Ольга Чикина. Картинки и песенки
Карта сайта
В отчет           В читалку

Выставка и концерт. Картинки и песенки.

Оля Чикина. Выставка графики. Концерт. 02.03.2024. "Девятка"


Текст создавался как анонс для указанного мероприятия.
Событие случилось, концерт отгремел, выставка закрылась.
А текст далеко убирать жалко. Пусть еще помаячит...

про 2 марта, Ольгу Чикину, время и т.д.
Неприлично длинно. Главное – последний абзац. Остальное на любителя…
о песнях, картинках, душевных терзаниях, датах и временах

Оказалось, люди неохотно читают длинные тексты о знакомых персонажах. Мы, говорят, 
про NN всё и так знаем, “кто, что, где и когда” и достаточно. И мне говорят (иногда 
те же самые люди) –слова нужны, одного “место, дата, время” недостаточно, чтобы 
решиться выйти из дома. А я и так в некотором душевном раздрае. Предстоит концерт 
и выставка. Никогда не занимался организацией выставок. Про картинки и слов-то 
не знаю. А поговорить люблю, неутоленная страсть к проповедничеству. Терпите. 
Или ступайте себе… в конец текста, там о датах и временах.

о картинках
Сперва извинюсь за терминологию. «Картинки» - потому, что не знаю, как одним словом 
обозвать и притворяющиеся почеркушками из детской тетрадки зарисовки, и пастели 
поверх акварельной подложки, и листы, полностью раскрашенные маркерами да гелиевыми 
ручками. Вероятно, правильнее говорить «графика», а важно ли? Это все техника, для 
специалистов. Мне, зрителю простодушному, интереснее – про что это и какое послевкусие 
остается после того, как закрыл папку с картинками.  
Графика требует от зрителя более абстрактного мышления, в создании картинки в голове 
смотрящего участвует еще и поверхность, плоскость на которой все это процарапнуто, 
начеркано, отштриховано. Графика требует дополнительной мотивировки, метафоры. 
Если картину разглядываем и читаем ее, то графика требует дополнительных размышлений, 
объяснений, детализированного ответа на вопрос «дети, что мы видим на этой картинке?».  
Может быть, отсюда серийность графики Чикиной, делающая эту метафору развернутой 
на плоскости нескольких листов и создающую ее динамику.
Эта метафора не обязательно исходит от художника, мы сами строим это объяснение для 
себя, а может и для стоящего рядом, отвечая на второй школьный вопрос «а что художник 
хотел сказать этой картинкой?».
Но – каждый видит, что он видит. И видит он разное, в разные времена жизни своей и 
мира. Одно время картинки «темных серий», например, вошедшие в книгу Ольги «Клава, 
Серёжа, Саня и Алёша», понимались мной, как обрывки сна одинокой души, что только 
что была рядом и уходит по листьям пурпурным, и чёрным, и бурым. В актуальные 
времена турбулентности и слепящей тьмы, мне в этих смутных, тревожных рисунках видится 
ощущение будущей катастрофы, ее предсказание… 
Темные картинки Чикиной полны рыб, звезд, котов и собак, безобразных и потому прекрасных 
Серии картинок сменяют друг друга, в калейдоскопе миров один перетекает  в другой.  
Один мир — серии иллюстраций к своим книгам, что для Чикиной означает – к своим песням. Или 
серии книжных иллюстраций.  Мир героев Сэлинджера… Прозрачный, но покрытый легкой 
дымкой, и рыбка-бананка хорошо ловится (беды перевода Райт-Ковалевой), и пистолет из 
багажа уже вынут… И Эсме готовит свой подарок штаб-сержанту Х… И лапа-растяпа повторяет 
судьбу матери… И все герои Сэлиджера словно немного не в фокусе, видны сквозь дымку 
воспоминаний – своих и наших – о первом прочтении этих историй.
На выставке будет много книжной графики и много миров Ольги Чикиной. 
Мир Кортасара, мир тумана серого и лилового, бестии подсознания, богомолы и гигантские 
муравьи, единственные видимые реально в лабиринтах почти Эшеровских. Мир хоррора, 
мир чудовищ из снов спящего разума.
Мир самый светлый и добрый, мир двух друзей-бардов, два разных мира, укрытых от чужого 
взгляда одной обложкой. Мир детства Андрея Анпилова – подмосковные дачи и вечерний чай 
у распахнутого окна, коты, ходики, прятки в густой летней траве. Мир Михаила Кочеткова  
– южное застолье, полёты во сне, полёты на метле, песни во дворе, песни за столом.  
Эти рисунки – уход в мир детства, может быть – чужого детства, уход от катастрофы. Это 
не политика страуса, это способ спасти остатки разума, здравого смысла.
Еще одна, совсем новая серия, «Мальчики из блокады» – иллюстрации к одноименной книге
 А.Крестинского, готовящейся к печати в Петербурге. Непривычная Ольга – очень мягкий, 
почти нежный рисунок, за которым суровая тема и суровая жизнь.
Рассказал про картинки много, но не всё… Это картинки с ключом, ключ этот в книгах – 
тех, которые Ольга иллюстрировала и других, которые прочла. И песнях, которые написала 
и поёт...

о песнях
В начале века Владимир Ланцберг писал, что о ней уже не спорят. 
Ее или принимают, может быть, и не сразу. Или с возмущением уходят, "разве это авторская 
песня?". Может, и не авторская. Ее за свою держат и рокеры, и панки. Но, уж точно, совсем 
не КСПшная. Над заигранной "Милой моей" Ольга однажды зло посмеялась, спев "Господи! 
Дай мне умереть под Металлику".
Она поет «Мы думали – мы никогда не умрем, и мы не умрем никогда!», а на форуме ЦАПа 
исписали больше двадцати страниц только про одну ее Лётчицу, ни до чего не договорились, 
перессорились, половину участников дискуссии забанили… Любители АП они такие любители…
Та песня, которую Ольга поёт, не очень похожа на так называемую авторскую песню, как не 
похожа на русский рок, бессмысленный и беспощадный, даже на панк-рок не похожа, хотя..., 
нет, не похожа. Эта песня похожа только на песню Оли Чикиной.

У меня эта песня не актуализируется. Классики - да, пока безумный наш султан... или
из грехов нашей Родины вечной... заставляют  вздрагивать уже полвека. И современница ,
в начале века писала, как пишут с позапрошлогоднего февраля:
я отсюда сбежать хочу
В страну, где градус по Фаренгейту,
В страну, где время по Гринвичу. Это же про то, как круг друзей проредился, и отъезд стал, 
как полвека назад, отъездом навсегда.

Песни же Чикиной могли быть написаны (не спеты! это другое) и в 60-х, и в 90-х, и в нулевых. Да 
они и писались с начала 90-х.  Проблемы героини этих песен, а это — героиня, даже когда 
она  пацан из настоящей пацанской песни, — вне времени. Ей важно - когда же он ей позвонит, 
ей ничего не понятно, и всё, всё, всё - не так как кажется. 

Помянутый уже Ланцберг предупреждал, что на концерты Чикиной не следует приходить людям 
без чувства юмора. Но надо и понимать, что это совсем не смешные песни, это песни одинокой 
души о других одиноких душах.

Это еще один калейдоскоп миров. 
Там - мир барышень, пьющих девичий токай и играющих в небе драконов. Помню, один деятель 
очень расстраивался происходящим с барышнями, выпившими много девичьего токая. Драконы 
его не интересовали.
Там есть мир тех, кто в своей белоснежной рубахе продирается по полю насквозь, по листьям 
пурпурным, и черным, и бурым, по камушкам и злакам – туда, к огонькам, или рыбкам, или 
цветам, туда – к домику, открытому под высокой звездой. Идут кормить лебедей, лесников 
и шакалов, твердя, как заклинание «Она любит тебя! Она любит тебя!».
Революция. Звезды. Любовь. 
И тоска? О, конечно. Тоска.
Слова, важные для действующих лиц. Действующие лица поименованы. Клава, Сережа, Саня и 
Алёша. И академик Зинченко. И профессор Федоров.  И безымянное зверьё, безобразное и 
прекрасное, мы его видали уже на картинках: рыбы, звезды, собаки и коты. И сидящий под 
мостом одинокий дикий котёнок. И кот – не тот кот, про которого ты подумала, под которым 
ветка, а другой, мрачный и громадный, яростный и жадный – Матётя. И Мишка Шлях, что 
всё плачет о дронте. О прекрасной доверчивой птице, выходившей навстречу матросам.
Дронта не стало. Они одни на планете. 
Мы одни на планете.

Послесловия
- и не делай на этой неделе ничего хорошего, достаточно просто благих намерений.
- симулякры не имеют эйдосов.
Много и не надо. Надо нарисовать всего четыре картинки.
На одной - невесело и плохо.
На второй - невесело и хорошо.
На третьей - весело и хорошо.
И на самой трудной - весело и плохо.
И всех-то дел.
        Ольга Чикина

о датах и временах 
Выставка графики Ольги Чикиной открывается 2 марта в 14:00 в пространстве «Девятка» 
тульского ОЦРК (улица 9 мая 1А).
После открытия выставки, в 17:00 состоится концерт Ольги
Приятная новость: выставка будет работать 2 – 12 марта, с 10 до 18 часов по будням, 
и с 12 до 16 по выходным. 
PS! Будет нехорошо, если с открытия в 14:00 и до начала концерта в 17:00 Ольга, 
коротая время в компании организаторов, будет косплеить Владимира Маяковского на 
выставке «ХХ лет работы», а вы придете к началу концерта. 
PPS! Дабы актуализировать текст. На открытие и собралось 16 человек, включая представителей 
принимающей стороны, непосредственных организаторов и одного специально приглашенного гостя в
количестве двух человек.
март 2015, февраль-март 2024

Бард Топ