На Главную    Куликово Поле 2004    Все фестивали

Куликово Поле 2004

Свидетельства очевидцев

Наговорю, что приходит в голову, не редактируя.
Хорошо ли, плохо ли - зато скажу точно, что думал и чувствовал там, на Поле.
Возьмите для статистики как одно частное мнение, кому интересно.

Во-первых, фестиваль как событие обязан периодически где-нибудь быть, и
слава и благодарность организаторам за сам факт существования в Тульской
области такого вот приличного своего фестиваля.
Во-вторых, место экологически и вообще - приятное, простор, нет мошкары,
чистые реки с пескарями.
В-третьих, туалеты, вода и наличие дров (не скажу - чтобы их сухость) - на
отлично. (Мелочь - туалеты всё равно стихийно периодически делились на М и Ж
вплоть до охранных "постов" снаружи, так может так и надо было - в рамках
традиции?).
В-четвёртых, наличие в жюри Егорова, Попова, Витакова, если бы не недуг - то
и Бережкова, и их выступления - всё это плюсы, плюсы...
Фейерверк в виде растущих факелов, подчеркнувший общую песню на сцене, -
плюс. Начавшаяся затем пальба в стороне посередине пения, напрочь от этого
уведшая внимание, - минус. Надо бы подождать пять минут и разделить события.
Проявление вкуса в оформлении - оно ведь вот в этих мелочах.
Отдельное спасибо за отказ от пережима с патриотизмом. Случись гости из
Казани, вроде не было бы перед ними неудобно :). 
Ещё бы и из телевизионной рекламы убрать эту кичливо-победную, исторически
сомнительную, составляющую.

Теперь о том, что можно бы, на мой, сугубо частный взгляд, учесть к
следующей Куликовке.

Не в порядке важности - сначала ещё мелочь (что народ говорил вокруг). Вот
ежели бы 100р. абсолютно со всех собирали, и потом обязательно громко
спасибо со сцены всем сказали - и почему и сколько и на что пойдёт и ещё раз
всем спасибо, но контроль "оплаты проезда" - с юмором, но без послаблений, -
с гарантией, что все в одинаковых условиях, это было бы серьёзно и никому не
обидно.
Если бы, наоборот - вот вам урна для пожертвований, и дальше всё то же,
только без принудиловки - опять понятно.
А так - халявщикам, как всегда, - халява, дисциплинированным - возможность в
очередной раз почувствовать себя идиотами. Это всё опять про мелочи.

Теперь о серьёзном.
Песни есть громкие и тихие. С одним очень простым смыслом, и сложные,
требующие не отвлекаться, воспринимаемые всё веселее с каждой баночкой пива,
и понимаемые от этого только хуже.

Ярко освещённые, громко озвученные подмостки подталкивают автора и
исполнителя: - брось, не придумывай и не учи ничего камерного, личного,
тонкого. Кому это нафиг нужно? Тебя же просто не услышат. Ну как можно было
бы сейчас на такой сцене спеть "Утро стелит холод на снегу" или "И будет
снег лететь в окно..." или "У деревьев вместо веток дудки растут" или что-
нибудь тихое и доброе из Анпилова? Нет, тут без бас-гитары и притопывания
уже как-то неудобно - вне стиля. Не услышит этого поляна. Вся поляна,
положившись на бескомпромиссную громкость аппаратуры (кажется - до горизонта
всё слышно каждую секунду), и на соответствующую самоцензуру выступающих -
высказываться ( в смысле текстов) просто до примитива, но заводно и ясно,
без премудростей, - так вот, вся поляна занялась своими костровыми делами и
разговорами. Фон, так фон. Огромное бард-поле на полтысячи мест с условно
оплаченным входом и артистами в нон-стопе.

У артистов это вызывает тягу к несколько ресторанному общению с
замикрофонным пространством - не через поэзию, поддержанную музыкальной
интонацией, а прежде всего - через музыку с какими-никакими, лучше -
бодрыми, словами, а у тех, что не были избалованы до сих пор вниманием, -
просто восторг от обладания громкими микрофонами.
Наверно это современная болезнь не только Куликовки.
В результате общее песенное культурное поле (общее для фестивальной среды)
сдвигается такими мероприятиями в сторону театрально выстроенных, сценически
ярких, или просто громких, энергичных, в любом состоянии доходчивых, вещей.
Ведь тот же Вадим Егоров в другой обстановке мог бы ещё вспомнить что-нибудь
негромкое и изящное, вроде "Сколько мартов и январей..". И Виктор Попов в
обстановке на 20 человек - другой Попов.
Но как насчёт тех, кто начинает прямо с таких фестивалей? Не направляют ли
они молодого автора в заранее заданное русло только агрессивной манеры и
только несложных идей?

А мука-то какая от постоянно включенных динамиков до двух часов ночи!
Никто не может выдержать этого подряд. Камера пыток. Музыкальная шкатулка.
Нет, нельзя так - на всю поляну, чтобы никто не спрятался. Не демократично.
Должен быть выбор.
Хочу - подошёл - слушаю именно то, что мне по душе. Хочу - отошёл послушать
в другое место песни другого плана, либо просто для разговоров, общения с
исторической степью и т.д.

То есть тезис первый - даёшь неслышимость сцены на расстоянии 100-150м !
Второй - даёшь два - три, заранее сложенных в разных далёких углах поляны,
кольца брёвен с невысоким, проницаемым для взгляда костерком посередине.
Здесь могли бы проходить относительно тихие песнопения с заранее известными
отдельными участниками и нежёстким регламентом в остальном. Всё для
песнопений по кругу.
Можно и с микрофончиками, но тоже ограниченного радиуса слышимости вне
костра.
Обязательно - с тентом.
А то - позор какой - чуть ли не весь слёт испугался дождя и попрятался по
палаткам.
А возможно - просто сил уже никаких не было самим петь начинать в третьем
часу, когда замолчала наконец эта жуткая сцена.
Да просто должны организаторы понимать, что у каждой группы и общающихся
одиночек должно быть своё пространство-время для песен и разговоров в своём
кругу, защищённое от центральной запрограммированной жизни. К сцене и разным
кострам мы должны иметь возможность подходить тогда, когда нам это
интересно, а затем - возвращаться к себе на "частную", относительно не
зашумлённую, территорию, если возникла такая потребность. Иначе прямо
коммунизм какой-то.

Что касается всякого жюрения и судейства, лауреатства и раскрутки в
средствах массовой - ничего не могу сказать. Это вообще вне жанра. ЭТА песня
рождалась как бескорыстная. Зарабатывание на песне - другой жанр, мне, во
всяком случае, совершенно чужой и не интересный. "Песни нашего века" не
ближе к искреннему искусству, чем три тенора в одной упаковке. От этого
песня начинает кокетничать, глядеть на себя со стороны, стараться продать
себя подороже и перекричать конкуренток, то есть приобретает все черты
именно того разросшегося несносного массового искусства, от которого
когда-то все мы и прятались в крошечный рай искренней поэтической песни. Что
тут от неё может остаться? Умолкаю.
Пусть высказываются другие.
Вот за мастерские, я думаю, все авторы и исполнители были благодарны
уважаемым мастерящим. Делать это не поверхностно и тактично - труд очень не
простой. И очень нужный. Мастерским, даже не только в смысле отбора песен
для сцены, а вообще в смысле общения новичков с теми, у кого уже точно всё
получилось - самое место на фестивалях. Я думаю, многие только за этим бы
готовы были приехать. Ну и отбор на сцену - не для чьего-то лауреатства, а,
жалея наши уши, - это дело святое. Сам с ужасом вспоминаю как трудно
объяснить и отказать, когда невозможно не отказать.
В качестве зрителя я, например, каждую минуту благодарен тем, кто взял на
себя психологически тяжелейшую функцию - фильтром поработать.

На следующую Куликовку постараюсь приехать.
Концентрация хороших людей в таких местах выше среднего. А оргвопросы - дело
решаемое. (Постепенно :) ).

С уважением, Л.Альтшулер  01.06.04

На Главную    Куликово Поле 2004    Все фестивали

Hosted by uCoz