С сайта "Молодого коммунара"

В ковылях и с песней

31.05.2011
Автор: Юлия ГРЕЧЕНКОВА.
Фото: автора.
На минувших выходных корреспондент «Молодого коммунара» отправился в поисках походной романтики на XI Всероссийский фестиваль авторской песни «Куликово поле» в селе Монастырщина (Кимовский район).

Трава зеленее, а народу больше

Парень в широченном красном галстуке с надписью «100-процентный мужик» подкрепляет это утверждение делом, ловко собирая двухместную байдарку. Вскоре рядом появляется его товарищ, второй гребец. Из разговора узнаю: Олег и Сергей (так зовут байдарочников) родом из Новомосковска, сейчас, правда, перебрались в Москву. На «Куликовку» послушать душевной музыки приехали уже в седьмой раз.

— Семь лет назад здесь было еще малолюдно, — ребята ударяются в ностальгию. — А сейчас, чтоб успеть разбить лагерь на этом берегу, нужно аж в четверг заезжать. Здесь самая лучшая акустика, хоть сцена и на том берегу…

Густонаселенный палаточный лагерь (в общей сложности гостей и участников собралось около 8 тысяч) «выстроен» по обоим берегам реки Непрядвы, обмелевшей в этих местах. В непосредственной близости от сцены кипит походный быт: жарятся шашлыки, сушатся спальные мешки. В лагере — постоянная движуха: кто-то идет к концертной площадке, кто-то возвращается «ко двору». Самые усидчивые и настроенные на многочасовое восприятие авторских «музык» сидят на лавках у сцены, на привезенных с собой складных стульях или прямо на траве. Многие, невзирая на музыку в режиме нон-стоп со сцены (выступления конкурсантов перемежаются концертами мэтров), прогуливаются по дорожкам, тренькая себе под нос на гитаре. Репетируют.

У самой сцены танцует мужичок. Довольно нелепо, зато, что называется, с полным погружением в дело. Блюститель фестивального порядка что-то шепчет ему на ухо, и танцор сворачивает свой перформанс.

— Эх, народу нынче мало приехало. А все потому, что правила фестиваля поменялись, — слышу в зрительской толпе. За разъяснением ситуации направляюсь к членам жюри.

— Да нет, правила все те же, привычные, да и народу столько же, сколько обычно, — удивляется слухам член жюри Татьяна Моталина. — Хотя в этом году мы немного поменяли программу: добавили, наконец, то, что уже несколько лет планировалось, но не удавалось претворить в жизнь. Сегодня утром (в субботу. — Авт.) был детский концерт: выступали ребята в возрасте до 10 лет. Вечером будет этнический блок — место проведения фестиваля обязывает. Вчера воплотили еще одну давнюю задумку — исполняли ретропесню. Раньше как-то не срасталось, всегда было что-то не то. А тут вечером вынесли вперед сцены колонки, разожгли костер, поставили лавочки и попели старые, всем знакомые КСП-шные и туристические песни…

Татьяне, к слову, принадлежит «голос за кадром», объявляющий исполнителя. На сцену она не поднимается, сидит на подступах к ней с микрофоном, режиссирует процесс. А в жизни фестиваля все-таки есть и другие изменения. В предыдущие 10 лет, что существует конкурс, концертную площадку возводили на пригорке, аккурат напротив церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В этот раз сцену «спустили» на само поле, потеснив палаточный лагерь.

Что курят барды?

Те, кто на уик-энд не планировал пассивного отдыха (я в том числе), шагают несколько километров по проселочной дороге «смотреть на ковыли». Мы слабо представляем, что это означает. Подходим к полям, где на грядках растет ковыль: пучки длиннющих травинок, стелющихся по ветру.

— Раньше тут были ковыльные поля, — поясняет сотрудник музея «Куликово поле» Надежда Вольнова. — Куликовская битва имела именно такие природные декорации. Сейчас, видимо, поменялся климат, почва стала более сухой. И местные жители ковыль видят разве что на картинках или на редких склонах под Татинками и Урочищем (Кимовский район). Там сохранились реликтовые травы…

Все разделяются на две группы — те, кто хочет позировать «в ковылях по пояс», и те, кто хочет фотографировать. Оказывается, если чуть углубиться в поле, можно слушать бардовские песнопения прямо здесь, сидя в ковылях.

Возвращаемся «с полей» прямо ко второму туру фестиваля. В почете у исполнителей не только привычная для бардовской песни гитара: есть и балалайки, рожки, аккордеон. Очередной конкурсант поднимается на сцену и, не окончив и первого куплета, забывает слова.

— Ну ничего, бывает, — говорит Татьяна Моталина, — соберется с мыслями, мы его опять на сцену вытащим…

— Что за допинг эти барды употребляют, что постоянно такие благодушные? — смеется кто-то в толпе.

К вечеру, когда народ собирается у сцены в ожидании второго тура, на фестивальной территории уже сложновато ориентироваться: видимость плохая. И это даже не туман — густой дым от костров.

У костра же в своем лагере члены жюри решают, кому присудить звания победителей. Лауреатами конкурса стали: ансамбль «Оазис» (Обнинск, Калужская область), ансамбль «Финики» (Москва), Александр Шмелев (Москва). Приз зрительских симпатий завоевали Наталья и Алексей Мартыновы (Данков, Липецкая область). Спецприз от Галины Хомчик (она «жюрила» на фестивале) достался 16-летнему Никите Макуцкому (Москва).
Фотоальбом Андрея Лыженкова

Rambler's Top100 БардТоп

Hosted by uCoz