пьяные. В общем-то так, ночью мы с ними не пересекались. Вечерне-концертное. Было 45 минут Деревягина по Визбору. Мощно, хотя есть у меня некие недоумения по соответствию очень громкой гитары и Визбора. Скорее это моя нелюбовь к музыке напористой и электрической. Был плотный концерт, почти часа на два при полусотне, возможно - чуть больше, зрителей. Быд долгий послеконцертный костер и костер у Манюни. На костре Курячий пару раз брал гитару и на вопрос, чья музыка - поднимал руку. Надо вытаскивать из записи, это, как понимаю, не часто услышишь. Остальное было довольно зашумлено, писалось с лакунами - в основном по всяким техническим причинам, да и барышни у костра, мною плохо различимые, поют себе под нос, вытаскивать этот звук - мука. Нарезку какую-то сделаю, но не сразу. Сделано в июле 2024, ссылки - в программе. На обратной дороге меня обгоняли группы школьников - от примерно 5 класса, до явно выпускного. Тьмы и тьмы. В итоге я в очереди за билетом простоял и на запланированную электричку опоздал. На платформе одна из училок рассказала, что их было 600 душ. Детишки, они забавные. У костра Манюни-Натальюши уже после концерта, кажется, пел Саша Бобков и кто-то еще, надо послушать диктофонную запись. Там возникла незнакомая блондинка... старшего среднего возраста. Настойчиво просила чего-то очень классического. То ли Атлантов, то ли Перекаты. Когда уже в голос возопила "Вы это не любите или не знаете?!" получила ответ "Песня хорошая, но запетая". Важная реплика, наверное, это формулировка лучше, чем, когда я прошу: "только без замшелой классики". Подслушано при саунд-чеке. "Когда я работал с "Машиной времени" меня научили, что при проверке микрофонов надо говорить не Раз...Два...Три..., а "Раз - Прекрасно! Два - Замечательно!! Три - Великолепно!!!". Возьму на вооружение. 23.09.2023 Мария Грошева и Бригантина в Супе-с-котом Мероприятия "Бригантины" в этом месте проходят под лейблом "Квартирник". Ну, не знаю... Сдаётся, есть некоторое непонимание жанра, но организаторам виднее... Тут важна предыстория. Афиша концерта менялась трижды, в результате изменилась полностью. Первый вариант был бы мне совершенно против шерсти, если б я его заметил; второй увидел и сказал, "а что, может оказаться забавно, пойду", окончательный принял со смирением. В результате, третий раз за сезон послушал Машу Грошеву. Каждый раз ее программы не длинны, собственные стихи и "песни разных авторов" перемешаны 50Х50, свой сон об отражениях ("Мне снится ноябрь среди раскаленного лета") и "Я принес тебе яблоко" Митькуновой - Загурского пела на всех трёх выступлениях. Стихи почти не повторялись от раза к разу. Очень неожиданное признание, про "Яблоко" : я ее пою и она остается одной из самых любимых, такое редко бывает. Не знал, какие непростые отношения могут быть у автора и его репертуара. Стихи Машины хочется почитать глазами, но времени на поиски их в недрах вКонтакта жалко Посмотрел архивы (вот, ещё за чем, нужны эти расшифровки!). Оказывается, ансамблевую Бригантину я живьем не видел уже года три. Увидел... И, кажется, я все это видел совсем недавно. Возможно, это дежавю возникает от того, что время от времени все ж разбираю старые - пяти-, десяти - пятнадцати- и т.д. -летние записи... Спела Бригантина под гитару Степановой десяток песен ансамблем. Позиционировалось, как совместное пение с залом, были заготовлены тексты в количествах, но из полутора десятков людей в зале я идентифицировал как "зрителей" хорошо если пятерых, а то и меньше. Интересно (мне). На минувшем Поймае, две из спетых песен разбирались на мастерских Сбытовым и Курячим. И что-то мне мнится, сказанное ими солистам, нужно бы сказать и хористам... Но мир этот не изменить. А участники были счастливы от того, что всё красиво у них получается, рады внутренним шуткам и своей гармонии с мiром. Ах, как это мило, очень хорошо... Погребальная песня. Но довольно о грустном. Песни Бригантины полны оптимизма. Странно, что Мария, заметно моложе большинства бригантинцев и уже тринадцать лет с ними, а у нее всё ноябрь среди раскаленного лета. За то и любим. 8.10.2023 Дмитрий Мельников, Наталья Костюхина, Геннадий Козлов в ТМИИ Зал - лестничная площадка третьего этажа музея. Акустика не впечатляет, уже не в первый раз. Возможно, я неудачно сидел - добрёл к самому началу, и приткнулся сбоку у стены, да еще и за чьей-то спиной. Запись получилась так себе, звук на этой лестничной площадке примерно, как в подъезде хрущёвки. Фото на телефон не лучше записи. Действо имело имя собственное - «Песня летит по свету». Редкое явление в таких концертах - время от времени вступал приглашенный саксофон Геннадия Козлова. Не скажу, чтобы что-то добавлял, но и картину не портил. Если б не лень и сознание, что мир не изменить, следовало бы порассуждать о странных путях распространения песен внутри поющей братии. Дмитрий сказал, что сергеевский "Бакен" узнал только год назад. Странно, мне казалось, песня была в репертуаре у капитанки "Бригантины", но может путаю. По существу сказать и нечего. Исполнитель - он на 2\3 репертуар, а треть репертуара представлена авторами, которых я активно не люблю. Одного за очевидность вывешенных «маяков» и банальность рифм. Другого — за активную пошлость. Третьего за скучное графоманство, а четвертого не принимает всё КСП, что ж мне его выпадать из рядов? Имена подставьте сами, программа концерта приложена. Из странного. Практически все авторы песен именовались с именем и отчеством. Авторам стихов так везло далеко не всем... Уже вспоминал, что у Леши Кияйкина, еще до чумы и второго всадника, была песенка «Молодые молчат про зиму, потому что она вернется Остальные молчат про зиму, потому что она зима»И зима не только тянется шестьсот дней, но еще и расползается по миру, морозит пальмы и кактусы и челюсти сводит от невозможности кричать. Но надо учиться дышать, даже когда это кажется невозможно, и мы начинаем новый сезон. Прошлый сезон прошел без какой-то общей идеи и оказался довольно попсовым. Одни оказались далече, иные выпали из круга, кто-то — предпочел терпеть то, что, словам Карамзина, терпеть без подлости не можно, а кто из Хранителей переквалифировался в Охранители... По воле обстоятельств сезон был сильно перекошен в исполнительство. Не уверен, что для нового сезона обнаружится какая-то идея, но похоже, что он окажется более авторским, сейчас есть предварительные договоренности и с полными авторами, и с со стройными. И более разнообразным по географии наших гостей. И довольно неровным, если говорить о периодичности наших встреч. Начинаем 23.10.2023 Мария Смолова и Павел Четверин в Девятке Зрителей собралось 45-50, для нас это аншлаг. Маша подогнала на менее трех своих - родственники, это правильно. Заметил в зале и несколько незнакомых лиц. Возможно, сработала афишка, повешенная в Центре за пару дней до концерта. Много песен на стихи Аси Хайтлиной, призналась, что хочет показать программу целиком из песен на Алины стихи. Алины стихи очень попадают в текущую повестку, даже, если написаны задолго до... Было видно, что первое отделение пошло не так, как планировалось. Либо волновалась, либо завелась - хочется спеть и то, и это, одна песня цепляется за другую, и звучит вместо задуманной на холодную голову. Объявляла одно, начинала рассказывать, отвлекалась и пела другое. Это было очень живо и интересно. От волнения и азарта обозвала Сашу Черного Борисом Рыжим (если будете слушать запись - будьте внимательны!) и справилась с Арапкой только на третий раз. Нагрузила зал в первом отделении изрядно, осенне-колыбельные мотивы этого года к умиротворению не располагают. Второе отделение началось с того, что я доверился человеку за пультом, и правильная кнопка на рекордере была нажата с некоторым опозданием. В результате от первого номера - полностью авторской "О природе" осталась ровно одна минута... Что, может и к лучшему, ибо текст в ней девичье-восторженный — автору 15 — а сама песня едва ли не на половину состоит из вокализов, красивых, но из разряда "был цыпленок весел, потому что весил...". Впрочем, это моя обычная реакция на исконно женскую АП и грусть по утраченной маскулинности жанра. Песни на чужие стихи у Марии интреснее. Далее всё пошло в сопровождении баса и иногда вокала Павла. Все было слажено, красиво очень, и ... моментами производило впечатление работы. Неужели в хорошо спетых дуэтах, ансамблях, хорах для жизни места не остается? Что-то такое было в ТСТС... Число степеней свободы элементов в сложных систем уменьшается. Но Море на Левитанского! Тут всё было на месте. И бас, и вокал Павла. И на Коломенского. Никогда б не подумал, что текст про проживание в своей голове возможно спеть. Автор становится Автором, когда его начинают петь. Смолову поют уже несколько лет. А еще я благодарен Марии за то, что перечитал Левитанского. Давно не снимал с полки. По организации - ноль проблем. После концерта немного посидели у нас дома, поговорили, без песен. Жаль от посиделок фото не осталось. Слушаем запись, послевкусие сохраняется... 28.10.2023 Бригантина открытие 21 сезона. В "Девятке" Ложно понятый долг хроникёра вытащил из дома. Начну с резюме - пора прекращать жевать этот кактус. Буду груб и не толерантен, но конспективен. Эстетика. Персонажи уже поняли, что есть песни со смыслом, осталось научиться этот смысл видеть. И — об этом только мечтать — петь со смыслом Образованность. Не всякое длинное стихотворение — баллада Этика. Смолоду прореха к старости дыра. КСП и СПС на заре. Теперь КЛАП и СВО, достаточный повод, чтоб отказать от дома. (NB! То, что народному коллективу нужно быть там, где этот народ пребывает - понимаю. Но извинить сочувствие тому, что запрещено ругать не могу) Про Карфоген. Не устану повторять. Мухи должны быть отдельно от котлет, а дети выступать отдельно от взрослых концертов. О новом и хорошем. Новое не хорошо. Исключения вижу, и изгиб аккордеона приму к сведению, без фанатизма. Хорошее же мало, что не ново, но и обрыдло, как та черная икра в миске. Про звук. Звук был неожиданно хорош. И это я не потому, что рядом с ручками сын родной сидел. Грамоты роздали, друг другу порадовались, сезон начали. Тьма наползает, холод. Смотреть на свет всегда больнее, но свет должен победить. Оля Макеева недавно сказала, что невыносимая легкость бытия пришивает нам крылья тупой иглой без наркоза. И надо каждый день проживать как последний, завтра может не случиться. И надо непременно успеть выйти к морю, вдохнуть ветра, объясниться в любви, расстаться с иллюзиями, посадить семь розовых кустов, убить Дракона. 05.11.2023 Евгений Пальцев в Девятке На концерты в Тулу теперь принято приезжать с семьями. Это правильно, лишний зритель в зале всегда полезен. По организации. Логистические проблемы: как посмотреть Тулу, включая музеи, не опоздать на концерт в Девятке и успеть на следующий день на концерт в Гиперион? Получилось, на мой вкус, чуть суетливо, но без накладок, по крайней мере в тульской части программы. Как положено неофиту сейчас дышу одним Пальцевым. Понял, что напрасно прожил последние лет двадцать, ведь Пальцев пишет не меньше тридцати. Наслушался перед концертом достаточно, чтоб часть песен узнавать не по первым тактам - по шипению пластинки. Да и после - всё мало, мало - успел посмотреть его концерт в Гиперионе, пусть по трансляции, но и не в записи. Попробовать остаться описателем минувшего концерта. Прикладывая к происшедшему если не пятичленку, то хотя бы трёхлинейку. Линия первая. Два класса районной музыкалки мне особых знаний теории не дали, а 50 лет в Почеркушки в блокноте после первого отделения: мгновенный переход от почти барочных мелодий к куплетам почти базарным и цыганским переборам. Это последовательно "Жить в Петербурге", "Любить Дракона" и, попозже, "Пушкинская цыганочка". Второй раз подряд у нас в гостях автор, у которого есть мелодии. И эти мелодии застревают меж ушей и остаются в музыкальной шкатулке на бионосителе надолго. Полагаю, что теперь, прислушиваясь по утрам к треньканью в голове, буду, среди прочего, понимать - это же что-то из Пальцева! А за мелодией потянутся и слова. Кстати, вот вопрос, который забыл задать. Что у Евгения возникает раньше - звук или слово? До следующей гастроли... Линия вторая, любимая - слова и смыслы. Евгений Пальцев - Создатель миров. Он из тех немногих, кто так складывает слово к слову, что получаются – миры. Миры Пальцева наполнены жизнью и насквозь литературны. Мир Петербурга, мистический и дождливый, охраняемый Высшими Силами, где, как сказано другим поэтом, мертвецы стоят в обнимку с особняками. И у Пальцева в текстах и мертвецов, и особняков без счета. По улицам, рекам и каналам из песен и стихов Пальцева вполне можно водить экскурсии - посмотрите налево, посмотрите направо, а вот эта сторона улицы... В выращенном из куска гранита Петербурге Пальцева никто не умрет в блокаду - потому, что ее не будет. Мир сказки и притчи. Мир персонажей исторических и литературных. Мир персонажей реальных, но выдуманных. Здесь Трубадур назначает свидание костлявой , а наследство короля-нищеброда - фото двух дочерей, пузырёк от чернил \ Да соната мажор си-бемоль... Здесь губы девушек на забытом причале забытого порта солоны как паруса... Здесь Драконы, питающиеся беконом – за неимением принцесс... Здесь Кентавр зовется Виталий Иваныч и не любит носить пальто... Здесь Смерть (а иной раз, и четыре смерти) преследует героя... Но бравые капралы и доблестные сержанты дают смерти пинка... И очень бедный неправильный рыцарь никуда не едет и потому - живой (очень актуальная песня)... И одалживается у соседа раскладушка для Ланцелота, и Бог сидит на тахте Автора и разминает папиросу... Герой Пальцева - раввин, флейтистка, капрал, сержант, бухгалтер - мал, но не мелок. Он - Евгений Медного всадника. Но говорит с Богом напрямую. ....................................... (в сторону) Сейчас гнилые помидоры полетят в меня. По мне, жанр наш более литературный, чем музыкальный. (см. вступление к первой линии). Мне почти не слышны музыкальные цитаты. А вот "цитаты, отсылки, кавычки" в текстах... Люблю-ни-магу. Бегло, то что было услышано во время концерта. Явные цитаты, из классики — "до детский припухлых желез" (понимая, что это из Осипа Эмильевича, а не из Аллы Борисовны). Сюжет "Настоящей дзенской притчи" о монашке Хасиё и самурае — это же заключительная новелла третьего дня из Декамерона. А вот, прислышалось из наших: "потому что ошибся планетою" это же продолжения ряда: "просто вы дверь перепутали, улицу, город, и век" "если ты помрешь сегодня, завтра точно не нальют" также располагает к дружному подпеванию и раскачиванию, как "до хруста в пальцах обнимай стакан" ..."и висит его страница в Сети" еще одним позабытым пиджаком на гвозде в харчевне вечной Новеллы А "и по лужам семеня, семеня" (на концерте не было, но наслушался до) у меня рифмуется с "Пешеходы твои — люди невеликие, каблуками стучат — по делам спешат" ....................................... И, закругляясь, несколько ударных концовок: А твой дракон, твой личный ящер, Твои копируя черты, Настолько будет настоящим, Насколько настоящий ты или Я спросил [Бога] "Так ты есть или нет ," И он честно промолвил "Не знаю" или Меня вынесет к океану и десятая жизнь начнется Линия третья. Неожиданная - когда смотришь извне - мощная подача. Первая пропетая строка — "Жить в Петербурге – значит, жить на небесах" — и зал взят. И перестаешь замечать грассирование, петербуржское "конеЧно", легкую сутулость и прочее внешнее... Много читал и в эти моменты раскрывался. Я соскучился по хорошему чтению, и хоть хвастаю, что наша публика к стихам приучена, но после Левина в прошлом апреле, стихов не было. Для певца с гитарой возможности игры ограничены - руки связаны. А вот, для чтеца... даже со стопкой листов в одной руке... Да, это следовало бы фиксировать на видео. Некоторая назидательность... даже не в текстах - в интонациях. Вероятно, профессиональное — 6ез последствий для разума сложно писать сценарии для Дворца творчества юных (или как он правильно называется этот Аничков Дворец?). Замечание Департамента просвещения на фразу в сценарии "Как говорил Александр Сергеевич..." — "Уточните фамилию!" Признак доверия к залу - впервые показать совершенно новую вещь, опробованную пока только на близких. Культурная программа визита вынужденно была ограничена: обзорные экскурсии по дороге с вокзала, на концерт и обратно. И, на следующий день, беглый осмотр Музея оружия, визит в который изрядно портят виды из окна на технику, украшенную буквами чужого алфавита. Будущим гостям на заметку: полезно планировать лишний день на просто поглазеть... 14.11.2023 Алексей Кортнев - квартирник у Ковсман Через три месяца ровно половина программы была повторена. Да и зрители были едва ли на половину те же, что в прошлый раз. Дежавю? Не думаю (из анекдота) Первое впечатление - очень попсовый концерт. Не зря, Алексей пару раз обмолвился "Наша вечеринка...". Если когда-то решу выложить этот звук, придется вырезать все аплодисменты - их попросту не слышно, но слышен радостный визг после каждой песни. Часто этот восторг начинается раньше коды, а уж последние аккорды заглушаются 100%. Очень для меня непривычный способ выражать признательность артисту. Все ж на наших концертах публика более сдержана, даже в условиях леса любителей кричать "Браво!" после каждой песни быстро утихомиривают, был тому свидетелем. И не могу понять любовь зрителей к "Снежинке". Это недоумение уступает только недоумению от такой же страстной любви к "Серенаде Трубадура", прости Господи. В общем, перефразируя классика, "значение квартирников у Ковсман огромно, но народишко там не наш". 18.11.2023 Ольга Кузнецова и Владимир Поляков в Супе-с-котом.
"Не возвращайтесь к былым возлюбленным,
Бригантина осваивает "Суп с котом" - время от времени поют там сами "в шляпу", а потом на собранные сольдо собираются приглашать гостей. Первые гости - они гости наполовину, Ольга все-таки тульские корни до конца не обрубила...былых возлюбленных на свете нет." Наверно, от того, что не люблю, когда меня веселят и управляют всячески - подпой, подхлопай на слабую долю, посмотри на соседа... отвешивают реверансы залу "сводный тульский хор" (понятные, изрядная часть зала — участники ансамбля Бригантины) и т.п., вышел с некоторым раздражением. Возможно, это вызвано тем, что сам стараюсь звуков во время концерта не издавать - чтоб не оставить лишних артефактов на записи, во-первых, и оттого, что подпеваю мимо нот, зато неритмично, во-вторых. Обилие возвышенного — ангелов и прочих высоко духовных сущностей тоже не способствовало. Другое дело, песенки о куклах из театра сеньора Карабаса... В очередной - уже третий, а то и четвертый - раз наблюдал некую приблуду под ногой гитариста, условный педалборд. Эффекты от его применения были заметны, и к жанру, на мой взгляд отношения не имеют. Вообще конструкция "текст-музыка-исполнение" была перекошена в сторону от текстов. Тексты Ольги отчасти выравнивали равновесие (извините за плеоназм), только, что она может одна. В этот зальчик, оказывается, удается вколотить и полсотни зрителей. Больше - не стоит, для обычных посетителей кафе стульев не останется. В зале наблюдал несколько знакомцев, не связанных с Бригантиной, и несколько незнакомцев, полагаю, персональных гостей Ольги. А еще в зале была выставка Светланы Курниковой "Здесь и Сейчас". Посмотреть за переполненностью зала не получилось, но одна картинка висела прямо за выступающими, и была в тему. Мой личный бонус. Пока разбирал запись и делал опись, рылся в Сети, пытаясь определить, кто из двоих что сочинил. И наткнулся на исполнение Игорем Царевым своих песен. Век живи, всё равно дураком помрешь. Примерно полгода, с 06.06.2023 по 22.11.2023, собирал накопившиеся за жизнь звуки в архив. Сложней всего было вытянуть исходники из базы Sony walkman старого (2001-2913 годов службы) компьютера... Пока не нашел те исходники, которые выгружал из железяки SW на работе в 2006-2007 гг. Но еще надеюсь, что сохранил их на CD\DVD болванках, когда увольнялся, до них очередь вот-вот дойдет. Архив получился в двух вариантах: один - то, что писал, по преимуществу, сам, Галка, Лёня, Буряк. Другой - все тоже самое, плюс програбленные CD разного происхождения и закаченное из Сетей в разные годы. Второй вдвое объемнее первого. Осталось поменять их местами - свои держать на внешнем диске, который будет подключаться для обновления раз в полгода. А смесь своего и цельнотянутого - на внутреннем, горячий старт, тсказть. Теперь надо CD\DVD вытащить и перенести с них в архивные. Полмесяца осталось - приближается новый год. Говорят, это будет год Дракона. Весь год - Дракону?! Будто мало господин Дракон чудил два... двадцать два года. Похоже, год нас ждет на слишком весёлый. Квентин Тарантино как-то сказал - "наша надежда — не на силу добра, а на слабость зла. Не будем терять надежду. С Наступающим. 17.12.2023 Елизавета Рысенкова в Девятке Ну, что...Вот оно — племя младое, не очень знакомое. Уже писал про своё сложное отношение к обилию женских голосов в жанре. Часто, и, скорее всего, несправедливо, они у меня попадают в ячейку «женская любовная лирика» и сливаются в некий однообразный фон. При том, что все красавицы, все поют красиво и разно. Услышанная в лесу получасовая программа Лизы в эту ячейку втискиваться не хотела. И выбором контрастного материала, его нелинейным монтажом, и высотой поставленной планки, и пониманием, без жеманства, своей цены. Приглашение Лизы было очередным экспериментом над собой и зрителем. Результаты: — зритель доверяет рекламе (или нашим приглашениям, что одно и тоже). И согласен прийти на совершенно незнакомого автора\исполнителя, просто место; — в знакомое место. И второе. Иногда (sic!) можно довериться первому впечатлению, а если подкрепить его наблюдением в сети за фигурантом, то можно приглашать не знакомых IRL гостей. И это может оказаться лучше, чем поверить рекомендациям третьих лиц. По теме. Организационно без видимых проблем. Приехала за день до концерта - побродить по Туле. Побродила хорошо, одна (и правильно, если б я ее сопровождал, успела б в два раза меньше). Вечером встретилась где-то в городе с подружками - одной местной, другой - приехавшей на концерт), вернулась добропорядочно к отбою, что б на следующее утро ещё и краеведческий музей посетить. К слову о подружках. На концерте оказалось не менее пяти московских гостей, что примерно 12% от общего числа зрителей. Любители математики могли подсчитать, что зрителей было человек 40. Для нынешней погоды и ситуации наша норма. Кресел добрые хозяева заготовили человек на 60, но это их оптимизм. Как и было обещано место; — много лирики. К лирике претензий нет, всё очень лирично. Но в репертуаре и в программе есть несколько "пацанских песен" (определение А. С.). Мне в Лизином прочтении Жукова, Никитина-Чухонцева не хватило драйва? напора? мужественности? Последней ей вроде и не положено. Пожалуй - куража, комсомольский задор его не заменяет. Да и "Дети Юга" от Лизы очень нежно звучат. Ни слепой пурги, ни ледяной обиды там я не слышу. Возможно, у меня это неприятие от излишней наслушанности. "Вы потом всё припомните..." мне повезло услышать в живом авторском исполнении, за год до ухода Жукова. Там уже был огонь под пеплом, но был - огонь. У Лизы слышны томные игры глазами, но не больше. А "Зычный гудок" постоянно поёт Олег Городецкий, и на ней вечно голос срывает. Еще мне показалось слишком много Якушевой. Она автор хороший, но и очень неровный. Гхм... Написал и полез в программу, считать, а сколько там Якушевой и чего... Оказалось - всего-то три номера из тридцати... Но на концерте это показалось перебором. А вот обещанных "тверских и торжокских авторов" было обидно мало, точнее ровно два номера. Две песни на стихи дяди и папы Лизы. Про средство от одиночества, от сумасшествия, от одичания (Василий Рысенков, муз. Татьяна Винокурова) так очень и к актуальному моменту, и к вечности... Еще бы пару-тройку такого, а в Твери авторы водятся, вместо, к примеру, песен из кинофильмов. Тут вставка, спустя полмесяца. У меня был давнишний рецепт идеального концерта. Треть - хитов, по ним узнают, треть редкостей - вдруг, вспомнил или давно написал уже не помню, и треть нового - это вы еще не слышали. Смешать, но не взбалтывать. Для малознакомого, а то и совсем нового человека на сцене первая треть не доступна. И тут возникает тема выстраивания программы. У Лизы прозвучало - "думала, будет концерт - знакомство, а получается концерт встреча". Это было обращено к пяти-шести понаехавшим из окрестностей дефолтного города гостям. Я-то видел, программа набрасывалась на коленке, часа за два-три до концерта, и была практически полностью реализована, и по номенклатуре, и по последовательности. Разве что "На фоне Пушкина" заменила на "Былое нельзя воротить"... Вот, и вопрос, для выступающего концерт это высказывание или разговор? Впрочем, в наших (тульских) залах последние - не годы, десятилетия - публика очень молчалива. И культура записок на сцену ушла вместе с гитарами без подзвучки. Но это все реплика в сторону и задним числом. Как наша крыша оперативно, т.е. на следующий день, отчиталась: "Было много аплодисментов от благодарных зрителей, а это значит, концерт удался". Вот и славно, вот и хорошо. 24.12.2023 "Квартирник" в "Супе с котом". Сходил развеяться к братьям по разуму, меньшим. Миша Россихин, Евгений Никишин, Владимир Илюхин. Заинтриговало определение Никишина "пост бард, блюз", да и не слышал его раньше. Любопытство сгубило кошку.. Первый час попели по очереди - Михаил, Евгений, Владимир, со сцены, она в Коте не явно выражена, но микрофоны, колонки, все дела. Зрители - по три-четыре близких знакомых Кроликов, фигуранты Россихинского МоСта, да аз грешный, десятка полтора общим числом - благодушны и доброжелательны. Во втором часе кресла расставили кружком и студийцы начали передавать гитару из рук в руки, изредка вспоминая о других посидельцах. Придумал себе замечательное развлечение: расслышав пару строк, выяснял у Гуглояндекса авторов исполняемого... Почти всё находилось почти сразу и оказывалось творениями разнообразных групп (сюда вставлю названия, когда и если не поленюсь проделать тоже по аудио записи). Надо сказать, с бардами это труднее получается. Плохо мы еще пропагандируем наших авторов! В отличии от. Бар Супа-с-котом начинает разочаровавать. В бамбл сок наливают из пакета, а пиво, пусть и неплохое, из жестянки. Нет в мире совершенства. |