Три возраста фестиваля
Карта сайта
В отчет           В читалку

Три возраста фестиваля


 Статья о фестивалях 2001-2003 гг была подготовлена  для тиражной стенгазеты "Круг" (Москва-Новосибирск), 
 газета вывешивалась на Втором канале 2004 г

Три возраста фестиваля

Заметки почти зрителя

Необходимые предуведомления Об авторе Автор этого текста уже лет тридцать связан с пресловутой Авторской песней, занимая самую выгодную позицию – в третьем-четвертом ряду зала, слева от сцены. Он никогда не сочинял ни песен, ни стихов или музыки по отдельности. Он даже не поёт, по крайней мере, на людях. Более того, всё его знакомство с миром КСП и АП ограничено магнитофоном, посещениями концертов и редких клубных посиделок. Первый фестиваль АП на Куликовом поле был первым АП-мероприятием на открытом воздухе, на котором он побывал. Сказанного достаточно, чтобы правильно относиться к дальнейшему изложению… О фестивале С 87 до 94 года в Туле прошло шесть или семь фестивалей. Под разными «крышами», но всегда в середине апреля, всегда во Дворце культуры Оружейного завода. Основной движущей силой был городской КСП и его неформальный лидер В. С. Буряк. В 2000 году усилиями Андрея Коровина фестиваль прошел на том же месте, в тот же час… А с 2001-го главным организатором становится музей «Куликово поле», фестиваль переезжает «на зеленя», в село Монастырщина в нескольких километрах от места Куликовской битвы. Срок же ему определен – последние выходные мая. Хроники Куликовских битв Фестиваль номер раз Это был фестиваль эйфории. «Мы сделали это!». Клуб активно таскал бревна до, во время и после. Организаторы не совсем представляли, что они организуют. Многие из прибывших не знали, куда и зачем они попали. Некоторых напрягло название: «фестиваль патриотической АП» и они вовсе не приехали. Музейщики, будучи несколько не в теме, опасались, что никто не приедет. Поэтому в программу праздника входил фейерверк, и, на всякий случай, чтоб зритель не скучал, зазвали военно-историческую «Крепость». В результате возникла масса забавностей. Например, явление в концерте двух совершенно эстрадных авторов под «минусовку». Правда, вне конкурса, но ради поддержки местных талантов. Дама, никуда не денешься – автор. Спела песни на стихи Есенина «Спит ковыль». Потом ещё что-то, на стихи некого воронежского поэта. Поначалу опешил совершенно. Мало того, что минусовка, так и аранжировка, даже для нынешних вольностей в жанре, совершенно попсовая... Все остальное, соответственно. Помования ручками, бегание с микрофоном из одного угла сцены в другой... Спасибо, добрые люди разъяснили: нельзя было обидеть девушку, район глухой, а девушка - краевед... Она просто не знала, что такое АП. Второй мужик тоже чем-то идейно близок музею, но мало чем отличался… Немного настораживало… Конкурс проводился весьма традиционно: жюри (В.Бережков, В.Попов, А.Крамаренко, А.Витаков, Л.Катанова, С.Гончаров, Ю.Цендровский, И.Байков, А.Коровин) прослушивало, выносило вердикт «в конкурс» (или «не надо»). Выслушав десяток песен фестивальной тематики, жюри быстренько постановило считать «патриотической любую песню, не призывающую к измене Родине». Первые пятеро жюристов временами покидали площадку прослушивания и на берегу Непрядвы мастерили желающих. Вечером отобранные, количеством двадцать, спели по песне. За получасовой перерыв, заполненный для зрителей показательными битвами «Крепости», жюри назвало девятерых участников второго тура. Им дали спеть еще по одной – две песни, а поутру назвали лауреатов и дипломантов. Решение жюри никаких явных возражений не вызывало, лауреаты – вяземские Т.Нестерова, Л.Чинарева и В.Буталова из Щёкино, Тульской области – и запомнились, и были действительно заметно интереснее других. Все были счастливы, что теперь снова есть тульский фестиваль, и жизнь была прекрасна, и «через год на Куликовке!». Детство. Второй блин Второй фестиваль незаметно потерял из названия патриотизм и назывался «открытым (межрегиональным) фестивалем». Всего было больше. Больше гостей, больше песен, больше недоумений… В программе появился «Концерт открытия» (немного от тульского Клуба плюс жюри) и свободный микрофон. Конкурс не отличался от прошлогоднего. Жюри (В.Бережков, В.Луферов, Т.Маталина, О.Кузнецова, В.Попов, А.Витаков, А.Сафронов, А.Коровин) разделилось на две бригады и совместило прослушивание с мастерскими. Три десятка из прослушанных спели по одной песне в концерте первого тура, во второй тур из них отобрали десяток. Фейерверк. Поутру раздача плюшек и слоников. Стали намечаться болезни роста. Очень хороший звук накрывал весь лагерь. Во время концертов никакое общение в лаге-ре было невозможно. Очень хороший свет напрочь отделял очень хорошую, но очень высокую сцену от «зала». Никакие контакты со зрителем во время выступления невозможны технически. Свободный микрофон оказался слишком свободным, хотя и порадовал «канкретных па-а-ацанов». Но это болезни роста. Отрочество. Прыщи переходного возраста… А вот недолеченные болячки первого фестиваля о себе напомнили. Так, дама, певшая под минусовку год назад вне конкурса и не пропущенная (и справедливо) в конкурс в этом году, устроила громкий скандал на пресс-конференции, обличая московскую мафию. Основных пунктов обвинения было два: «нельзя на таком месте петь про серенькую мышку» (филиппика в адрес заточенной под Земфиру авторессы из Тульской области), и, второе, «понаехали тут из Москвы и москвичам всё отдали, а надо местных авторов поддерживать». В «понаехали» некоторая сермяга наличествовала, всё жюри – московское, несмотря на оговорки «Москва-Тула», «Москва-Смоленск». Что касается «всего отданного», то в категории «лауреаты – дипломанты» счет 6:2 не в пользу Москвы, а в поощрениях от жюри Москве досталась одна плюшка из десяти. Тем не менее, дама ни на какие объяснения не реагировала и вместе с группой поддержки пошумела преизрядно. Прочие недовольные тихо брюзжали по углам. Поводы – самые разные, иногда прямо противоположные друг другу. Попробую сформулировать свои, тогдашние. Едва ли не треть появившихся на конкурсной сцене и получивших те или иные плюшки представляла скорее рок разного пошиба, чем АП. Явные клоны Земфиры, заявления «непривычно петь под открытым небом, и инструменты у нас обычно другие». Всё – следствия музыкальных пристрастий жюри. Поющие члены жюри – музыканты одной манеры. Напор, экспрессия. Выступления начинаются с поиска гитарного джека и просьб «добавить звук на гитару». Здесь уже не "музыкальное интонирование русской поэтической речи", а - музыка на стихи. Сама по себе такая манера не плоха и не хороша. И "музыка на стихи" это интереснее, чем "стихи на музыку". Но вот как-то сложилось на том фестивале, что этой манере больше соответствовали нахлынувшие рокеры. Смешивать же в одном стакане АП и рок мне и тогда, и сейчас кажется неправильным. Тут разница не стилистическая – эстетическая. В целом, второй фестиваль запомнился более высоким средним уровнем конкурсантов… И тем, что не запомнился практически никто из лауреатов. Третья Куликовская битва Смолоду прореха – к старости дыра? Фестиваль стал обрастать традициями, старожилами, легендами. Замечены постоянные посетители. Из ближних (Орел, Липецк, Калуга) и дальних (Москва, Тольятти, Тверь) окрестностей. Отмечено явление тусовщиков, кочующих все лето с фестиваля на фестиваль. Зато почти исчезли представители рок- и панк-культур, равно как и эстрадно-рестораных жанров. Крупных новаций было две. Огромный шестичасовой концерт членов жюри и гостей, длившийся почти все время, пока шло прослушивание конкурсантов. С 12 дня до 6 вечера! Все бы замечательно, только смущали практически пустые места для зрителей. Звук накрывал лагерь, и большинство предпочло внимать мастерам, не отходя от костров и палаток. И Яна Симон под минусовку напомнила о старых болячках. Всё понимаю, хочется автору показать «самое-самое». Но не вписывается у меня «минус 1» в формат того, что называется АП. Вторая: появление двух жюри - Общественного (ОЖ), собранного из «представителей делегаций» и Профессионального (ПЖ) в составе: В.Бережков, В.Попов, А.Витаков, С.Матвеенко, Т.Маталина, А.Коровин, С.Гончаров, Д.П.Соколов. Дим Палыч сидел на двух стульях, т.е. в обоих Жюри. Над названием «профжюри» посмеивались. «Профессиональные оценщики»?, «профессиональная АП»? На ОЖ было возложено предварительное прослушивание и отбор в конкурсный концерт. «Без поучений и обсуждений» © Т.Маталина. Автор, в наказание за излишнюю злобность в обсуждении предыдущих фестивалей, был ввергнут в пучину ОЖ. Впечатления. Тяжёлая и утомительная работа – выслушать всех желающих. Настолько, что конкурсный концерт слушать не стал, как, кажется и большинство из членов ОЖ. Вечное опасение: если жюри собирается по принципу представительства, а не команды, побеждает средне серое, а все яркое кем-то да будет отброшено. По-моему, этого не случилось. По крайней мере, все, кто мне показались хоть сколько-то интересными, в конкурс попали. Скорее, я бы кого-то из отобранных не пропустил, но бодливой корове Бог рогов не дает. Приказ вышестоящих - «не обсуждать!» - соблюдался, пока шло прослушивание, но при подведении черты, отделявшей козлов от агнцев, благолепие несколько нарушилось. В конце концов, подход «А мне понравилось!» возобладал над арифметическим, и ОЖ переложило тяжесть выбора на ПЖ. Дозволив «спорным» кандидатам показаться в конкурсе, но с одной, а не с двумя, как остальные, песнями. Далее всё уже привычно… Конкурсный концерт, 32 «творческие единицы»… Профессиональное жюри из отобранных выбрало одиннадцать «поощрянтов» согласно своим представлениям о «хорошо-плохо»… Фейерверк. Поутру вручение боевых наград в присутствии царствующих особ. В роли коих выступил местный депутат Госдумы. Не только поздравивший и вручивший, но и спевший со сцены концерта лауреатов песню собственного изготовления. Бард, однако. «Отгорел фейерверк, перестала крутиться шутиха», гости разъехались. Не было эйфории первого фестиваля, но не было и раздражения после второго. При всех новациях появилось ощущение повторяемости… Это осень, мой друг? Вне времен В три года человек – младенец, собака – в расцвете сил, а фестиваль? За три года "Куликово поле, первые выходные июня" зафиксировалось как "место, где поют и слушают". К третьему году (не сглазить бы!) определилось - "поют не рок, не эст-раду, АП поют". Осталось - "какую АП поют". Пустячок... Особенно, если бы кто-то объяснил, что же такое эта АП. Пока на сцене фестиваля хватает и попсы от АП, развлекухи, и песен ни о чем, и песен конъюнктурных, "под тематику" и даже "под жюри"... Специалисты говорят, «нужна творческая концепция фестиваля». Тоже зверь загадочный. Даже цель, сверхзадача фестиваля туманна. Что для всех нас главное: зрелище, праздник или работа (само)воспитания, (со)переживания, (со)творчества. Зрелище пока преобладает... Впрочем, и праздник может быть не бездумным, и работа хороша, только если работается весело. Монстров АП-шной попсы (Грушинский, Коломенское) нам в попсовости не превзойти, невозможно и целиком ориентироваться на "наиболее продвинутую часть АП, трудное чтение, кино не для всех". "Нужно что-то третье, да где ж его взять?" Сейчас для Музея фестиваль – лишь одно из мероприятий по работе с территорией (работе интересной и благородной, замечу). Дословно: «Мы могли бы здесь и рок-фестиваль проводить, но нам кажется, что правильнее для создания ауры – Авторская песня». Попытки же свести организаторов с кем-то, кто понимает (или думает, что понимает), что такое сегодня АП, как-то не задались. То ли сводня плоха, то ли обе стороны горды чрезмерно… Пока же, мне, зрителю простодушному, на Куликовке хорошо, но чуть слишком шумно, чуть слишком ярко… Время четвертое, будущее-неопределенное Как ни долго сочинялись эти заметки, основополагающие документы Четвертого фести-валя сочиняются ещё дольше. Предварительно заявлено: 1) несколько мастерских: две авторские, гитарная, детская, поэтическая (просто для сочинителей стихов, не обязательно – песен). Главный концерт формируется по рекомендациям Мастеров (фамилии потенциальных мастерящих назывались, но пока «переговоры ведутся»); 2) планируются некие «дуэли бардов», состязания на заданные темы специально приглашенных для ристалищных утех авторов. Это замена дневному концерту, предполагается возможное участие «бойцов» из желающих; 3) круглый стол «проблемы АП», для пишущих на темы АП, с тайной сверхзадачей воспитания местных журналистов на примере застольных разговоров заезжих мэтров; 4) конкурс на лучшую песню на историческую тематику. Что каждый из этих пунктов скрывает, как все это будет? Не знаю… Революции – не ожидаю. Поеду, посмотрю. Расскажу. Вы тоже приезжайте 28-30 мая, посмотрите, чтоб я не очень завирался… февраль –март 2004

Бард Топ