Rambler's Top100

Карта сайта
От публикатора

Дмитрий Павлович Соколов известен всем. Среди прочего - Всемирной Бардафишей.  Предлагаемый текст - это его письмо от 12 февраля 2003 г. Для понимания пропущенных "по умолчанию" мест: обсуждались вопросы привлечения зрителя на концерты АП/КСП. Как убедить публику "отдать вечер" и, может быть, деньги, концерту, а не телевизору....

 
Украдено с www.bardafisha.ru По проблемам "жанра".
Встречаю в последнее время деятелей, которые активно ориентируются на профессионализацию концертных выступлений. Понятно, так можно "доход" получать.
Понял не так давно, что "Фестивали АП" - это просто одна из активных форм работы "явления КСП" - т.е. клубу одному ничего не потянуть - ни лидера сильного, ни актива инициативного почти нигде не осталось. Так просто эти "правила игры" позволяют собрать народ и наладить оргработу с минимумом усилий.
Где этих усилий побольше вкладывают, получается очень хороший Праздник. Концерты, мастерские, конкурс. Спонсоры, администрации (хотя бы для "птички", и почти всегда - за долю в финансируемом "деле"), призы, почетные гости... Как бы следующие шаги после давних "самодеятельных" клубных слетов.
И престижно, и концентрация сил происходит. И орг-, и творческих.
Так вот Миша Вейцкин (представляется "Режиссер Грушинского фестиваля") на "Зимородке" сказал: "Больше сюда никогда не приеду." Ему здесь ничего не светит - ни перспективных бардов, ни доходов. А я ему объяснять пытаюсь, что без таких "школ" не будет ни бардов, ни слушателей организуемых им концертов.

И вот - проблема зрителей. Я не понимаю, как наладить систему (без телевизора), чтобы до каждого жителя дошло, что есть такое творчество, которое несет не разрушение личности, сознания, дружественности и т.п., а - наоборот, помогает каждому выжить среди стрессов, сберечь душу, детей растить добрыми к родителям, друг к другу...
Точно ты сказал, что нужно как-то формировать доверие потенциальной аудитории к организаторам, к их "продукту". Скорее всего - это форма "клубной работы". Сбор единомышленников.
Вспоминаю рассказ харьковских ребят. Уехали все лидеры. Выгнали из всех помещений. Холодно. Неуютно. Но что-то делать хочется (пока). Так они от безысходности стали собираться в теплом подземном переходе и петь. Часами. Вечерами. По выходным - и днем. Публика даже стала специально приходить. Потеплело - вышли в ближайший сквер. Оказалось, что и там неплохо. Даже никто не стал их разгонять. И постепенно собрался новый коллектив. Кажется, выжили...

В Москве пытаются уже около 8 лет в разных местах раздавать листовочки с приглашениями на вечера-концерты. Эффективность - практически нулевая. Слишком похоже на такие же "рекламные акции", все уже надоевшие и никого уже не обманывающие своей пустотой обещаний.
Думали сделать объединенную афишу концертов разных площадок. Концертов-то много, но зрителей там постепенно все меньше. Так при подготовке поняли, что этого делать нельзя - никто официально доходы не показывает, билеты не оформляет... А без этого ни одна типография не берется... Испугались.
По радио - перестали приглашать. Только на особые концерты, реклама за плату.

Да и на мою Бардафишу - меньше 100 чел. в день смотрит. Опять, похоже, "наш народ" пока без компов живет...
"Песни века", по моему, упустили громадный шанс на первой волне интереса впарить публике творчество не только собственно этого "коллектива известных бардов", но и продукцию каждого из них, их друзей, да и тех авторов, чьи имена в списке исполняемого. Уже было бы больше 50 авторов. Фирма "IVC" этого не осилила.

Я никак не могу собрать группу заинтересованных "товарищей" - организаторов-администраторов, самих выступателей, хозяев залов и др., чтобы всерьез пообсуждать проблему "заполняемости", поискать причины, придумать коллективно новые решения. Нет ни у кого из моих многочисленных собеседников "широты взгляда" на проблему, желания оторваться от текучки и что-то сделать на перспективу.

Вот сейчас "просвечивает" что-то новое. По Сибири поехали Мария Булат и Юра Ельский (из Питера). Кажется, складывается (очень нечеткая) система гастролей. Пару лет назад попробовал так Ланцберг - так уперся в добрые улыбки и полное неумение (нежелание) как-то пошевелиться. А ведь его - знают.

Активизируется постепенно "Второй Канал" - кажется, больше не верит обещаниям Кейльмана и не собирается ехать на Грушинский. Разрабатывает иную схему работы. Один вариант - сейчас уже едет в Москву и Питер Роман Ланкин из Томска. По дороге позавчера был в Новосибирске. (Пока сведений нет.) Будет третий слет под Москвой.
Ездит по "весям" компания "32 Августа".
На этом фоне ваши тульские вечера - заметный праздник.

Пытался я говорить с Борисом Полеводой (он пытается вести себя как "Руководитель совета КСП Центрального региона". Но... Опять какая-то ограниченность. Гл. образом из-за того, что очень занят в системе "Союза кинодеятелей". А коллег у него нет, да и никто в это не полезет.
Делал в прошлом сезоне 3 слета и фестиваля, один из них в форме недельного лагеря на Селигере. Здорово, но очень ограниченно по подходам и задачам.
Очень отличается от другой "ограниченности". Женя Сапфиров "собрал" несколько клубов близких городов в Союз "Апрель". Но опять же - только для проведения интересного досуга. Стало полегче делать два лесных фестиваля. И городской зимний.
Но это все - какая-то самодеятельная оргработа. Ни одного профессионального "менеджера". Или здесь - нельзя?

Вот думаю об "отдать вечер"... То есть предложить потенциальному зрителю что-то, что ему будет интересно, ввести это в некую систему. "Что наша жизнь? - Игра..." Так вот, играть надо не "перед зрителем", а "вместе с ним". Наверное.
В небольшом поселке Идрица на Псковщине директор клуба захотела провести у себя небольшой "Фестиваль АП". Рассказала, какое главное занятие у их жителей в клубе: они поют!!! При этом все очень просто: купили аппарат-кассетник с СД и там функция "караоке". Так вот как начнут петь под эту механику - остановиться не могут. Хорошо!
В Москве первый и самый главные вузовский клуб песни был в МИФИ. Там единственный в Москве академический мужской хор. А девчонок, хоть их в МИФИ очень мало, занять нечем. Там даже своего клуба или ДК нет (кажется, до сих пор. А тогда - 1963-68). Так группа парней из хора стала петь себе самодеятельные песни, известные тогда из других вузов. Потом стали в аудитории их разучивать с девчонками. Стало приходить "совместно петь" до 300 человек. Полная потоковая аудитория! Разработали технологию, вешали текст на стене. Каждый списывал себе в тетрадь, потом только учили мелодию. И так душевно было "внутри" этой поющей дружественной аудитории!
То есть то самое "бытовое музицирование", что и в деревне, в дворянском салоне... Только вот оно, для нас, доступное. И почти не важно, какие песни (только бы "свои", подходящие к такому душевному настрою). То есть песня - как инструмент общения, как пароль "свой - чужой".
Собственно на этом же построена идея "Песен нашего века". Они изначально декларировали, что хотя возродить хоровое исполнение лучших, живущих уже более 20 лет песен - как когда-то пели у костра. И залы им вполне откликаются....
В Америке Пит Сигер, Боб Дилан и их друзья такие же ночные субботние песнопения устривали, их записи на пластинках привезли родители Александра Величенского ("Под музыку Вивальди" - его стих). И услышал это его друг по МИФИ Сергей Чесноков. И попробовал это в той самой аудитории. Получилось. И несколько лет - жило!
Нет у нас таких "массовиков" - профессионалов. И школы этого нет. А в каждой деревне когда-то была такая "заводная" бабка. И все девки должны были петь, хороводы водить - жену парни в хороводе выбирали. А кто самый завидный жених - гармонист...

Ох... Хорошо... - Было. Может, можно из этого что-то для сего-дня?

Успехов! Димитрий П.Соколов.
(Распелся я что-то сегодня...)
В Гостиную]
     [ В Гостиную]