Что поем - слушаем, 1.
На главную    Часть 2.    Только цифры

Что поём - слушаем. Часть I. (Введение, Глава I, II.)


На правах рукописи


ISBN 5-224-02745-4: 5-94799-282-5
ББК 86.42 3264: 85.314
УДК 532.517.4:821.161.1:882.09

Александр Ю. Алексеев.

Топ Тула XXI. Опыт статистического анализа
Тула, КлуСамСлушАП,  2005. 11 с.; 12 табл.; б/иллюст., потому что лениво

В результате обработки статистических данных по Туле за 2001-2005 г получены ответы на вопросы «кто, чьё и что поёт в Туле». 



Содержание
Введение Постановка задачи или Мотивы, побудившие…
Глава I. Исходный статистический материал
I.1. Предварительные допущения. Описание исходного массива данных
I.2. Предварительная обработка данных, основные допущения
I.3. Характеристики репрезентативности исходного массива
Глава II. Основные результаты исследования
II.1. Кто поет в Туле и окрестностях??
II.2. Кого поют в Туле?
II.3. Что поют в городе Туле?
Глава III. Модификация и интерпретация результатов. Дополнительные результаты
III.1. Существенные воздействия на распределения
III.2 Модификация рейтинга песен
III.3 Модификация рейтинга автора. Альтернативный критерий оценки
III.4. Дополнительные результаты исследования
III.4.1. Пророки в своем Отечестве
III.4.2. Обломовщина и групповщина
III.4.3. И, конечно, припевать лучше хором
III.5. Обобщение результатов исследования. Основные выводы.
Заключение
Благодарности


Введение
Постановка задачи или Мотивы, побудившие…

Несколько месяцев тому назад Лёня Альтшулер, традиционно полный сомнений при подготовке некоего теоретического обобщения, вопросил:
не перечислил бы ты, руководствуясь своим опытом обхода чужих костров, кого сейчас хоть чуть-чуть поют сообща - есть ли общее культурное поле на современном материале? Если нового особо не поют, то что знают всё-таки пошире? Нужно же знать, где оно - общее культурное поле в пределах жанра на основе сегодняшнего материала, то есть, каких творцов менее, чем 35-40-летних, более-менее широко знает народ?

Беглый анализ тульского «культурного поля» какого-то вразумительного ответа не дал, попытка сыграть на чужом поле bards.ru/forums результатов также не принесла. Пришлось попробовать хотя бы как-то систематизировать наличную информацию, предоставив право на выводы желающим.
Итак, что же поют-слушают в Туле.

I.  Исходный статистический материал

I.1. Предварительные допущения. Описание исходного массива данных


«Но потом он спохватился,  что получается как-то ненаучно» © АБС, ПНвС


Объектом настоящего исследования является так называемая «Авторская песня», предмет исследования – количественно-частотные характеристики таких свойств объекта, как «исполнитель»,  «исполнение»,  «автор», «песня».  При этом исполнитель – житель Тулы или Тульской области, исполнение – в период с мая 2001 по октябрь 2005 г.  Метод исследования – комплексный, основанный на современном аппарате статистического, регрессионного и корреляционного анализа.

В современной литературе отсутствует однозначное определение заявленного нами объекта исследования.   Поэтому для определенности предполагалось, что все произведения, включенные в исходный массив данных относятся, к жанру «Авторской песни».  Это вынужденное допущение позволило оставить за рамками исследования обсуждения таких животрепещущих вопросов, как «Что такое Авторская песня», «относится ли творчество А.Розенбаума,  А.Макаревича-машиниста, О.Митяева к Авторской песне», «в чем отличие истинно Авторской песни  от песни КСПшной» и т.п.
Исходный статистический массив был получен автором и другими членами КлуСамСлушАП’а  в период с мая 2001 по октябрь 2005 включительно. В него включены данные из программ:
-  публичных выступлений тульских  КСП «Только так!» и КАП «Бригантина», а также независимых исполнителей;
-  выступления  исполнителей АП  из Тулы и Тульской области на фестивалях Куликово Поле 2001-2005;
-   тоже - на городских фестивалях 2004 и 2005 гг.
Далее каждое такое мероприятие будем именовать «концертом».
Исполнение собственной песни автором в массив данных не вносилось, что представляется естественным, поскольку авторы кроме себя, любимых,  ничего не поют и способны лишь исказить статистику.
Не использовались данные об исполнении произведений АП в неформальной обстановке (у костров, на кухнях, в подъездах) из-за отсутствия достоверной информации о датах  и программах  таких выступлений.
Полный перечень концертов, составивших исходный массив данных, приведен в Архиве Хроник.
Единичный экземпляр данных исходного массива будем называть «исполнением» или «творческим актом». Элементами творческого акта являются: исполнитель, песня, автор,  концерт.

I.2. Предварительная обработка данных, основные допущения

В работах П.Трубецкого, его сотрудников и последователей показано, что в рассматриваемой предметной области значения элементов творческого акта могут обладать заметной дисперсией, что связано как с объективными причинами (один исполнитель поет «Ах у дуба, ах у ели», другой «Ох, у дуба…»), так и с причинами субъективными (например, иногда при описании творческого акта предполагалось, что современный российский алфавит состоит из 33 букв, иногда, исходя из неочевидного уравнения ё=е, – из 32).
Таким образом, предварительная обработка исходных данных не тривиальна и предусматривала, прежде всего, уменьшение, а – в идеале – исключение указанной дисперсии. Для уменьшения дисперсии значений по каждому элементу творческого акта были построены индексы Unique. Упорядоченный методом Unique массив подвергался визуальному контролю. Обнаруженные разбросы очевидно одинаковых значений нормализовывались. Отметим, что предложенный подход не обеспечивает абсолютного исключения дисперсии. Так, в предварительной публикации результатов исследования (см. Хроники от 19.11.2005) были приведены завышенные на 2.6% данные о количестве авторов.
Для дальнейшей обработки данных было принято допущение, что автором песни является автор музыки. Исключение было сделано для нескольких песен (музыка Шварца, Левашова, автор – Окуджава).

Следующие допущения обусловлены эффектами массового сознания. А может быть, воспаленным воображением автора исследования.
Авторы, существующие в массовом сознании как единое целое, считаются одним автором, а именно:
А.Иващенко, Г.Васильев = = Иваси
Вад. Мищук, Вал. Мищук = = Мищуки
А.Колмыков,И.Луньков считаются одним автором, так же как А.Гейнц-С.Данилов.

Допущения, введенные автором и никак не обоснованные
Коллективный автор «Ключа » («Когда мы вернемся») - Ю.Визбор, В.Берковский, С.Никитин считается одним автором - Ю.Визбором.
Но «Ночная дорога» того же коллектива («Нет прекрасней и мудрее») считается песней В.Берковского.
В исходном массиве оказалось шесть исполнений трех песен, авторство которых установить не удалось. Предполагалось, что у каждой из них свой автор.

I.3. Характеристики репрезентативности исходного массива

С учетом проведенной нормализации и сделанных допущений, исходный массив характеризуется следующими данными:

период анализа		             май  2001- октябрь 2005.
всего  концертов                      41
исполнителей  	                   76 творческих единиц, из них творческих не единиц 
                                         (дуэтов, трио, ансамблей, хоров и сводных хоров) 35
всего творческий актов                639
разных песен                          430
разных авторов                        142


Программы концертов, послужившие основой массива исходных данных, получены на основании фонограмм и стенограмм концертов. Некоторые из программ имеют пометку «с незначительными купюрами». Купировались (или могли купироваться) творческие акты, грозившие вызвать рвотный рефлекс сразу же после их объявления, попавшие на момент переворачивания кассеты и \ или повторявшиеся многократно в предшествовавших концертах (последнее относится в большей степени к первой половине анализируемого периода). Мощность исходного множества позволяет считать эти купюры статистически не значимыми и не влияющими существенно на результаты исследования.

Глава II. Основные результаты исследования

II.1. Кто поет в Туле и окрестностях?


Как отмечалось в предыдущем разделе, за пять лет 78 исполнителей свершили 639 творческих актов.
В таблице 1 представлены  20 тульских исполнителей, ранжированные по количеству творческих актов.

Таблица II.1. Количество выступлений по исполнителям
Рейтинг Исполнитель Количество
т.а./авторов/песен
%т.а. к общему
количеству т.а.
1 Ю.Струневская 90/35/57 14.08
2 В. Буталова 63/27/43 9.85
3 Е.Волков 45/16/37 7.04
4 Л.Альтшулер 39/22/34 6.10
5 А.Антипин – М.Мозжечков 38/12/28 5.95
6 М.Шатский – С.Пронин 32/20/32 5.00
7 Н.Пряхина – П.Старухина 28/12/28 4.38
8-10 М.Шатский – Е.Волков
С.Ламков
М.Денисов
21/11/16
21/16/20
21/10/20
3.29
11-12 Трио «Дебют»
Ансамбль «ТТ»
20/12/18
20/11/15
3.13
13 Н.Пряхина 16/13/14 2.50
14 А.Антипин 12/5/10 1.88
15-16 М.Мозжечков
Е.Медведева
10/6/9
10/8/10
1.56
17 Е.Коновалов 9/7/9 1.41
18-19 И.Байков
Ансамбль «Бригантины»
8/6/8
8/5/7
1.25
20 А.Тушканов 7/6/7 1.09
Итого
в % от общего числа исполнителей: 25.6%
508 79.5

Дополнительно укажем, что по одному исполнению было у 26 творческих единиц, из которых 17 – «временные альянсы» - дуэты, трио и т.д., образованные или восстановленные для совершения единичного творческого акта. Таким образом, из общего числа исполнителей лишь 9 можно считать случайными фигурантами.
Как видим, результат близок к универсальному закону 20:80 («двадцать процентов людей выпивают 80 процентов пива»). Применительно к исследуемой предметной области первый вывод можно сформулировать следующим образом:
  Четвертая часть от общего числа  исполнителей исполнила 80% песен.

Модификация результатов. В приведенном «Топе-20», по крайней мере, у шестерых исполнителей были сольные (или полусольные – по отделению на двоих) концерты. Далее, исполнители, обозначенные как «Ансамбль «ТТ»» и «Ансамбль «Бригантины» из-за переменности составов в разных концертах не могут считаться отдельными исполнителями. Модифицируем полученные результаты с учетом приведенных обстоятельств.
Таблица II.2. Модифицированный «Топ-20». Без сольников и ансамблей
Рейтинг Исполнитель Количество т.а.
1 Ю. Струневская 64
2 В.Буталова 49
3 Е.Волков32
4 Н.Пряхина-П.Старухина 28
5-6 М. Шатский-Е.Волков
С.Ламков
21
7 Трио «Дебют» 20
8 Н.Пряхина16
9 М.Денисов 15
10 А.Антипин-М.Мозжечков 13
11 А.Антипин 12
12 М.Мозжечков 10
13 Е.Медведева 10
14 Е.Коновалов 9
15 И.Байков 8
16-17 Л.Альтшулер
А.Тушканов
7
18-21 Ю.Струневская-Е.Волков
Р. Бобровников
М. Денисов
Д.Щеглов
6

Сравнение таблиц II.1 и II.2 показывает, что сольные концерты исполнителей Тулы существенно не влияют на картину распределения, лишь несколько сглаживая его.
На всякий случай напоминаем, что «рейтинг» в таблицах II.1 и II.2 указывает на частоту мелькания того или другого исполнителя на тульских сценах и ни на что более.


II.2. Кого  поют в  Туле?

На следующем этапе исследования была произведена оценка популярности в Туле исполняемых авторов. Частота исполнений песен различных авторов приведено в таблицеII.3. Полученные на этом этапе данные имеют фундаментальное значение, поэтому приводятся полностью.

Таблица II.3. Распределение творческих актов по авторам
Рейтинг Автор Количество
исполнений
1 Ю.Визбор 49
2 Иваси 35
3 О.Митяев 27
4 Б.Окуджава 25
5-6 Р.Нур   О.Красота 19
7 В.Высоцкий 15
8-9 Ю.Кукин;   В.Егоров 14
10-14 Мищуки;  Е.Клячкин;   В.Кабанов;  В.Берковский;   А.Суханов 13
15-16 В.Попов (Виктор);   А.Розенбаум   12
17 М.Щербаков 11
18-21 Ю.Ким;   А.Фошин;   А.Лебедев;   А.Городницкий   10
22-25 С.Никитин;   В.Ланцберг;   А.Киреев;  А.Колмыков  9
26 А.О'Карпов  8
27 А.Козловский  7
28-33 Ю.Аделунг;   Э.Сайфуллин;   Н.Матвеева;   Л.Сергеев;   Л.Альтшулер;   И.Гель  6
34-38 О.Пономарёв;  Н.Старченков;    В.Матвеева;   Б.Вайханский;   А.Дольский  5
39-42 Л.Марголин;   В.Третьяков;   В.Миляев    В.Васильев (рязанский )  4
43-53 Т.Шаов;   С.Смирнов;   С.Крылов;   Не установл.-1;   З.Ященко;  Не установл.-2;   Е.Казанцева;   А.Макаревич;   А.Иванов;  А.Дулов;   А.Алабин  3
54-84 Ю.Устинов;   Ю.Лорес;   Ю.Колесников;   Ю.Гарин;   Т.Наумова;  Не установл.-3;   С.Сурганова;   С.Стеркин;   С.Пронин;   С.Назин;   С.Боханцев;   М.Кочетков;   Л.Семаков;   И.Михалёв;   Е.Фролова;   Е.Крылатов;   Е.Бурукин;    А.Гейнц-С.Данилов;   Г.Жуков;   Г.Дикштейн;   Вадим Попов;   В.Седов;   В.Музыкантов;   В.Васильев;   В.Борисов;   А.Якушева;   А.Тальковский;   А.Макаренков;   А.Крупп;    А.Загот;   А.Галич 2
85-142 гр. "Бедные родственники”;   Т.Леонова;   Т.Королева;   Станислав Маркевич;   С.Яцуненко;   С.Трофимов;   С.Каплан;   Р.Ченборисова;   Не установл.-3;   Н.Шепилов;   Н.Вотинцева;   Н.Воробьева;   М.Ляшенко;   М.Шатский;   М.Таривердиев;   М.Либерман;   М.Гальперин;   М.Волков;   Л.Иванова;   Л.Захарченко;   К.Фролов;   К.Тарасов;   И.Михалев;   И.Кохановский;    И.Гильченко;   И.Белый;   И.Байков;   Е.Решетняк;   Е.Бачурин;   Дм.Бикчентаев;    Гр.Гладков;   Владимир Дергунов;   Вл.Ченцов;   В.Туриянский;    В.Попов (не Виктор);   В.Пак;   В.Мешавкин;   В.Луферов;   В.Леонтьев;   В.Дашкевич;   В.Вихорев;   В.Бережков;   В.-А.Моцарт;   Б.Щеглов;  Б.Львович;   Б.Драчинин;   Андрей Леонкин;   Анатолий Иванов;   А.Щукин;   А.Флярковский;   А.Поздняев;    А.Перов;   А.Мордвинов;   А.Лазарев;   А.Краснопольский;   А.Зацепин;   А.Витаков;   А.Баль  1
Итого 142 автора 639 исполнений

Критический анализ приведенных результатов приведен в главе III.

II.3. Что  поют в городе Туле?
При предварительном анализе популярности различных песен у тульских  исполнителей для наглядности ограничимся первой двадцаткой песен, данные в таблице II.4.
Таблица II.4. Исполнения самых популярных песен
Рейтинг Название Автор количество
исполнений
1-2 Милая моя Ю.Визбор 7
Зелёная карета А.Суханов
Итого 14
3-5 Штучка В.Кабанов 6
Тронется О.Митяев
Звоны И.Гель
Итого 18
6-9 Марш домохозяйки Р.Нур 5
Когда мы вернемся Ю.Визбор
До свиданья, дорогие Ю.Визбор
Божественная суббота В.Берковский
Итого 20
10-17 Тюбик В.Третьяков 4
То были капли дождевые Мищуки
Соглашайся на легкий флирт О.Пономарёв
Опять нелетная погода В.Кабанов
Добрые ангелы А.Лебедев
Джаз для двоих О.Красота
Девушка из харчевни Н.Матвеева
Валаам Е.Клячкин
Итого 32
Всего 84

Произведения, не включенные в вышеприведенную выборку, исполнялись менее четырех раз, см.таблицу II.5.
Таблица II.5.Количество песен с числом исполнений менее 4.
Количество исполнений Различных песен
3 28
2 81
1 309

Представленные результаты показывают весьма равномерное распределение популярности песен по творческим актам. Почти половину творческих актов (48.2%) составили единичные исполнения 309 песен. Исполнение наиболее популярных произведений (позиции 1-2)  составляют чуть более 2% от общего числа творческих актов.

На главную    Часть 2.    Только цифры


Rambler's Top100