|
|
Невидимка NN |
Кирилл
Спешник №139,
4.10.2004
|
Новелла Матвеева умеет жить в
обществе, будучи свободной от него. За что принудительно
выселена в прошлое |
|
|
(Рисунок: Александр
Котляров) | Если кто-то из ваших знакомых
хоть немного интересуется авторской песней, попросите его
перечислить наиболее значительных, по его мнению, бардов. И когда
он, исчерпав известный ему запас имен, замолчит (или, если он
человек сведущий, зайдет на третий десяток), спросите: «А Новелла
Матвеева?»
И ваш собеседник, страшно смущаясь, начнет сбивчиво говорить,
что, мол, конечно же, она классик и основоположник, что ее песни
очень много значат для него лично, а не назвал он ее по чистой
случайности, необъяснимому выверту памяти. Все прозвучит очень
искренне, да и на самом деле является чистой правдой. С одной
поправкой: этот «необъяснимый выверт» делает память едва ли не
каждого, кому предлагают этот нехитрый тест.
Этот странный эффект распространяется не только на круг любителей
песни. В любом справочнике, на любом сайте биографические сведения о
Новелле Матвеевой заканчиваются в лучшем случае серединой 90-х,
обычно же последняя дата относится еще к 80-м. Словами «в последние
годы» начинаются упоминания о том, что происходило лет тридцать
назад. А после словно бы ничего и не было – даже на довольно
неожиданное присуждение ей в прошлом году Государственной премии не
отозвался никто, кроме какого-то патриотически-антисемитского сайта.
Судя по всему, нечто подобное ждет и юбилей поэтессы, приходящийся
на эту неделю.
|
(Фото: Александр
Елкин)
(Фото: Александр
Елкин)
| | Все
это можно было бы объяснить «выпадением из литературного процесса»
(хотя, заметим, речь идет о литераторе, чьи новые сочинения в
последние несколько лет регулярно публиковались в одном из самых
авторитетных «толстых» журналов – «Знамени»). Или, скажем, вопиющим
несоответствием стихов Матвеевой – как старых, так и новых –
требованиям современной литературной моды. Или просто ленью и
нелюбопытством критики. Но чем объяснить ответ соседки поэтессы по
дачному поселку корреспондентам «Еженедельного Журнала»: «Да, это ее
дом, но она тут в этом году ни разу не появлялась, да и в прошлом,
кажется, тоже» – когда Новелла Николаевна, как обычно, провела на
даче все лето?
Видимо, дело все-таки в самой Новелле Матвеевой, сочетающей
ярчайшую поэтическую индивидуальность с качествами
человека-невидимки.
СХОДНЕНСКАЯ ЗАТВОРНИЦА
В кратком изложении биография Новеллы Матвеевой выглядит
благополучной, символичной и бедной событиями. Родилась 7 октября
1934 года не где-нибудь, а в бывшем Царском Селе и будущем городе
Пушкин. Почти все детство и юность провела в Подмосковье. Работала в
детском доме – не воспитателем, а разнорабочей в подсобном
хозяйстве. 1 ноября 1959 года проснулась знаменитой: в этот день
«Комсомольская правда» вышла с полосой ее стихов. Потом была учеба
на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР, подаривших
ей не только диплом и право на профессию, но и знакомство с
выпускником Литинститута Иваном (Хейно Иоханнесом) Киуру, за
которого она вышла замуж в 1963 году, чтобы не разлучаться до самой
его смерти в 1992-м. Дальше – только даты выхода книг и пластинок.
И совсем недавно – награды: Пушкинская премия в 1998 году и
Государственная – в 2003-м.
Если вглядеться повнимательнее в самое начало ее биографии, можно
увидеть удивительную семью энтузиастов, мечтателей, читателей,
почувствовать мироощущение людей, дававших своим детям имена
Новелла, Роза-Лиана и Роальд. (Насколько можно судить, у Новеллы
Николаевны во всей России нет ни единой тезки.) Можно представить
маленькую девочку, полуслепыми от авитаминоза глазами проглатывающую
Диккенса и Марка Твена. А отсюда уже легко вывести и знаменитую
«книжность», и экзотико-романтический антураж сочинений Матвеевой,
особенно заметные на фоне «молодой поэзии» 60-х.
Юная Новелла так и не стала пионеркой. Это, конечно, вряд ли было
ее выбором. Но трудно считать это обстоятельство незначительным,
зная, что позже, едва ощутив возможность литературного заработка,
она немедленно распрощалась с регулярной службой. И потом, в тяжелые
годы, существуя на редкие и случайные переводческие гонорары, даже
не помышляла о поисках постоянной работы. Это не было художественным
или политическим жестом. Самые старшие из «поколения дворников и
сторожей» еще ходили в школу, а наиболее независимая часть
интеллигенции выражала несогласие с происходящим в основном в форме
знаменитых коллективных писем против того-то или в защиту сего-то.
Новелла Матвеева, как все порядочные люди, регулярно подписывала
такие письма, да и вообще так и не овладела искусством вовремя
промолчать. Но в целом она оставалась вполне лояльной советской
подданной.
В ее упорном отстранении от любых организаций, коллективов и
должностных обязанностей выражалось отношение не к Системе, а к себе
самой. «От трусости, наверное, от страха, – говорит сегодня Новелла
Николаевна о своей тяге к уединению, появившейся еще в детстве. – Я
– человек дикий, вести себя не умею. Мне очень легко выглядеть
смешной. Поэтому я стараюсь быть как-то отдельно...»
Необходимость «быть как-то отдельно» выливалась в стремление
старательно избегать любых форм публичности. Фотографии Новеллы
Матвеевой 60-х годов – времени ее оглушительной славы как автора
песен – можно буквально пересчитать по пальцам. Да и сами
выступления были нечасты и непредсказуемы, а с годами становились
все реже. Бесстрашная и изящная в стихе и мелодии, на сцене, в лучах
софитов, под взглядами сотен незнакомых людей и под прицелом
объективов, Матвеева выглядела скованно и неловко.
Интровертность (таково истинное имя матвеевской «дикости»)
нередко свойственна творцам, они платят ею за мощь и живость
воображения. Но для автора песен, сочинителя и исполнителя она
оборачивается пыткой вынужденного контакта с публикой. Люди того же
психического склада, но с более решительным характером могут
запретить съемки в зале, притемнить сцену – Матвеевой же было легче
просто отказаться от выступления. Тем более что ко второй половине
70-х жизнь как-то наладилась. Сборники стихов начали выходить более
или менее регулярно, а дисков Матвеевой в доперестроечный период
вышло, кажется, больше, чем всех остальных бардов, вместе взятых.
Правда, если пластинки еще можно было купить, то книжки Новеллы
Матвеевой на прилавках не то что не залеживались, а не появлялись
вовсе.
Отъединению Матвеевой от мира невольно способствовал и Иван
Киуру, взявший на себя львиную долю ненавистного ей общения с
редакциями, издательствами и прочими конторами. И если ему временами
удавалось что-то доказать равнодушным литературным надсмотрщикам, то
она не сумела защитить его от инстанции более беспощадной – публики.
С начала 70-х Матвеева пишет песни на стихи Киуру, вместе с ним
выступает в концертах (пожалуй, единственная попытка Новеллы
Николаевны как-то использовать свою популярность). Но большинство
поклонников так и не разделило ее восхищения творчеством мужа:
справедливо или нет, но поэт Иван Киуру так и остался в тени поэта
Новеллы Матвеевой.
В 1992 году Киуру умер. Три года спустя неожиданно и нелепо погиб
Михаил Нодель – молодой журналист и поэт, ставший в 90-е секретарем
и литагентом Новеллы Матвеевой, а фактически – посредником между ней
и миром. На несколько лет Матвеева просто замолчала (хотя стараниями
ее поклонников продолжали выходить книги). Новые стихи (но не
песни!) стали появляться лишь в самом конце 90-х. Сама же Новелла
Николаевна окончательно выпала из всякой публичной жизни, проводя
почти все время зимой в городской квартире, а летом – на той самой
даче в Сходне, где соседи могут месяцами не замечать ее присутствия.
ЛАСТОЧКИНА ШКОЛА
В любом разговоре о поэзии Новеллы Матвеевой не позже второй
фразы неизбежно всплывает слово «романтика». Ее песни и стихи,
переполненные морем, кораблями, харчевнями, парусами, кружевами,
шпагами, словно нарочно провоцируют упреки во вторичности и
«книжности». Ее героев и ее сюжеты встречают буквально «по одежке».
И не замечая ни явной насмешки (как в песне «Платок вышивая
цветной...»), ни прямой брезгливости («Но... романтику они
символизируют – хоть за это спасибо подлецам!»), абсолютно серьезно
говорят, что Новелла Матвеева – эскапист, променявший наше время на
мир придуманной, условной старины. (Примерно так в свое время
живописца и проповедника Честертона восприняли как автора
детективов.) Да она и сама с готовностью принимает ярлык романтика.
Стихи Новеллы Матвеевой обращены к внутренней жизни души – «что в
тихом сердце его творилось и что варилось в его котле». Ее умение
удерживать поэтическое напряжение при полном отсутствии действия
просто поразительно – взять хотя бы песню про то, как старый негр
хочет спать. Но совершенно немыслимо у романтика яростное, азартное
отстаивание прописных истин, которые сам автор прямо именует
«Трюизмами»:
Все едино? Нет, не все едино.
В дебрях нет повторного листочка!
Потому что если «все едино» –
Значит, «все дозволено»! И точка.
Попыток «прописать» Матвееву в любой другой литературной традиции
было немало. Ее причисляли к шестидесятникам (на сугубо
хронологических основаниях), выводили прямо из Серебряного века.
Каждая из таких попыток отчасти справедлива: Матвеева наследует всем
этим традициям сразу, не присягая ни одной из них. Она не
принадлежит ни к какой школе, ни один известный поэт не может
считаться ее учителем. (Иногда в этом качестве называют Маршака, но
перед Самуилом Яковлевичем предстал уже сложившийся поэт, которому
он и помог выйти к читателю.) Сама она называет только одно имя –
своей матери, Надежды Матвеевой (Орленевой), напечатавшей за всю
жизнь лишь несколько стихотворений.
А в стихах отвечает прямо и определенно: «Нас ласточка петь
научила, и полно о том толковать!». Сказано не мимоходом: на этой
строчке зиждется название стихотворения, ставшее именем одного из
важнейших сборников Матвеевой – «Ласточкина школа».
|
|
(Фото: Андрей
Кобылко) | Современное искусство
провозгласило оригинальность высшим достоинством произведения и
автора. Но, столкнувшись с талантом, действительно ни на кого не
похожим и ни за кем не следующим, оно не нашло для него ни места, ни
слова.
И предпочло его просто не видеть. Упорное молчание критики,
навязчивое употребление по отношению к Матвеевой прошедшего времени
– свидетельство не заговора, а беспомощности. Никто не знает, как
быть с этим экзотическим фруктом, вдруг выросшим на древе русской
поэзии.
Но он есть – и с этим уже ничего не поделаешь.
|