[Куликово поле] Хроника Второй отчет. Песни Куликова поля 2003 Третий отчет. Разбор полетов От очевидцев [На главную]
Разбор полетов

В редакции от 19.08.03

 

 


Вот уже третий месяц надо мной как "Выкинь ёлку!" висит "подбить итоги Куликовки - 3". Откладывать дальше уже нет поводов и просто неприлично. И для сравнения материал накопился...
Начнем  во здравие. Фестиваль - живет. И растет. И обрастает - традициями, старожилами, легендами. О старожилах ("для нас дороже всего - люди"). То, что одни и те же туляки, киреевцы, орловчане приезжают третий год подряд - не удивительно. Понятно, все рядом. Приятны приезжающие вновь москвичи (которым есть из чего выбирать), тольяттинцы, Тверь... Приезжают, и привозят с собой друзей и знакомых.  Значит, чем - то их фестиваль - или место -  цепляет... Приезжают - и участвуют в конкурсе, независимо от неудач или удач прошлых лет. Приезжают и "тусовщики", все лето перемещающиеся с фестиваля на фестиваль, и люди, для которых две поездки в год - два события.  При этом, кажется, меньше становится тех, кто не понимает, куда он попал... Представителей рок- и панк - культур, равно как и эстрадно-ресторанных авторов. Скандалы прошлых лет пошли на пользу.
Сюда же. Герои Третьей и предыдущих Куликовок замечены и отмечены в других местах. Ну, к примеру, Л.Чинарева и Т.Нестерова (К-1) - на последнем Грушинском, Наталья и Полина (К-1, К-3) и Володя Глаз (К-2) - в Луховицах, В.Музур (К-2) - в Коломенском... Наверняка  список можно продолжить. 
Возможно, это главный итог и главная удача трех лет фестиваля: формируется постоянная аудитория, а уровень, скажем аккуратно, не хуже прочих.
Порадовал третий фестиваль активно и много поющими членами жюри и гостями. Обычные две-три песни в вечернем концерте  - и получасовые блоки в огромном, шестичасовом, дневном. Для слушателей - школа, развлечение, повод для восторгов или брюзжания... Кто чего искал.
Из мелких, но нужных приятностей. Организация экскурсий на Красный Холм. Информационная доска. Торговля не только муз.продукцией, но и продукцией для желудка.
Итак, фестиваль жив и растет. Самое время посмотреть, куда ж и как ему расти дальше. Начинается часть "за упокой". 
Куда расти? Физически - территориально, куда? Взглянув утром в воскресенье на поляну, показалось, что некуда.... Палатки, палатки, палатки... Кажется, поляна "под храмом" находится на пределе наполняемости. Остается еще, правда, другой берег Непрядвы, но не уверен, что это - территория музея... Да и с перемещением оттуда к окрестностям сцены и обратно возможны проблемы. Возможный резерв - в ограничении права автомобилям спускаться на поляну. Среди ночных песнопений рев джипа, пытающегося форсировать складки местности, несколько отвлекает... Опять же, любители "автосаунда" на поляну не попадут тогда.  А вот, нужно ли расти - физически? Повторюсь. За три года "Куликово поле, первые выходные июня" зафиксировалось  как "место,  где  поют и слушают". К третьему году (не сглазить бы!) определилось  - "что поют". Это - после объяснений "роковым" авторам, что они немного не туда попали, после скандалов, "минусовок" и прочего... Осталось - "как поют". Пустячок... Пока на сцене фестиваля хватает и попсы от АП, развлекухи, и песен ни о чем, и песен конъюнктурных, "под тематику" и даже "под жюри"...  Нужно - задирать планку. Способы?
Ну, например. Сохранив в конкурсном концерте количество "номеров", сократить число конкурсантов, дав каждому возможность выступить не с одной - двумя, а с тремя - четырьмя песнями. При этом не бояться, если результатом будет " в номинации ... первое место - не присуждать" и даже "Гран - при - не присуждать".
Второе.  Результаты - и по качеству, и в "форме лауреатов" - есть производная от работы жюри и вторая производная от предварительного прослушивания. В этом году эксперимент с работой "Общественного жюри"  позволил "блюсти чистоту жанра".  Состояло оно из "представителей делегаций", "усиленных" Дим Палычем... При всей нашей непрофессиональности не думаю, что что-либо, действительно заслуживающие внимание мы отбросили... Скорее всего, наоборот, выставили ко всеобщему обозрению кое-что, что выставлять на сцену не следовало. Поддавшись "местническим интересам", в угоду "тематике фестиваля" и из прочих человеческих слабостей. "Главное" жюри выбирало из отобранного в соответствии со своими представлениями о "хорошо-плохо". О моем отношении к этим представлениям см. прошлогодний итоговый отчет.  Можно попытаться сдвинуть оценочную шкалу, организовав ещё одну - параллельную - стадию отбора, из людей с заметно отличающимся подходом к АП. Конечно, я опять о Втором канале Авторской песни ®, о команде Владимира Ланцберга. Последнее время 2-й канал организует неконкурсные мастерские на различных фестивалях. Отмеченные на таких мастерских никаких плюшек не получают, но приглашаются на фестиваль второго канала. Мы могли бы приглашать таких отмеченных в конкурсный концерт. Школа 2К - школа жесткая, может быть даже жестокая. Обсуждение прослушиваемых многими оценивается как "огонь на поражение". Но и попытаться взять такую планку - многого стоит.  Команда второго канала на таких "выездных" мастерских (3 человека) обычно работает за дорогу и кормежку. А вот для организации их работы нужны усилия дополнительные: озвученная (слабее сценической) площадка, информационная поддержка, в том числе, объяснение, что ожидает рискнувших прослушаться,  всякие дополнительные столы - лавки. И - желание сотрудничать. 
И тут же. В этом году в конкурс без конкурса проходили "победители региональных фестивалей..." (как-то так по Положению). Сдается, эту поблажку следует убрать в предположении, что "хорошо-плохо" на разных фестивалях может весьма отличаться.  Может быть, устроить отдельный конкурс из таких "победителей. Лига Чемпионов, так сказать... (или просто концерт, что собственно и было). Это уменьшит давление на фестиваль любителей ездить за плюшками и только ради плюшек.
Но  все это останется  втуне, если все мы - организаторы, творцы, слушатели - не определимся с целью фестиваля. Что для нас главное: зрелище, праздник или работа (само)воспитания, (со)переживания, (со)творчества. Зрелище пока преобладает... Впрочем, и праздник может быть не бездумным,  и  работа хороша, только если работается весело. Монстров АП-шной попсы (Грушинский, Коломенское) нам в попсовости не превзойти, невозможно и целиком ориентироваться на "наиболее продвинутую часть АП, трудное чтение, кино не всех" (самопозиционирование Второго канала). "Нужно что-то третье, да где ж его взять?"
Дальше пойдут слабо структурированные брюзжания по разным, организационным и рядом, поводам. Привести в систему уже нет ни сил ни времени.
Почему-то не получается взаимодействие оргов музея и Клубов. Информация от одних к другим передается медленно, не вовремя, не полностью... На третьем фестивале оба клуба выглядели гостями. Импотенция "Только така!" стала очевидной, но может быть молодая "Бригантина" способна не только на явление на конкурс, но и бревна может помочь таскать? Да и старые, преданные кадры приехали "пообщаться", но не подставить плечо.
И еще об информации. Появление информационного стенда - шаг вперед. Но почему каждый третий конкурсант спрашивал о дальнейшем ходе событий? Наверное, правила игры - уточняющие общие слова в Положении, следует помещать там же, на стенде и /или озвучивать.
Еще о жюри. Схема, опробованная в этот раз:  отбор "общественным жюри", оценки - Главным жюри, многим понравилась, по крайней мере, нареканий пришлось выслушать  значительно меньше. Если ее сохранять, то число участников ОЖ нужно увеличивать до 9-10 человек. При имевшем быть составе 5-7 человек, отсутствие одного - двух (а все люди живые, восемь часов усидеть просто физически сложно) искажает для каких - то конкурсантов результат. Это можно показать на цифрах, так и происходило на самом деле.
Для жюри конкурса хорошо бы придумать другое название. "Профессиональное жюри" звучит немного не здорово: "профессиональные оценщики"? "профессиональная авторская песня"? Можно назвать "Главное жюри", "Жюри мастеров", совсем скромно "Жюри второго тура".
Следующее - и организаторам, и Клубам (если Клубы намерены все же работать, а не только брюзжать и развлекаться). На одного поющего и желающего показаться приходится с десяток болельщиков,  слушателей и ротозеев. Пока один поет перед высоким ареопагом, остальные в общем-то предоставлены сами себе. Как бы придать этому броуновскому движению некоторую упорядоченность, занять чем-то? Первый шаг сделан - экскурсия на Красный холм. Те, кто приобщился были в восторге. Но это человек 50-60 (или меньше?). 
И сюда же - Детская поляна. Поющая Детская Поляна.  Не конкурс, упаси Боже! Дать детям послушать наши песни - и детские, и не очень. Дать подпеть. Или попеть. Что-то, отличающиеся от "Я буду честная-ё". Глядишь, и грустное "а смена не пришла!" потеряет актуальность. Задача, вполне решаемая клубными силами.
О легендах и мифотворцах. В этот раз удалось собрать (спасибо Андрею Коровину) довольно много публикаций о фестивале. И, пожалуй,  только материалы Олеси Степановой не вызвали печального вопроса: "А не на разных ли фестивалях мы были?"  Большинство пишущих, как говорят - "не в теме". Поэтому почти каждый отметил любовь КСП-шной общественности в остроактуальным напиткам, многие услышали от костров "По полю танки грохотали...", но никто не услышал ни тихого орловского костра, ни смоленского, ни заполночного тульского... Вывод: журналюг водить за ручку. Показывать и объяснять.
И, напоследок, два тяжелых вопроса.
Тяжелый организационно. Сцена. Сцена прекрасная. Для эстрадного концерта. И противопоказанная жанру, где - глаза в глаза. Глаз - и слушателей - со сцены не видно.  И глаз поющего - тоже. Отмечено очень многими и выступавшими и зрителями.  Сцену надо безжалостно опустить почти на уровень земли. Тогда она и просто безопаснее для выступающий будет (см. фото.)
Тяжелый этически. Мне казалось, что с некоторых пор вопрос членства Имярек в какой-либо партии есть его глубоко интимное дело. Явление на сцену Единой России со своим заслуженным композитором Единой России вызвало недоумение у многих. Понятно, поддержка от  власть предержащих полезна в организации любого мероприятия... Но все же, все же, все же... Возвращаться к пройденному не хочется.
И самое последнее, кажется. Две Куликовки подряд свистели, боролись, смеялись над "минусовками". Для того ли что бы член жюри показала со сцены "как это делается"? Эх, два года насмарку... Ждите: на четвертой на прослушивание вновь явятся с фонограммами.

Есть мечта. Музей - заповедник Куликово Поле... А при нем - маленький музейчик Авторской песни. А уж материала за три года накопилось! Будь помоложе сел бы дисер писать...

  ДЛЯ ОПРОВЕРЖЕНИЙ

Фотоотчет

До встречи. На Куликовке 2004!!!

03 июня - 19 августа 2003

[Куликово поле] Хроника Второй отчет. Песни Куликова поля 2003 Третий отчет. Разбор полетов От очевидцев [На главную]

 

Rambler's Top100   Поисковая система Deft site
Hosted by uCoz